Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что выбор денежно-кредитных целей, а также инструментов и механизма их достижения, эффективно способствующих развитию всей экономики — важнейший вопрос единой государственной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия денежно-кредитной политики государства 4
Сущность денежно-кредитной политики государства 4
Цели денежно-кредитной политики государства 12
Методы осуществления денежно-кредитной политики
государства 14
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов 20
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа 20
Политика валютного курса 26
Инструменты денежно-кредитной политики
и их использование 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Юхманова.docx

— 173.93 Кб (Скачать файл)

3) Изменение минимальной резервной нормы. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

 Минимальные резервы  выполняют две основные функции.

 Во-первых, они как  ликвидные резервы служат обеспечением  обязательств коммерческих банков  по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных  резервов центральный банк поддерживает  степень ликвидности коммерческих  банков на минимально допустимом  уровне в зависимости от экономической  ситуации.

 Во-вторых, минимальные  резервы являются инструментом, используемым центральным банком  для регулирования объема денежной  массы в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует  масштабы активных операций коммерческих  банков (в основном объем выдаваемых  ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив.[7] Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

 Изменение нормы обязательных  резервов влияет на рентабельность  кредитных учреждений. Так, в случае  увеличения обязательных резервов  происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

 Недостаток этого метода  заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные  банки, имеющие незначительные  депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

 В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение  роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит  тот факт, что повсеместно (в  западных странах) происходит  снижение нормы обязательных  резервов и даже ее отмена  по некоторым видам депозитов.

 Понижение нормы денежных  резервов приведет к увеличению  денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов.[2] Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.

 Этот инструмент монетарной  политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы  всей банковской системы. Он  является настолько мощным, что  в действительности его применяют  раз в несколько лет, а не  каждый день, как в случае с  операциями на открытом рынке.

Селективные методы денежно-кредитной  политики, включают:

1) контроль по отдельным  видам кредитов (кредитов под  залог биржевых ценных бумаг,  потребительских кредитов, ипотечного  кредитования), осуществляемый, как  правило, в периоды напряжения  на рынке ссудных капиталов,  когда государство ставит своей  задачей перераспределение их  в пользу определенных отраслей  или ограничение общего объема потребительского спроса;

2) регулирование риска  и ликвидности банковских операций  в основном путем установления  соотношения выданных кредитов  с суммой собственных средств банка.

2 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В  2012 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов  Правительство Российской Федерации  и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета  декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.

    Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"[15].

    В соответствии  с прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  ожидается, что в 2011 году экономический  рост будет обеспечиваться за  счет как внешних факторов, связанных  с благоприятной конъюнктурой  мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост  внутреннего спроса и постепенное  восстановление кредитования банками  реального сектора российской  экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

    Банк России  разработал три варианта денежной  программы в зависимости от  основных параметров прогноза  социально-экономического развития  Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй  вариант базируется на макроэкономических  показателях, использованных при  формировании проекта федерального  бюджета на 2011 год и плановый  период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста  денежной базы в узком определении,  рассчитанные исходя из необходимости  достижения целевых показателей  по инфляции и соответствующие  оценкам динамики экономического  роста и валютного курса, в  зависимости от варианта программы  могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.[16]

    При предполагаемом  в прогнозный период ослаблении  платежного баланса и повышении  гибкости курсовой политики ожидается,  что денежное предложение все  в большей степени будет формироваться  за счет увеличения чистых  внутренних активов (ЧВА) органов  денежно-кредитного регулирования  при уменьшении роли чистых  международных резервов (ЧМР). При  этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

    Планируемое в  2011 - 2013 годах сокращение дефицита  федерального бюджета, в том  числе монетарных источников  его финансирования, будет способствовать  ограничению воздействия бюджетного  канала на рост денежного предложения,  формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.[16]

    В рамках первого  варианта денежной программы,  рассчитанного исходя из значительного  снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение  ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей  в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

    Для обеспечения  роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного  варианта программы, увеличение  ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах  - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.[15]

Таблица 1. Прогноз показателей денежной программы на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей).

 

1.01.2011 (оценка)

1.01.2012

1.01.2013

1.01.2014

I вариант

II

вариант

III вариант

I вариант

II

вариант

III вариант

I вариант

II

вариант

III вариант

Денежная база (узкое определение)

5922

6379

6838

7068

7050

7757

8224

7717

8641

9320

- наличные деньги в  обращении (вне Банка России)

5789

6230

6679

6904

6880

7569

8025

7523

8424

9085

- обязательные резервы

133

149

159

165

171

188

199

194

218

235

Чистые международные  резервы

14682

14433

16121

17377

13705

17165

19606

12317

17144

20597

- в млрд. долларов США

486

478

534

576

454

569

650

408

568

682

Чистые внутренние активы

-8760

-8054

-9282

-10309

-6655

-9407

-11382

-4599

-8502

-11277

Чистый кредит расширенному правительству

-4683

-3761

-4511

-5224

-2869

-4603

-6126

-1686

-4693

-6884

- чистый кредит федеральному  правительству

-3683

-2661

-3411

-4125

-1670

-3403

-4927

-386

-3393

-5584

- остатки средств консолидированных  бюджетов субъектов Российской  Федерации и государственных  внебюджетных фондов на счетах  в Банке России

-1000

-1100

-1100

-1100

-1200

-1200

-1200

-1300

-1300

-1300

Чистый кредит банкам

-1400

-1616

-2158

-2359

-893

-2080

-2277

-489

-734

-983

- валовой кредит банкам

600

600

600

600

600

600

600

1600

600

600

- корреспондентские счета  кредитных организаций, депозиты  банков в Банке России и  другие инструменты абсорбирования  свободной банковской ликвидности

-2000

-2216

-2758

-2959

-1493

-2680

-2877

-1111

-1334

-1583

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2677

-2677

-2614

-2726

-2892

-2724

-2979

-3403

-3074

-3409


 

  Как предусмотрено  "Основными направлениями бюджетной  и налоговой политики на 2011 год  и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на  нефть ниже 75 долларов США за  баррель для финансирования бюджетного  дефицита возможно использование  средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.[15]

    Во втором варианте  денежной программы, предполагающем  умеренный рост цен на нефть  в рамках прогнозного периода,  соответствующий показателям прогноза  платежного баланса прирост ЧМР  составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в  2013 году он будет близок к нулевому.

    В 2011 и 2012 годах  указанный прирост ЧМР будет  частично компенсирован сокращением  ЧВА, которое с учетом динамики  денежной базы, определенной в  соответствии с ориентирами по  инфляции, в указанный период  оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с  тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста  денежной базы на уровне, соответствующем  параметрам данного варианта  программы, потребуется увеличение  ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

    В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

    При прогнозируемой  динамике кредита расширенному  правительству в 2011 году сокращение  ЧВА будет обеспечено за счет  изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый  для увеличения денежного предложения  прирост ЧВА будет обеспечен  за счет повышения чистого  кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.[16]

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства