Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что выбор денежно-кредитных целей, а также инструментов и механизма их достижения, эффективно способствующих развитию всей экономики — важнейший вопрос единой государственной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк
Введение 3
1 Основные понятия денежно-кредитной политики государства 4
Сущность денежно-кредитной политики государства 4
Цели денежно-кредитной политики государства 12
Методы осуществления денежно-кредитной политики
государства 14
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов 20
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа 20
Политика валютного курса 26
Инструменты денежно-кредитной политики
и их использование 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
3) Изменение минимальной резервной нормы. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как
ликвидные резервы служат
Во-вторых, минимальные
резервы являются инструментом,
используемым центральным
Изменение нормы обязательных
резервов влияет на
Недостаток этого метода
заключается в том, что
В последние полтора-два
десятилетия произошло
Понижение нормы денежных
резервов приведет к
Этот инструмент монетарной
политики является наиболее
Селективные методы денежно-кредитной политики, включают:
1) контроль по отдельным
видам кредитов (кредитов под
залог биржевых ценных бумаг,
потребительских кредитов, ипотечного
кредитования), осуществляемый, как
правило, в периоды напряжения
на рынке ссудных капиталов,
когда государство ставит
2) регулирование риска
и ликвидности банковских
2 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2012 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ
2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"[15].
В соответствии
с прогнозом социально-
Банк России
разработал три варианта
При предполагаемом
в прогнозный период
Планируемое в
2011 - 2013 годах сокращение дефицита
федерального бюджета, в том
числе монетарных источников
его финансирования, будет способствовать
ограничению воздействия
В рамках первого
варианта денежной программы,
рассчитанного исходя из
Для обеспечения
роста денежной базы на уровне,
соответствующем параметрам
Таблица 1. Прогноз показателей денежной программы на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей).
1.01.2011 (оценка) |
1.01.2012 |
1.01.2013 |
1.01.2014 | |||||||
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант | ||
Денежная база (узкое определение) |
5922 |
6379 |
6838 |
7068 |
7050 |
7757 |
8224 |
7717 |
8641 |
9320 |
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
5789 |
6230 |
6679 |
6904 |
6880 |
7569 |
8025 |
7523 |
8424 |
9085 |
- обязательные резервы |
133 |
149 |
159 |
165 |
171 |
188 |
199 |
194 |
218 |
235 |
Чистые международные резервы |
14682 |
14433 |
16121 |
17377 |
13705 |
17165 |
19606 |
12317 |
17144 |
20597 |
- в млрд. долларов США |
486 |
478 |
534 |
576 |
454 |
569 |
650 |
408 |
568 |
682 |
Чистые внутренние активы |
-8760 |
-8054 |
-9282 |
-10309 |
-6655 |
-9407 |
-11382 |
-4599 |
-8502 |
-11277 |
Чистый кредит расширенному правительству |
-4683 |
-3761 |
-4511 |
-5224 |
-2869 |
-4603 |
-6126 |
-1686 |
-4693 |
-6884 |
- чистый кредит федеральному правительству |
-3683 |
-2661 |
-3411 |
-4125 |
-1670 |
-3403 |
-4927 |
-386 |
-3393 |
-5584 |
- остатки средств |
-1000 |
-1100 |
-1100 |
-1100 |
-1200 |
-1200 |
-1200 |
-1300 |
-1300 |
-1300 |
Чистый кредит банкам |
-1400 |
-1616 |
-2158 |
-2359 |
-893 |
-2080 |
-2277 |
-489 |
-734 |
-983 |
- валовой кредит банкам |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
1600 |
600 |
600 |
- корреспондентские счета
кредитных организаций, |
-2000 |
-2216 |
-2758 |
-2959 |
-1493 |
-2680 |
-2877 |
-1111 |
-1334 |
-1583 |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-2677 |
-2677 |
-2614 |
-2726 |
-2892 |
-2724 |
-2979 |
-3403 |
-3074 |
-3409 |
Как предусмотрено
"Основными направлениями
Во втором варианте
денежной программы,
В 2011 и 2012 годах
указанный прирост ЧМР будет
частично компенсирован
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой
динамике кредита расширенному
правительству в 2011 году сокращение
ЧВА будет обеспечено за счет
изменения чистого кредита