Издержки, их сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 18:38, контрольная работа

Краткое описание

Каждый вид ресурса в процессе производственного потребления порождает свойственный каждому ресурсу вид дохода.
Пахотная земля, полезные ископаемые, средства производства, транспортные средства и средства связи ограничены определенным пределом. Процесс производства, связанный с использованием ограниченных ресурсов, также ограничен, общество не в состоянии произвести и потребить такое количество продуктов и изделий, которое бы оно хотело иметь.

Вложенные файлы: 1 файл

марина эконом теория.doc 1.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. По сути это финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на год, а по материальному содержанию – централизованный фонд денежных средств.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Основными принципами построения государственного бюджета является полнота, единство, реальность, и гласность.

Традиционный экономический анализ выделяет следующие функции бюджета:

- перераспределения национального  дохода, в том числе для финансирования  социальной политики;

- контроля за финансовым состоянием  экономики через движение финансовых  ресурсов;

- регулирование и стимулирования  экономики и научно-технического  процесса;

- обеспечение внутренней и внешней  безопасности;

- содержание аппарата управления.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития от уровня государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и др. для финансовой поддержке фермерских хозяйств, жилищного строительства, наукоемких фирм и т.д. Госбюджет финансирует непроизводственную сферу (образование, медицинское обслуживание, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономическую и военные нужды.

Сбалансированность бюджета – достижение равенства доходной и расходной его частей. Идеальное исполнение государственного бюджета означает полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Обратная ситуация – превышение расходов над доходами – ведет к образованию бюджетного дефицита. По установившимся международным стандартам, он не должен превышать 3% ВВП.

Бюджетный дефицит может вызываться осуществлением крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями, экономическими кризисами и т.д. Во всех случаях расходы государства резко возрастают, превышая его доходы.

Различают структурный и циклический дефицит.

Структурный дефицит – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы. Это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов экономики.

Циклический дефицит – дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, сокращения налоговых поступлений и увеличение государственных трансфертов в результате экономического спада. Он свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. В странах с рыночной экономикой  основной причиной дефицита является спад производства, который приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.

Источники и методы покрытия бюджетного дефицита:

- увеличение налогов посредством  поднятия налоговых ставок или введения новых налогов, что приводит к росту государственных доходов.

- денежное финансирование, но не  за счет прямой эмиссии денег, а путем монетизации дефицита;

- использование средств от приватизации  государственной собственности;

- внутреннее и внешнее долговое  финансирование через выпуск  и продажу государственных бумаг.

  Существуют три подхода к регулированию бюджетного дефицита:

а) бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. в каждом финансовом году сводиться с равенством между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и доходов в зависимости от положения в экономике, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку;

б) бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. В периоды спадов производства правительство увеличивать расходы, что ведет к росту дефицита, а в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется;

в) концепция функциональных финансов, согласно которой главной целью государственных финансов являются обеспечение макроэкономического равновесия, Во-первых, макроэкономическое равновесие вызывает экономический рост, который способствует увеличению национального дохода и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выступить дополнительное количество денег и тем самым устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Первичный дефицит равен государственным расходам за вычетом чистого процента и налоговых поступлений, т.е сумме государственных закупок товаров и услуг и трансфертов за вычетом налоговых поступлений. При бурном развитии первичного дефицита стремительно растет отношение государственного долга к ВНП. Это испытали многие страны, например в годы Второй мировой войны.

Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности стран другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Его размер за определенный период можно исчислить, отняв суммы накопленных бюджетных дефицитов бюджетные излишки. Если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.

Различают внутренний и внешний долг.

Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. При наличии внешнего долга нация вынуждена отдавать в погашение и оплату процентов по долгу ценные товары и услуги, что негативно сказывается на развитии ее экономики. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит. Абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по доле внешнего долга в ВНП, отношению годового объема выплат по нему к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25%.

Для погашения государственного долга используются различные способы, в частности:

- рефинансирование – выпуск новых займов;

- консолидация – изменение условий заимствования, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства превращаются в долго- и среднесрочные;

- конверсия внешнего долга – изменение условий заимствования относительно доходности.

В качестве положительного момента обычно отмечают, что при внутреннем долге не происходит «утечка» товаров и услуг за границу. Однако возникает ряд других серьезных проблем:

- выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку покупка государственных ценных бумаг доступна только наиболее обеспеченным слоям населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все;

- чтобы погасить долг и выплачивать  проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что уменьшает стимулы к инвестициям, а значит, замедляет развитие экономики и усиливает социальную напряженность в обществе;

- выпуску в обращение новых  государственных бумаг сопутствует  повышение ставки ссудного процента, негативно сказывающиеся на процессе инвестирования капиталов;

- большой государственный долг  отпугивает иностранных инвесторов  и порождает у населения страны  неуверенность в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Факторы производства. Особенности спроса на факторы производства и их предложение. Доходы от факторов производства.

Производство – это любая деятельность человека, направленная на преобразование внешней среды в целях приобретения благ, служащих для удовлетворения его потребностей.

Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство.

Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил (возможностей), которые могут быть использованы в процессе создания благ (товаров, услуг).

Выделяют природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые;

Материальные ресурсы – все созданные человеком блага, сами являющиеся результатом производства. Это предприятия, транспортные системы, жилые дома – все, что необходимо для производства и потребления. Важную роль играют орудия труда, эффективность которых характеризует степень овладения силами природы и их подчинения производству благ и услуг.

Трудовые (человеческие) ресурсы – население в трудоспособном возрасте. Этот вид ресурсов рассматривается в социально-демографическом (пол, возраст), профессионално-квалификационном (слесари, токари и т.д.) и культурно-образовательном (образование) аспектах.

Финансовые ресурсы – денежные средства, которые используются для функционирования общественного производства. Их источники – временно свободный денежный капитал предприятий и фирм, налоги, сбережения населения и т.д.

Природные, материальные и трудовые ресурсы называют базовыми, поскольку их наличие в той или иной мере присущи любому обществу. Финансовые ресурсы являются производными, ибо возникают на рыночной ступени развития цивилизации.

Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы называют факторами производства. Они разделяются на четыре большие группы: земля, труд, капитал, предпринимательская  способность.

Земля составляет естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности. Она характеризируется определенным плодородием и служит объектом для лесного и сельского хозяйства, на ней размещаются производственные и жилые сооружения, а в ее недрах скрываются залежи полезных ископаемых. Следует отметить, что значительная часть пригодных для возделывания земельных угодий стала таковой только благодаря вырубке лесов, осушению болот, дренажу    и т.п. Поэтому то, что мы называем землей, в известной мере является продуктом деятельности предыдущих поколений людей.                          

Труд – это интеллектуальная и физическая деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказание услуг.     Характеристиками труда является его продолжительность, интенсивность и производительность. Продолжительность труда – это время, в течении которого человек трудится. Она определяется физиологическими параметрами, соображениями морального и социального характера, а также (если речь идет о рабочем времени) законодательными актами. Интенсивность труда – это его напряженность, изменяемая затратами физической и умственной энергии человека в единицу времени. Производительность труда – это его плодотворность, определяемая количеством созданной продукции за час, день, неделю и т.д.

Капитал – все средства, созданные человеком и используемые им для производства благ и оказания услуг. Процесс производства и накопления этих средств определяется как инвестирование. Капитал материализуется в зданиях, сооружениях, сырье, материалах, энергии. Его иногда называют реальным капиталом, иногда – инвестиционными товарами. В экономической науке выделяют основной и оборотный капитал.

На предпринимательство как фактор производства обратил внимание впервые А.Смит. В его понимании предприниматель был особым субъектом, наделенным способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения, как в стандартных ситуациях, так и в рисковых обстоятельствах, в том числе в инновациях. Предпринимательский фактор -  деятельность по координации и комбинированию других факторов производства в целях производства материальных благ и услуг. Предпринимательский фактор представляет собой специфический человеческий ресурс, называемый предпринимательской способностью. Предприниматель соединяет, комбинирует остальные факторы производства – труд, землю и капитал – в единый процесс производства, принимая основные, зачастую неординарные новаторские решения в процессе ведения бизнеса.

Информация о работе Издержки, их сущность и структура