Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:38, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть издержки производства и прибыль.
Задачи работы:
1) дать общую характеристику издержек;
2) рассмотреть виды издержек, связанных с деятельностью фирмы;
В условиях несовершенной конкуренции фирма имеет возможность влиять и на объем выпускаемой продукции, и на цену. С увеличением объема выпускаемой продукции меняется предельная выручка и уменьшается цена реализуемого товара. При реализации дополнительной единицы продукции предельная выручка будет меньше суммарного снижения цены реализации всех предыдущих единиц продукции.
Если на одном графике совместить кривую предельных издержек и предельной выручки фирмы, то можно увидеть, что в случае совершенной конкуренции в точке пересечения этих кривых (точка К) предельная выручка MR равна предельным издержкам МС и цене Р продукции (рис. 2.4):
MR = МС = Р.
При этом с увеличением выпуска продукции Q цена Р не меняется, то есть Р = const.
Рис. 2.4. Предельный доход МR и предельные издержки МС в условиях совершенной конкуренции
В условиях несовершенной конкуренции (рис. 2.5) в точке пересечения кривой предельных издержек МС и предельного дохода MR (точка К) предельная выручка равна предельным издержкам (MR = МС), однако цена будет снижаться с увеличением выпуска продукции.
Следовательно, при решении вопроса об увеличении выпуска продукции необходимо производить сопоставление предельной выручки и предельных издержек.
Рис. 2.5. Предельный доход МR и предельные издержки МС в условиях несовершенной конкуренции
Прибыль определяется: П = TR - ТС, где TR — общий доход (выручка). TR = P х Q.
Различают еще средний AR и предельный доход MR.
AR = TR/Q — показывает, сколько в среднем приходится от общего дохода, на 1 единицу продукции, a MR = ATR/AQ — показывает на сколько изменится общая выручка при продаже еще одной единицы продукции.
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
1. Следует ли оставаться
в деле или прекратить
2. Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?
Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR < ТС. Для такой фирмы цель — минимизация убытков.1
Если фирма выходит из дела, то ее убытки равны постоянным издержкам (FC). Поэтому, если (TR - ТС) < FC — целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR - ТС) > FC, выгоднее закрыть производство, расплатившись по своим обязательствам.
Правило закрытия (банкротства) гласит, что если переменные издержки (VC) не покрываются доходом от реализации продукции (TR), то предприятие должно прекратить производство (TR < VC). Разделив обе части неравенства на Q, получим иную интерпретацию правила закрытия: TR/Q < VC/Q = Р < AVC.
Для фирмы, максимизирующей прибыль (TR > ТС), актуальным
–––––––––––––––––––––––––––––
1Фатеев Б. Управление финансами // Аудит и налогообложение. 2001. № 6. С. 3.
является второй вопрос — сколько производить?
До тех пор, пока расширение производства (Q) обеспечивает более быстрый рост дохода (MR) по сравнению с ростом издержек (МС) фирма будет наращивать выпуск. Максимизация прибыли, связанная с дифференцированием равенства П = TR - ТС и приравниванием производной к нулю, всегда дает равенство предельных издержек предельному доходу
MR - МС.
Таким образом, когда МС = MR, фирма достигает оптимального объема выпуска, данное правило обеспечивает максимум прибыли фирме при любой структуре рынка.
Важная для предприятия управленческая задача, которую можно решить только с помощью метода переменных затрат, — выбор наиболее эффективного ассортимента продукции.
Определяя маржинальную прибыль по отдельному товару, можно рассчитать его рентабельность:
Маржинальная прибыль единицы товара = цена его реализации - переменные затраты.
Наиболее выгодный продукт тот, у которого рентабельность по маржинальной прибыли выше: Рентабельность = маржинальная прибыль: выручка.
Например. Торговое предприятие продает четыре вида фруктов: груши, ананасы, бананы и апельсины. В течение последнего года продажа апельсинов приносит постоянный убыток. Руководству предприятия необходимо принять решение: продолжать или прекратить продажу апельсинов. Какую в данном случае выбрать финансовую политику?
Таблица 2.2
Груши |
Ананасы |
Бананы |
Апельсины |
Всего | |
Выручка от продажи, тыс.руб. |
40 |
40 |
100 |
20 |
200 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
15 |
25 |
65 |
15 |
120 |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. |
25 |
15 |
35 |
5 |
80 |
Рентабельность, % |
62,5 |
37,5 |
35,0 |
25,0 |
40,0 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
12 |
12 |
30 |
6 |
60 |
Операционная прибыль, тыс. руб. |
13 |
3 |
5 |
-1 |
20 |
Постоянные затраты распределены между видами продукции пропорционально объему продаж. Предположим, что администрация решила прекратить продажу апельсинов, которая убыточна. Пересчитаем финансовые результаты без учета этого вида продукции.
Общая выручка по трем оставшимся видам фруктов:
40 + 40+100 = 180 тыс. руб.
Переменные затраты:
15 + 25 + 65 = 105 тыс. руб.
Маржинальная прибыль:
Выручка - переменные затраты = 180 — 105 = 75 тыс. руб.
Рентабельность = маржинальная прибыль : выручка
75 : 180 = 41,7% (была 40%).
Постоянные затраты = 60 тыс. руб. (они остаются теми же, так как не зависят от объема продаж).
Операционная прибыль = маржинальная прибыль — постоянные затраты:
75 – 60 = 15 тыс. руб.
Отсюда вывод: финансовый результат снизился в результате отказа от продажи апельсинов, то есть операционная прибыль снизилась с 20 тыс. рублей до 15 тыс. рублей.
Причина в том, что суммарные переменные затраты сократились, а постоянные остались теми же. Продажа апельсинов была в целом убыточной, но приносила маржинальную прибыль в 5 тыс. рублей. Она оттягивала на себя часть постоянных затрат, которые распределялись пропорционально между всеми видами фруктов. Когда продажа апельсинов была прекращена, постоянные затраты стали распределяться уже между тремя видами фруктов (то есть в расчете на единицу продукции они увеличились) и общая прибыль предприятия уменьшилась.
Использование метода переменных затрат дает возможность руководителю принимать оптимальное решение. В нашем же примере руководитель сразу отказался от продажи невыгодного товара. А это было неверным финансовым решением: продажу апельсинов нецелесообразно прекращать, по крайней мере, в ближайшем периоде.
Но если все же прекратить продажу апельсинов, а высвободившиеся средства использовать для продажи дополнительного количества других фруктов (груш, ананасов, бананов), которые приносят прибыль, то какие из оставшихся видов фруктов можно порекомендовать продавать?
Высвободившиеся средства лучше направить на продажу дополнительного количества груш, так как рентабельность по маржинальной прибыли у них выше (62,5%), чем у остальных видов фруктов. Это означает, что каждый проданный килограмм груш приносит больше прибыли, чем другие фрукты. Но если в данный момент, например, спрос на груши не очень высок, тогда высвободившиеся средства следует направить на продажу ананасов, которые более рентабельны (37,5%), чем бананы (35,0).
Проводя такой анализ, можно не только определить более рентабельный ассортимент, но даже и при уменьшении спроса получить максимальную прибыль, которая возможна в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка. Ведь спрос на все фрукты не снижается (увеличивается) в одинаковых пропорциях.
Подобного рода анализ можно проводить на предприятиях любой отрасли. Аналогичным образом, например, рассчитывается рентабельность туристских продуктов на разных направлениях. Предприятие в сфере гостиничного хозяйства может просчитать рентабельность разных видов обслуживания потребителей, например: услуг парикмахерской, кафе, пункта по химической чистке при гостинице, по организации проведения досуга проживающих и других видов услуг.
Классификация затрат на постоянные и переменные позволяет обратить внимание и на другие аспекты финансовой деятельности предприятия, например определить точку безубыточности.
Безубыточность бизнеса — это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняются издержкам, то есть — это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет прибыли, но нет и убытков.1
Анализ безубыточности бизнеса имеет очень важное значение, так как позволяет убедиться, будет ли дело прибыльным или принесет убытки. Не менее важным он является для тех предприятий, которые работают не "вслепую", а планируют свою деятельности на предстоящий год, то есть составляют финансовый план (более подробно об этом — в следующем разделе). Только на основе анализа безубыточности можно реально составить финансовый план (для кредиторов — бизнес-план).
Целесообразность предпринимате
Однако может наступить такой момент, когда при значительном увеличении объема производства и продаж требуются дополнительные затраты, не только переменные, но и постоянные: дополнительное помещение, транспортные средства — это увеличение арендной платы; дополнительный персонал, в том числе и управленческий; реклама и т.д. В результате эффективность предприятия может снижаться. Поэтому важно просчитать как точку безубыточности, так и наиболее оптимальный объем производства при данном уровне затрат (анализ предельных затрат).2
Анализ безубыточности начинается с определения выручки. Если это малое торговое предприятие, переменными будут затраты на покупку товара у оптового предприятия (посредника).
Например. Допустим, вы покупаете растительное масло по 40 руб., а продаете по 45 руб. за бутылку. Постоянные затраты на содержание торговой точки за месяц (аренда магазина, склада; зарплата продавца; транспортные
––––––––––––––––––––––––
1Тренев Н.Н. Управление финансами. М., 2003. С. 25.
2Войц А. Анализ текущих затрат // Малое предприятие. 2004. №3. С. 43.
расходы) — 6 тыс. руб.
Подсчитаем количество бутылок масла, которые необходимо продать, чтобы определить точку безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на выручку с каждой бутылки.
Точка безубыточности (в единицах продажи) = постоянные затраты : цена — переменные затраты на единицу
6 000 : (45 - 40) = 1 200.
Это означает, что продажа лишь 1 201 и следующих бутылок будет давать прибыль (при условии, что цена покупки и продажи не изменяется). Если же за месяц было продано меньше 1 200 бутылок, предприятие понесет убыток.
Однако можно продавать не только этот товар. В таком случае точка безубыточности рассчитывается в стоимостном выражении (рублях). Если предприниматель закупает ассортимент товаров, расчет точки безубыточности в рублях осуществляется в три этапа:
1) суммируются все
переменные затраты — вся
2) определяется маржинальная прибыль (600 000 - 390 000 = 210 000 руб.). Рассчитывается доля маржинальной прибыли в выручке:
маржинальная прибыль : выручка = 210 000 : 600 000 = 0,35;
3) точка безубыточности = постоянные затраты : доля маржинальной прибыли = 140 000 : 0,35 = 400 000 руб.
Это означает, что если торговое предприятие реализовало за указанный период товаров на общую сумму в 400 000 руб., то достигло возмещения всех постоянных затрат. В дальнейшем этот расчет дает возможность руководителю подойти гибче к ценообразованию. Например, если происходит сокращение спроса на некоторые виды товаров, можно смело для стимулирования спроса снижать цены. Их нижний предел — переменные затраты + планируемая прибыль.
Важно отметить, что уровень безубыточности предприятия — величина переменная. Если предприятие сокращает затраты, будет снижаться пороговый уровень безубыточности и наоборот.
Таким образом, при организации процесса управления величиной прибыли на предприятии важное значение имеет разработка механизма снижения текущих затрат, формирующих уровень себестоимости производимой продукции. При этом в общей сумме текущих затрат целесообразно выделять переменные и постоянные расходы.