Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере Республики Татарстан.
Введение 3
1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства 5
2. Характеристика инвестиционной политики государства 13
3. Стратегия развития инвестиционной политики государства 17
Заключение 39
Список использованных источников 31
Приложения
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика (рис. 1), так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Рис. 1. Взаимосвязь инвестиционной политики [16, с.58]
До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами [11, с.96]:
– экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
– величиной имеющегося производственного потенциала;
– географическим местонахождением;
– природно-климатическими условиями;
–привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:
– создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
– определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
– создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
– обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.
Важную роль в подъеме
экономики и повышении
Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.
С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политике на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Инвестиции играют существенную
роль в функционировании экономики.
Изменения в количественных соотношениях
инвестиций оказывают воздействие
на объем общественного
Таким образом, инвестиции
в современной экономике
2.Характеристика инвестиционной политики государства.
Переходя к характеристике компонента инвестиционной политики - принципам взаимодействия государства с другими участниками, заметим, что попытка разработки их наиболее полной версии предпринята в Концепции государственной инвестиционной политики на период до 2010 года.
В совокупность предложенных в этом документе «принципов государственной инвестиционной политики» включены принципы:
А) усиления роли государства
как гаранта нормативно-
Б) обеспечения публичности, открытости и предсказуемости проводимой политики;
В) обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ;
Г) создания равных конкурентных
условий хозяйственной
Д) иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;
Е) приоритета инвестиций в «человеческий капитал», в решение проблем развития социальной инфраструктуры;
Ж) приоритета государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
З) нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач .
Применительно к региону
Концепция вводит принципы: З) эффективного
использования бюджетных
Анализ предложенного состава принципов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, полагаем, что принципы «обеспечения публичности, открытости и предсказуемости ...», «эффективного использования инвестиций», «обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ», «нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач» скорее относятся не к принципам взаимодействия участников этой политики, а к императивам, определяющим требования к процессам ее разработки и реализации.
Во-вторых, приведенный перечень принципов инвестиционной политики не является достаточным. Полагаем, что он должен быть дополнен включением принципов: приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территорий; балансирования интересов государства и других участников инвестиционной политики.
В-третьих, содержательная характеристика отдельных принципов отличается неполнотой. Неясно, например, почему иммунитет в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия инвестирования, гарантируется только внутренним инвесторам. Хотя проблема привлечения зарубежных инвестиций по-прежнему остается нерешенной, в том числе, по причине непредсказуемости изменений в региональном правовом поле деятельности иностранных инвесторов.
Непонятно также: почему действие императива эффективного использования инвестиций ограничивается сферой бюджетного финансирования. Между тем, государство должно содействовать продуктивному применению и частных инвестиций.
Полагаем возможным предложить уточненный по составу и содержанию перечень принципов взаимодействия участников инвестиционной политики:
- балансирования интересов
государства и других
- активной роли государства
в создании институциональной
среды, стимулирующей
- обеспечения равных
конкурентных условий
- приоритета государственной
поддержки стратегически
- гарантии иммунитета любых инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;
- приоритета инвестиций в «человеческий капитал»;
- приоритета государственной
поддержки инвесторов, обеспечивающих
развитие и реализацию
Продуктивность любой политики, в том числе, инвестиционной, в существенной мере определяется качеством процессов ее разработки и реализации. Его обеспечение сопряжено с реализацией определенных принципов.
В содержательной характеристике принципов обратим внимание на следующие компоненты.
1. Принцип системности. Его реализация предполагает взаимоувязанную проработку, обеспечение единства всех элементов региональной политики (целей, задач, эффектов, сфер, принципов взаимодействия участников, инструментария).
2. Принцип комплексности.
3. Принцип единства инвестиционной, структурной, социальной политики. Названный принцип отражает объективно существующую последовательность в достижении целей социально-экономического развития региона: посредством расширения объема и повышения эффективности инвестиций, направляемых в ключевые сферы и точки роста экономики, обеспечивается развитие ее структуры и повышение конкурентоспособности, что в конечном итоге позволяет улучшить качество жизни населения. Отсюда, потребность в согласовании целей и эффектов инвестиционной политики и других, связанных с нею видов региональной политики.
4. Принцип единства действий
разных уровней власти. Этим принципом
устанавливаются правила:
5. Принцип соответствия
6. Принцип необходимого и
7. Принцип обеспечения
3. Стратегия развития инвестиционной политики государства
Инвестиционные ресурсы
Преодолеть сырьевую направленность структуры российской экономики сегодня возможно только за счет активизации внутренних факторов экономического роста, в первую очередь инвестиций и инновационного подхода к этому процессу [6, с.55].
Однако и сейчас на фоне сложившейся экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведёт к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, окончательное вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров. В общей стратегии экономического развития экономических систем на первое место выходит инвестиционная стратегия, которая должна быть сформирована с учетом разработанного инвестиционно-хозяйственного механизма. Вместе с тем инвестиционная стратегия оказывает существенное влияние на формирование экономической стратегии.