Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инвестиций, инноваций и их роли в экономике, а также саму сущность экономического роста.
В соответствии со сформулированной целью можно сформулировать такие задачи данной курсовой работы:
рассмотреть понятие экономического роста;
рассмотреть экономическую сущность инвестиций и инноваций;
определить их роль в экономическом росте.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И
ФАКТОРЫ 5
1.1. Понятие экономического роста 5
1.2. Показатели динамики экономического роста 7
1.3. Факторы экономического роста 8
2. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ
СТРАНЫ 9
2.1. Инвестиции, их факторы, спрос на инвестиции 9
2.2. Инвестиции и экономический рост в рыночной экономике: два подхода к связи между инвестициями и экономическим ростом 14
2.3. Модели инвестиционной политики 17
3. ИННОВАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ
СТРАНЫ 20
3.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического
роста. 20
3.2. Цикличность и инновации 21
3.3. Классификация инноваций 25
3.4. Роль инноваций в современном мире 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Зная факторы, влияющие на принятия инвестиционного решения отдельной фирмы, перейдём к общему спросу на инвестиционные товары со стороны всего предпринимательского сектора. Предположим, что каждая фирма рассчитала ожидаемую норму чистой прибыли от всех инвестиционных проектов, и эти данные были соединены воедино. Эти оценки можно суммировать, то есть последовательно сложить, задавая вопрос, какова стоимость инвестиционного проекта при ожидаемой норме прибыли.
Допустим, что нет перспективных инвестиций, которые могли бы принести ожидаемую норму прибыли в 16% или более. Но есть возможности вложить 5 млрд. руб. с ожидаемой нормой прибыли от 14 до 16%;дополнительные 5 млрд. руб., которые принесут от 12 до 14% прибыли; и ещё дополнительные 5 млрд. руб. в каждом последующим 2%-ном интервале, включая последний от 0 до 2%.
Суммируя эти числа, получим данные представленные в Таблице 1
Таблица 1
Ожидаемая норма чистой прибыли, r (в %) |
Объём инвестиций (в млрд. руб. в год) |
16 |
0 |
14 |
5 |
12 |
10 |
10 |
15 |
8 |
20 |
6 |
25 |
4 |
30 |
2 |
35 |
0 |
40 |
Пользуясь данными, приведёнными в таблице 1, построим график представленный на рис. 1
Рис. 1. Кривая спроса на инвестиции
Имея эту обобщенную информацию об ожидаемых нормах чистой прибыли от всех возможных инвестиционных проектов, мы вводим понятие реальной процентной ставки. Из примера о шлифовальном станке мы знаем, что инвестиционный проект надо осуществлять в том случае, если норма чистой прибыли r превышает реальную процентную ставку i.
Давайте рассмотрим рис.1 , исходя из этого соображения. Если допустить что процентная ставка равна 12%, мы увидим, что затраты на инвестиции в размере 10 млрд. руб. окажутся выгодными. Это значит, что инвестиционные проекты стоимостью 10 млрд. руб. дадут ожидаемую норму прибыли в 12% или более, При “цене” в 12% спрос на инвестиционные товары составит по стоимости 10 млрд. руб. Если бы выгодно инвестировать дополнительные 5 млрд. руб., а общий объём спроса на инвестиционные товары достиг бы 15 млрд. руб. При 8% ставке ещё 5 млрд. руб. станут рентабельными , а общий спрос на инвестиционные товары составит 20 млрд. руб. при 6% инвестировать следовало бы 25 млрд. руб.
Применяя правило
Такая концепция принятия инвестиционных
решений позволяет
Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каков механизм воздействия инвестиций на экономику и каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса. Одна точка зрения состоит в том, что инвестиции – главный “мотор” экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста её экономики. Согласно другой точки зрения, цепочка причинно-следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведёт к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода утверждают, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и “вытянет” за собой экономику, и следовательно, инвестиции.
В пользу гипотезы о ключевой роли инвестиций в экономическом росте говорит опыт стран с рыночной экономикой, осуществивших в послевоенный период резкий скачок в экономическом развитии. При этом произошел переход из порочного круга “низкий уровень доходов - бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий темп роста доходов” к равновесию высшего уровня, при котором высокий темп роста доходов населения обеспечивает высокие сбережения, инвестиции и тем самым создает предпосылки для дальнейшего роста. Подобная модель использовалась в Гонконге, Индонезии, Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Чили, В подавляющем большинстве этих стран (за исключением Гонконга и Чили) государство играло активную роль катализатора в процессе накопления человеческого и материального капитала. Это, однако, не означает того, что процветания можно добиться, вызвав инвестиционный бум. Инвестиции - составная часть ВВП, поэтому если быстро растет ВВП, то обнаруживается статистическая связь между инвестициями и ростом. Периоды экономического подъема сопровождаются инвестиционным бумом, но попытки вызвать подъем наращиванием накопления не гарантируют успеха.
В частности, детальное исследование
“экономического чуда” в
Итак, нельзя сделать однозначного вывода относительно того, можно ли, увеличив инвестиции, добиться устойчивого роста. Но одно представляется ясным: важен не просто уровень инвестиций, а их качество и эффективность размещения, что обеспечивается созданием благоприятной среды для инвестирования.
Как показывает опыт развития стран Юго-Восточной Азии, четкая государственная инвестиционная программа - залог серьезного обсуждения и принятия ее широкими кругами промышленников и финансистов. Первый шаг - это определение параметров стабильного долгосрочного развития. Второй шаг - определение нормы накопления, которая адекватна этому темпу развития, и, соответственно, уровня сбережений, который будет соответствовать этой цели. Далее определяется, достижимы ли эти уровни и нуждается ли экономика в специальный мерах по стимулированию сбережений и инвестиций. На данном этапе ключевыми вопросами являются налоговая система и уровень дефицита государственного бюджета.
Помимо долгосрочных задач инвестиционная политика решает и текущие задачи. Важнейшей из них является стабилизация уровня инвестиций - наиболее нестабильного и изменчивого компонента ВВП. Здесь ключевую роль играет создание стабильной макроэкономической среды - низкой инфляции, сбалансированной внешней торговли и умеренной реальной процентной ставки.
Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами - важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира. Между государственными и частными инвестициями может установиться положительная и отрицательная связь.
При отрицательной связи, государственные инвестиции просто подменяют собой частные, то есть увеличение государственных капитальных расходов на один доллар ведет к снижению частных расходов на доллар (эффект вытеснения). С другой стороны, может наблюдаться и положительная связь - рост государственных инвестиций вызывает прирост частных инвестиций. Эффект вытеснения возникает в тех случаях, когда государство направляет средства на финансирование проектов, которые привлекательны и для частных инвесторов (например, в сельское хозяйство, промышленность, добычу нефти и т.д.). Положительное взаимодействие возникает тогда, когда средства бюджета направляются на проекты которые в силу их общественного характера невыгодны для частного бизнеса: в отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, жилищное строительство), в фундаментальную науку, в инфраструктуру (дороги, системы распределения энергии).
Набор работающих инструментов инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах будут работать, какие окажутся неэффективными, и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.
В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов, В третьей модели основным становится преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, но мы классифицируем их по основной стимулирующей мере, вокруг которой группируются остальные.
Условно назовем первую модель “американской”, вторую — “японской” и третью — “тайваньской”. Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.
В рамках американской модели
(которая характерна для многих стран
мира, а не только для США) ключевая
роль в государственной
Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.
Наконец, тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с “головной” компанией. Задача государства — активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный “тест”. Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.
Таким образом, ключевой ролью в экономическом росте является правильная инвестиционная политика, для реализации необходимо создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.
Для изучения проблематики, поставленной в данной работе, требуется сразу определить ряд понятий, таких как «технический прогресс», «научный прогресс», «научно-технический прогресс».
Информация о работе Инвестиционный и инновационный факторы экономического роста