Институты по защите прав потребителей в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать взаимосвязь рыночной системы экономики с системой институтов по защите прав потребителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить основные принципы поведения людей;
2. Изучить понятие институты по защите прав потребителей и их роль в рыночной системе;
3. Рассмотреть институциональную систему регулирования потребительских рынков на примере г. Томска;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава первая. Формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка………………………………………………………. 5
1.1. Факторы потребительского поведения………………………………….. 5
1.1.1. Теория предельной полезности………………………………………... 6
1.2.2. Теория ожидаемой полезности…………………………………………. 7
1.2. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей….. 10
1.3. Причины возникновения институтов по защите прав потребителей…... 15
Глава вторая. Практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг……………………………………………... 20
2.1. Система формальных институтов и организаций……………………….. 20
2.2. Эффективность государственного регулирования……………………... 25
2.3. Содержание и масштабы деятельности общественных организаций по защите прав потребителей……………………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников и литературы………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 85.04 Кб (Скачать файл)

 

2012г.  наибольший удельный вес  от общего количества жалоб   составляли жалобы на нарушение прав потребителей  в сферах розничной торговли. Из 610 поступивших  жалоб -  157  на нарушение прав потребителей при реализации продовольственных товаров (25,7%).      Увеличилось в 2012г  количество жалоб на предприятия, оказывающие бытовые услуги, такие как парикмахерские, сервисные центры, химчистки, ателье.25

Анализируя количество и состав обращений граждан в области защиты прав потребителей, можно сделать вывод, что на первом месте находятся жалобы на нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли - 1248 обращений (47,7%). В 2011 году за аналогичный период было зарегистрировано 1632 обращения, что составило 49,8%. На втором месте по количеству обращений - жалобы на услуги ЖКХ. В 2012 году зарегистрировано 565 обращений (2011 год - 807), что составило 21,6% от общего количества (2011 год - 24,6%).   Высокий процент обращений граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений в области защиты прав потребителей приходится на деятельность на финансовом рынке - 129 обращений, что составило 4,9%  (в 2011 году - 159 (4,8%)). Обращения по организации общественного питания составили - 195 (7,4%). В 2011 году  таких обращений зарегистрировано 78 (2,4%). Обращений на нарушения прав потребителей в области услуг связи зарегистрировано 40 (2011 год - 55), что составило 1,5%  от общего количества обращений в сфере нарушения прав потребителей (2011 год - 1,7%). По бытовому обслуживанию населения поступило 95 обращений (2011 год - 37), что составило 3,6% (2011 год - 1,1%). По  транспортным услугам поступило 29 обращений (2011 год - 21), что составило 1,1% (2011 год - 0,6%).  На нарушения прав потребителей в сфере медицинских услуг поступило 34 обращения (1,3%), в сфере технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств - 34 обращения (1,3%), в сфере долевого строительства жилья - 10 обращений (0,4%).

Как видим, государственный контроль, и надзор в области защиты прав потребителей является одной из основных функций Роспотребнадзора. Эту функцию Роспотребнадзор осуществляет в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Работа роспотребнадзора является эффективным результатом государственного контроля, которая оказывает помощь потребителям: дает консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Содержание и масштабы деятельности  общественных организаций по  защите прав потребителей

Общественное движение потребителей в нашей стране за сравнительно небольшой срок получило широкое распространение. Сегодня объединения потребителей играют весомую роль в системе защиты прав потребителей.

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.26

Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступна.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона.

Во многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Они дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов.  

Общественные объединения потребителей играют особую роль в судебной защите потребителей, реализуя свое право обращаться в суды с заявлениями в защиту законных интересов отдельных потребителей.

В данной работе рассмотрим статистику обращения потребителей на примере Томской области.

Масштабы деятельности общественных организаций в Томской области прослеживается  на функционирующих в городе организаций.  В Томске функционирует объединение потребителей России, - Региональное Общественное Объединение Томское общество «Народное право», Томское региональное отделение ООД «Объединение потребителей России», Томская региональная общественная организация «Ваше право»,  Общественная организация по защите прав потребителей «Диалог».

Общественное объединение потребителей Томской области, созданное в 2007г. Миссия организации - помощь гражданам по вопросам защиты прав и законных интересов, в том числе в сфере ЖКУ и управления домом. Защита прав потребителей.27

Общественное объединение потребителей Томской области реализовало проекты:

  • Организация бесплатных консультаций для населения.
  • Проведение обучения населения по вопросам ЖКХ.
  • Защита прав потребителей в судах и др. органах.

       Эффективно действующая система  общественной защиты потребителей  является залогом и основой развития широкого потребительского движения.

Согласно данным отчета РОО Томского общества «Народное право».  В 2012 году поступило 879 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей(57 письменных и 822 устных), из них поступившие жалобы относятся:

  • Жалобы на нарушение прав потребителей при продаже товаров – 291
  • Жалобы на нарушение прав потребителей на выполнение работ (оказание бытовых услуг) – 398
  • Жалобы на нарушение прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг – 41
  • В сфере туристических услуг – 18
  • В сфере ЖКХ – 131.28

Деятельность общества, в 2012 году проведена следующая работа: Оказана помощь потребителям в виде устной консультации на личном приеме - 112 консультаций, а также 665 устных консультаций по телефону и 102 через интернет ресурсы. По мимо устных консультаций оказана помощь в составлении 138 претензий. Подано 43 исковых заявления в защиту прав и интересов отдельных потребителей. Из них заключено 23 мировых соглашений в пользу потребителей и вынесено судебных решений об удовлетворении требований потребителей по 19 исковым заявлениям.29

В городе существует много организаций по защите прав потребителей.

Защиту прав потребителей осуществляет Томская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Ваше право».

Томская региональная общественная организация «Ваше право» является некоммерческой организацией, действует при поддержке Роспотребнадзора по Томской области и юридического агентства «Ваше право»30

Эта организация предоставляет помощь в виде консультаций, помощь при обращении потребителей в суд, предоставляет услуги по экспертизе и оценки нарушений потребителей.

В Томске приступила к работе Общественная организация по защите прав потребителей «Диалог». Это внебюджетная организация, деятельность которой сродни Роспотребнадзору, однако создана и работает на собственные средства. Работают в ней профессиональные юристы и адвокаты. Они ведут не только потребительские споры, но и дела организаций. В планах – проведение самостоятельных экспертиз.31

Чаще всего люди обращаются из-за покупки некачественных товаров, и больше всего претензий получается к крупным магазинам. К распространённым вопросам обращения граждан относятся и вопросы, кусающие проблем ЖКХ. Организация предоставляет помощь потребителям бесплатно в виде консультаций, как по телефону, так и при посещении приемной и оказывает помощь в решении проблемы. 

В Томске существует представительство межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Робин Гуд», которое занимается деятельностью по защите прав потребителей в отношениях с банковскими и иными кредитными учреждениями.

Рассматривая общественные организации потребителей, на примере томской области, пришли к выводу, что общественные организации широко применяются в решении нарушений прав потребителей, масштабы деятельности этих организаций охватывают самые важные проблемы потребителей и оказывают активную помощь при их решении разными способами.

     Сегодня роль потребителя в рыночной системе занимает особое значение, потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, пока потребитель потребляет, прибыль производителей растет. Законодательная база определяет институциональные рамки существования проблемы, зависимость экономического развития от способов и методов защиты потребителя и является мощным индикатором осознания ее важности в обществе.

 

 

 

Заключение

Таким образом, исходя из цели курсовой работы, а именно рассмотреть взаимосвязь рыночной системы экономики с системой институтов по защите прав потребителей, можно сделать следующие выводы.

В современном обществе экономические отношения и защита интересов потребителя тесно взаимосвязаны. Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители.

Сегодня потребление является важной чертой современного общества. Потребитель главное действующее лицо на потребительском рынке и главный источник прибыли предпринимателя, на принятие решения которого оказывают влияние факторы потребительского поведения, и являются определяющими при формировании предпочтений потребителей и их выборов. Выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, наших предпочтений.

Институты рыночной экономики обеспечивают механизмы, с помощью которых достигаются окончательные результаты во взаимодействиях людей, направленных на выравнивание рыночных позиций потребителя и продавца.

Несовпадение интересов потребителей и предпринимателей на рынке затрудняет рыночный обмен и ведёт к возникновению проблемных ситуаций, в которых в менее выгодном положении обычно оказывается потребитель.

Защита интересов и прав потребителя представляет комплексную систему, включающую правовую базу общественные организации и проч. формальные и неформальные институты и организации, государственные контролирующие органы, ответственные за соблюдение интересов и прав потребителя.

Практические примеры позволяют в полной мере показать, что  правовая база предоставляет конкретные инструменты регулирования взаимоотношений между предпринимателем и потребителем.

 Общественные  организации потребителей представляют  интересы потребителей на всех  уровнях, способствуют формированию  соответствующего мнения, инициируют  решение потребительских проблем. Государственные контролирующие  органы обладают властными функциями принуждения.

Сегодня потребление является важной чертой современного общества, поэтому потребитель решающий фактор потребительского рынка, следовательно, необходима эффективная система защиты его интересов и прав со стороны государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.). [Электронный ресурс], режим доступа http://ozpp.ru/laws/zpp.php
  2. Автономов В. С., Белянин А. В. Поведенческие институты рыночной экономики: к постановке проблемы. // Общественные науки и современность. 2011. - №2 - 112-130 с.
  3. Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник. – Экономисть: 2006, – 525 с.
  4. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с.
  5. Богданова Л. Конструирование проблемы защиты прав потребителей. [Электронный ресурс], режим доступа http://ecsocman.hse.ru/text/19003119.html
  6. Городецкая И. Движение потребителей в России // Мировая экономика и международные отношения. 1995. - № 10. - С. 116-128.
  7. Защита прав потребителей. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.w-pravo.tomsk.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=6&Itemid=7
  8. Информация о работе РОО Томское общество «Народное право» по защите прав за 2012. [Электронный ресурс], режим доступа http://consumer.tomnp.ru/index.php/ru
  9. Кадочников Д. В. Теоретико-экономический анализ культуры и культурных ценностей: вопросы методологии. // Журнал институциональных исследований. Том 4. 2012. - №4.- С. 43-59
  10. Кто и как защищает права потребителей. Томская неделя. 2012. [Электронный ресурс], режим доступа http://tn.tomsk.ru/archives/3439
  11. Менгер К. Основания политической экономии. /  Избранные работы. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 494 с.
  12. Мотехина М. В. Курс лекций "Защита прав потребителей". – Тульский Государственный Педагогический Университет   им Л.Н. Толстого, 2006. – лекция 1 - 5
  13. Общественное объединение потребителей Томской области. [Электронный ресурс], режим доступа  http://tgpo.tomsk.ru/member/54.htm
  14. Отдел защиты прав потребителей по г. Томску [Электронный ресурс], режим доступа http://70.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/
  15. Рахматуллина Д. К. Трансформация модели потребительского выбора в современной экономике. 2012. [Электронный ресурс], режим доступа http://ecsocman.hse.ru/text/50346739.html
  16. Розмаинский И. В. Почему «развитие капитализма» сопровождается ухудшением качества товара? 2011. [Электронный ресурс], режим доступа http://ecsocman.hse.ru/text/33719079.html
  17. Федеральный образовательный портал. Словарь терминов по экономике. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.economicportal.ru/term-words/word-p3.html
  18. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер с анг. - М.: издательство «Новости», 1992. – 304 с

Информация о работе Институты по защите прав потребителей в рыночной системе