Институциональные предпосылки развития китайской теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Изучение истории Китайской Республики и Китайской Народной республики ведется очень активно. Определенный «отход» от методов династийных «историописаний», интересные оценки и переоценки политических событий и руководящих личностей, стремление сочетать политическую, экономическую, дипломатическую историю и историю культуры с социальной историей, осуществляется в китайской историографией в соответствии с мировыми тенденциями и в целом адекватны новым требованиям развития исторической науки.
Цель работы заключается в исследовании политических и экономических реформ КНР и тем самым проследить процесс модернизации экономической системы Китая.

Содержание

1. Введение
2. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, причины
3. Постреформистское развитие и модернизация страны
4. Заключение
5. Список используемой источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

институциональные предпосылки развития китайской экономики.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Институциональные  предпосылки развития китайской  экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

 

2. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, причины

 

3. Постреформистское развитие и модернизация страны

 

4. Заключение

 

5. Список используемой  источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная Китайская Народная Республика возникла в 1949 году, она прошла через ряд сложных этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые в начале 2000-х гг. вывели страну на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития.

В нашей стране Китай считается такой страной, которая удачно проводит рыночные реформы и демонстрирует отличный пример динамичного развития.

В 1972 г. в рамках Института  новой истории Китая была создана  Исследовательская группа по истории  Китайской Республики. Современную историческую науку Китайской Народной Республики в области изучения истории республиканского Китая характеризует обращение к проблемам методологии, историографии и источниковедения. За последние годы китайские ученые уделяют соответствующее внимание изучению социальной структуры, социальной стратификации и социальной идентичности, характеризуя

их изменения в ходе трансформации китайского общества.

Изучение истории Китайской  Республики и Китайской Народной республики ведется очень активно. Определенный «отход» от методов династийных «историописаний», интересные оценки и переоценки политических событий и руководящих личностей, стремление сочетать политическую, экономическую,  дипломатическую историю и историю культуры с социальной историей, осуществляется в китайской историографией в соответствии с мировыми тенденциями и в целом адекватны новым требованиям развития исторической науки.

Цель работы заключается  в исследовании политических и экономических  реформ КНР и тем самым проследить процесс модернизации экономической системы Китая.

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ:  ПРЕДПОСЫЛКИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ

 

Первая половина XX в. в мировом масштабе характеризовалась крупными социальными потрясениями, сменой режимов, революциями и войнами. По всем этим параметрам Китай относился к числу государств, на долю населения, которых выпало много страданий. Военные действия между милитаристскими группировками и опасность политико-административного распада в 1910-1920-е годы, полуколониальная зависимость от империалистических государств, агрессия Японии с 1931 по 1945 г., почти не прекращавшаяся гражданская война Гоминьдана и Коммунистической партии Китая и многое другое. Также для китайской истории в то время характерны постоянное стремление к восстановлению единства страны, достижению национального суверенитета, экономическому, политическому и культурному возрождению и усилению Китая. К середине 70-х годов страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю. Положение в стране к тому времени сложилось критическое: 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет, а основным транспортным средством служил велосипед; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

В декабре 1978 года политический деятель Дэн Сяопин у «руля  китайской компартии». Решение проблемы дальнейшего экономического развития Дэн Сяопин решил достаточно просто – переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения.

В октябре 1987 года на XIII съезде КПК приняли длительный трехэтапный план на период до середины XXI  века, который включал в себя:

1) удвоение на  первом этапе (до 1990 года) валовой  продукции промышленности и сельского  хозяйства плюс решение проблемы  обеспечения населения страны  продовольствием и одеждой.

2) утроение на  втором этапе (1991-2000) валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество «среднего достатка».

3) достижение на третьем  этапе (до 2049 года) национальным валовым  продуктом мирового уровня среднеразвитых  стран и, в основном, завершение комплексной модернизации народного хозяйства.

Основным средством  по реализации этого плана является экономическая реформа. Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Разумеется, такой крутой поворот в официальной экономической науке не мог не сопровождаться и значительным прогрессом в идеологической сфере. Наиболее динамично пошла сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.

В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно позднее. Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР, важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы.

Реформа хозяйственной системы  в китайской деревне была объявлена  самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, тем самым  она создала предпосылки для  начала и определения направлений  реформ в других сферах социально-экономической  структуры КНР.

 С ходом аграрной  реформы с начала 80-х годов  начали появляться и продолжают  создаваться до сих пор специализированные  дворы, занятые товарным производством,  а также целые специализированные  деревни и небольшое число  специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в китайском сельском хозяйстве.

Китай традиционно ассоциируется  в мире с многочисленным населением и огромной территорией, при этом меньше известно о скудной площади его пахотной земли. Пахотный клин страны составляет всего 7 процентов общемирового, а прокормить надо, по меньшей мере, пятую часть населения планеты. Стремительные темпы в развитии сельского хозяйства Китай стал набирать с 1978 г., когда начались реформы в деревнях. Ключевые меры реформы — внедрение системы ответственности. Реформы высвободили и развили производительные силы в деревне, дали сильный импульс сельскому хозяйству, в особенности зерновому производству, ускорили оптимизацию структуры аграрной индустрии.

Теперь Китай уверенно лидирует в мире по валовому производству зерна, хлопка, масличных культур, фруктов, мяса, яиц и овощей. С развитием  производства заметно возросли и объемы сельхозпродукции на душу населения.

Реформы в деревне  и научно-технический прогресс в  сельском хозяйстве значительно  повысили производительность труда, в  результате большая часть сельской рабочей силы высвободилась от земледелия и послужила резервами труда для поселково-волостных предприятий. Поселково-волостные предприятия стали главным источником роста доходов крестьян и развития сельской экономики. По статистическим данным, в поселково-волостных предприятиях занята почти треть сельской рабочей силы.

После многолетнего развития теперь поселково-волостные  предприятия превратились в опоры  сельской экономики, в особенности  на уровне уездов, и стали, пожалуй, самым динамичным и жизнедеятельным сектором народного хозяйства в целом.

В 2003г. государство запустило 6 проектов по созданию современного высокотехнологичного агро-производства с целью дальнейшего  распространения передовой техники  и технологии, увеличения валютной выручки от экспорта сельхозпродукции. А уже к концу 2005г., в рамках проекта были разработаны технические нормативы по глубокой переработке основных видов сельхозпродукции, созданы системы полномасштабного контроля над качеством, построено множество научно-технических инновационных баз производственных линий для трансферта технологий.

Таким образом, практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку  – развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы.

 

ПОСТРЕФОРМИСТСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ

С начала осуществления  политики реформ и открытости, китайская  промышленность сохраняет высокие  темпы развития. Сложилась ситуация синхронного повышения темпов, качества и отдач. С 1996г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире. 

До 1978г. в Китае существовала только экономика общественной собственности, государственные предприятия составляли 77,6 процента, коллективные — 22,4 процента. Реформы открыли широкое пространство для совместного развития всех секторов экономики. Появились также индивидуальный и частный экономические секторы.

Реформа госпредприятий постоянно занимает центральное место в перестройке экономической системы Китая.

Строительство электросетей также находится на этапе самого быстрого в истории развития, региональные магистральные электросети покрывают  все города и большую часть  деревни. В настоящее время электроэнергетика Китая вступила в новый этап развития, характеризующийся современным техническим оснащением на базе крупных агрегатов, крупных электростанций, крупных электросетей и прогрессивными технологиями сверхвысоконапряженной передачи и автоматизированного управления.

Машиностроение обеспечивает промышленные отрасли, крупным комплектным  оборудованием высокого класса, включая  крупные газотурбины, атомные энергоблоки  и моторное оборудование сверхвысокого  напряжения постоянного тока, крупное  комплектное оборудование для металлургии, новейшее оборудование для бумажной и текстильной промышленности. Машины и транспортное оборудование стали основными статьями экспорта Китая в период 1996-2005 гг. и удерживали первое место среди экспортных товаров страны.

В Китае автомобили традиционно считались слишком роскошными и потому недоступными для простого народа потребительскими товарами. Но сегодня они стали широко входить в быт населения, в результате сбыт автомобилей стал самой динамичной составляющей розничной торговли.

Таким образом, в начале третьего тысячелетия Китай вновь  оказался на пороге фундаментальных  перемен. Промедление с формированием  рыночных институтов в промышленности и банковской сфере грозит усилением  дисбалансов и кризисных явлений  в народном хозяйстве. С другой стороны, новый этап реформ, скорее всего, потребует некоторого замедления экономического роста, повлечет за собой увеличение безработицы и другие социальные издержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская модель реформ — это не только реальность, но и  едва ли не самый удачный пример перехода страны с государственной экономикой на рельсы рыночного развития. Перехода эволюционного, поэтапного, планомерного, без разрушения сложившихся в годы социализма производительных сил и, что едва ли не самое главное, при постоянном росте благосостояния населения.

Таким образом, среди  основных факторов, приведших к столь  масштабным позитивным результатам, можно  отметить следующие:

• Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;

• реформа с самого начала оказалась повернута лицом к человеку, его нуждам. Задачи удовлетворения основных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления стали приоритетными в деятельности вновь созданных хозяйственных структур. Это обеспечило общенародную поддержку реформы уже на первых ее этапах;

• главным методом  реформирования было признано эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку, а не обвальная  либерализация экономики.

• практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку – развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием).

•. с первых шагов реформа  работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние резервы, но и активно привлекались зарубежные капиталы;

• стимулируя хозяйственную  инициативу на микроуровне, руководство  страны не выпускало из рук макроконтроль  над экономикой и в периоды  опасного нарастания ее несбалансированности сразу принимало контрмеры;

• изучив собственный и зарубежный опыт, правительство пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу  не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны. Это предполагало серьезный учет такого основополагающего фактора, как огромная численность населения в условиях ограниченности ресурсов.

Информация о работе Институциональные предпосылки развития китайской теневой экономики