Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 05:53, контрольная работа
С переходом на новые рыночные отношения, Россия сталкивается с рядом серьезных проблем. Среди них есть одна проблема, не разрешив которую, будет невозможным дальнейшее экономическое развитие нашей страны - это проблема «утечки умов», т. е. проблема утечки высококвалифицированных трудовых кадров за границу.
Введение
Интеллектуальная собственность, её сущность, роль, значение
Проблемы интеллектуальной миграции.
Формы реализации интеллектуальной собственности.
Патенты
Авторское право
Товарный знак и фирменное наименование
Другие ОИС
Коммерческая тайна
Проблемы интеллектуальной собственности в России.
Причины и виды миграции
Программа регулирования «интеллектуальной миграции»
Заключение
Литература
Растущая безработица и другие негативные процессы толкают к эмиграции.
Процесс
эмиграции
Трудовой эмиграции (Преимущественно возвратной, с сохранением гражданства) ;
Этнической эмиграции (Как правило, безвозвратной, с сохранением или не сохранением гражданства).
Россия сталкивается с рядом серьезных проблем в формировании и развитии рынка высококвалифицированных кадров. В данной связи целесообразно обратиться к опыту, накопленному странами Восточной Европы, которые разработали механизмы, смягчающие отрицательные последствия при переходе к рынку труда.
По имеющимся оценкам американцы экономят на привлечении ученых-эмигрантах около 1 млрд. долларов в год (доход). Понятно, что адекватный этому доходу ущерб несут страны-экспортеры.
Внутренняя эмиграция, прежде всего в коммерческую деятельность, вызвана следующими причинами :
Значительной дифференциацией величины вознаграждения за труд ;
Невозможностью в условиях кризиса реализовать свои творческие способности собственно в науке ;
По отношению к внешней эмиграции действительны те же причины, но добавляются различия на рынках труда стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы. Последние таковы, что в условиях резких структурных изменений в России создается определенный избыток кадров как раз на тех направлениях, которые связаны с большей склонностью к эмиграции и с большими шансами на получение за границей работы по специальности.
Вследствие «внутренней утечки умов» наибольшие потери несут :
-- инженерно технические науки ;
-- экономика и управление ;
-- в меньшей мере право ;
наименьшие :
-- медицина, физика, гуманитарные науки.
Эта
тенденция отражает резко возросшую
потребность активно
По иному складывается ситуация на рынке «внешней эмиграции». Наибольший отток (11-14%) -- математика, информатика , медицина, химия, биология, физика. Характерно, что именно представители этих специальностей наиболее интенсивно мигрируют в рамках международного рынка.
Опыт
ряда государств, раньше чем Россия
столкнувшихся с
Кардинальное решение экономики стояло бы в превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия, Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Оно, однако, может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условием, достигнутым в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение еще не реально.
В
России, к тому же, пока отсутствует
комплексная законодательно-
Не сформирована система государственного регулирования миграционных процессов. Отсутствует орган, осуществляющий оперативные функции по реализации политики внешней трудовой миграции, и системы таких органов на местах, нет четкой регламентации деятельности посреднических фирм по трудоустройству российских граждан за границей, не отработан порядок взаимодействия таких фирм и государственных служб по регулированию внешней трудовой миграции.
Отсутствие
адекватного регулирования
Усилению
несбалансированности профессионально-
· росту масштабов нелегальных потоков внешней трудовой миграции;
· социальной беззащитности российских граждан, работающих за рубежом и потере валютных поступлений от них;
· недоиспользованию в стране приобретенных российскими гражданами во время работы и стажировки за границей профессиональных знаний.
Исходя
из интересов российских граждан, и
отправляясь к конвенции «О трудящихся
мигрантах» Международной организации
труда следует использовать имеющиеся
возможности регулирования
«Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства на территорию другого достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран заключают, когда это необходимо, соглашение в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес». Кроме того статья №3 требует от каждого участника конвенции принимать меры в пределах, разрешаемых законодательством страны против всякой вводящей пропаганды по вопросам эмиграции.
Это
указывает на острую необходимость
разработки государственной программы
регулирования «
Главными целями этой программы должны быть:
·
определение принципов и
· защита от гибели в результате неконтролируемой «утечки умов» жизненно важных сфер отечественной науки и ценных научных школ;
·
сведение к минимуму ущерба народному
хозяйству России от выбытия за рубеж
научно-технической и
Основные
мероприятия программы
На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).
Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.
На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.
Следует
ввести положение, регулирующее деятельность
государственных органов, коммерческих
и предпринимательских
Второй
этап осуществления государственной
программы связан с обретением отечественной
наукой новой парадигмы в условиях
перехода общества к современным
рыночным отношениям. На этом этапе
должна происходить существенная перестройка
структуры научных исследований
при изменении источников их финансирования.
Заказчиками разработок ученых наряду
с государством, роль которого постепенно
будет уменьшаться, становятся негосударственные
структуры, акционерные общества, негосударственные
фонды. Трансформация науки в
этом направлении создает
Третий
этап - перспективный этап регулирования
«интеллектуальной миграции»
Предложенный
организационно-экономический механизм
позволит эффективно управлять процессом
«утечки умов» на всех уровнях и в национальных
интересах России.
Развитые
индустриальные страны привлекают иностранных
специалистов в количестве, намного
превышающем их реальные потребности.
Все это способствует снижению оплаты
труда и повышению
Таким
образом, совершенно очевидно, что назрел
вопрос о разработке целостной системы
государственного регулирования национального
рынка труда с учетом влияния
на него мирового рынка рабочей силы.
По мере вовлечения нашей страны в
мировой миграционный кругооборот
возникает потребность в
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 15 марта 1995 г.)
Информация о работе Интеллектуальная собственность, её сущность, роль, значение