Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить понятие инфляции, ее современное состояние и методы борьбы с инфляцией на примере Казахстана.
В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Изучение теоретических подходов к определению инфляции.
• Изучение особенностей инфляционных процессов в Казахстане в настоящее время.
• Изучение антиинфляционной политики государства в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ИНФЛЯЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1 Сущность и причины возникновения инфляции 5
1.2 Виды инфляции и механизм развёртывания 11
ГЛАВА2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 16
2.1Социально-экономические почследствия инфляции 16
2.2 Антиинфляционные методы. 19
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА. 21
3.1 Инфляционные процессы в период с 2006 -2007 год в Казахстане 21
3.2 Анализ инфляционных процессов за 2008 год в Казахстане. 23
3.2.1 Основные факторы, оказывающие влияние на инфляцию в 2008 . 25
3.3 Анализ инфляционных процессов за 2009 год в Казахстане 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-эконом.теория.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

  СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  В мире почти нет стран, где бы не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни - рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, — циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.

  Инфляция  — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

  Не  всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

  Например, переход на выпуск новых модификаций  автомобилей с экономичным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.

  Существует  и несколько иной взгляд на природу  инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.

  Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

  Инфляцию, основное развитие которой в Республике Казахстан  происходило в 90-е годы, не удается преодолеть до сих пор. Поэтому эта тема является актуальной.

  Цель  курсовой работы – изучить понятие  инфляции, ее современное состояние и методы борьбы с инфляцией на примере Казахстана.

  В соответствии с выбранной темой  в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

  • Изучение теоретических подходов к определению инфляции.

  • Изучение особенностей инфляционных процессов  в Казахстане в настоящее время.

  • Изучение антиинфляционной политики государства  в настоящее время.

  Объект  исследования – инфляция как явление  экономики.

  Предмет исследования – инфляционные процессы на примере экономики России.

  Методы  исследования: анализ монографий, периодической  печати, экономико-статистических данных.

 

   1. ИНФЛЯЦИЯ КАК  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

  1.1 Сущность и причины  возникновения инфляции

  Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

  Термин  «инфляция» (от лат.inflatio) буквально  означает вздутие. И действительно, финансирование государственных расходов (например, в периоды экстремального развития экономики во время войн, революций) при помощи бумажно-денежной эмиссии с прекращением размена банкнот на металл приводило к «вздутию» денежного обращения и обесценению бумажных денег.

  В словарях экономических и финансовых терминов, как правило, дается следующее определение инфляции: постоянная повышательная тенденция в развитии общего уровня цен, сопровождаемая соответствующим снижением покупательной стоимости денег. (6, с. 30)

  Существуют  различные определения инфляции:

  Инфляция  – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.

  Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.

  Наиболее  общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

  Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

  Это сложное социальное явление, порождаемое  диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

  Современной инфляции присущ ряд отличительных  особенностей. Так, ее прежний локальный  характер сменился на повсеместный, всеохватывающий, периодичность приобрела хронический вид и воздействуют на нее не только денежные факторы, как раньше, но и другие.

  К первой группе таких факторов относятся  те, которые вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Вторая группа объединяет факторы, которые обуславливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

  Для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать ее в умеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику с предсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлять себе ее сущность, механизмы и факторы, приводящие эти механизмы в действие.

  Измерение инфляции.

  Показатели  инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. (5, с.183)

  Существует  три способа измерения инфляционных процессов.

  Первый - измерение с помощью  индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах. И так,  для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. 

  

  Индекс  потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

  Дефлятор  валового национального  продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде

   Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

  Для вычисления темпов инфляции за год  нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

  Темп  инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.                       

  

  Третий способ- это вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Имея ввиду эти основополагающие сведения, перейдем к рассмотрению причин инфляции. Главная из них - это дисбаланс национального хозяйства, приводящий к превышению спроса над предложением, что получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.

  Так  называемое  «правило  величины  70»  дает  нам   другую   возможность     количественно   измерить   инфляцию.  Точнее  говоря,  оно  позволяет  быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции: 

  приблизительное количество

  лет, необходимых для удвоения      ___________70___________________

  темпов  инфляции              =     темп ежегодного увеличения уровня цен (%) 

   Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 года. При 8%- ной инфляции уровень удвоится приблизительно через девять лет. Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились. (3, с. 32)

  Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

  - Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка» что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции. Особенно отчетливо это видно на примере России, где в 1993 г. главной причиной абсолютно неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным банком.

  - Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики, т.е. инфляционно опасным являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

  - Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

  - Отсутствие чистого свободного  рынка и совершенной конкуренции  как его части. Современный  рынок в значительной степени огополистичен, а олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “гонки цен”. Олигополист также заинтересован в сокращении производства и предложения товаров создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар. В нашей стране, где до сих пор действует дефицитный рынок с очень высокой долей уникальных предприятий, давление монополий на масштаб цен весьма ощутимо.

  - Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие “ внешнего ” повышения цен на импортируемые товары.

Информация о работе Инфляция