Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:37, курсовая работа
Экономическая история свидетельствует, что развитие экономики никогда не бывает равномерным. Одним из факторов, оказывающих отрицательное влияние на рост и развитие экономики, является инфляция. Инфляция, как сложное социально-экономическое явление проявляет собой обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения.
Инфляционные процессы, порождаемые в основном чрезмерным выпуском денежных средств, обесценивают результаты труда, препятствуют долгосрочным инвестициям, разрушают денежную систему, способствуют бегству национального капитала за границу, тем самым ослабляя национальную валюту.
В настоящее время инфляция, как экономическое явление, присуще практически всем странам, однако у развитых стран разработан и осуществляется механизм ее регулирования, сдерживания, осуществляется контроль за эмиссией денег в обращение.
Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава I Теоретические аспекты инфляции………………………………………..5
1.1 Сущность инфляции и причины ее возникновения………………………….5
1.2 Виды и формы инфляции…………………………………………………….10
1.3 Социально-экономические последствия инфляции………………………….14
Глава II Характеристика инфляционных процессов в Российской экономике и их регулирование……………………………………………………………………..18
2.1 Развитие инфляционных процессов в России их современное состояние..18
2.2 Адаптационная и антиинфляционная политика по борьбе с инфляцией…26
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы…….…………………………………………………………..33
Индекс потребительских цен это один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Он характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Индекс потребительских цен можно измерить при помощи индексов цен Пааше и Ласпейреса, а также индекса Фишера.
Индекс цен Пааше:
Индекс цен Ласпейреса:
Индекс Фишера [18, с 318]:
Дефлятор ВНП это отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Номинальный ВНП дает денежную оценку произведенной продукции. Реальный ВНП характеризует объем производства, измеренный в постоянных ценах (ценах базисного года). Дефлятор ВНП показывает изменение цены единицы продукции в отчетном году по отношению к базисному году, то есть, дефлятор показывает индексы цен.
Рассмотрим статистические данные по данным показателям, в частности динамику за 2003-2010 гг. дефлятора ВНП и ИПЦ, представленную в таблице 1:
Таблица 1 – Дефлятор ВНП за 2003-2010 гг [21].
Значение дефлятора ВНП больше 1 (больше 100%) то реальный ВНП корректируется в сторону уменьшения или осуществляется дефлирование ВНП.
Как видно из таблицы, ИПЦ за последние 2 года снизился и составил 108,8%, а это отражает тот факт, что типичная корзина товаров и услуг понизилась в цене по отношению к предыдущему году.
Монетарная политика Центрального банка должна препятствовать высоким темпам потребительской инфляции, так как это является верным признаком перегрева экономики. С другой – слишком низкие показатели индекса потребительских цен могут лишить домашние хозяйства стимула совершать покупки «сейчас», а компании совершать инвестиции в производство (Зачем инвестировать в то, что потом можно продать только с убытком для себя). В свете этого, дефляция (падение цен относительно прошлогоднего уровня) представляет собой большую опасность для экономики, поэтому Центральные банки всеми силами должны стараться избежать этого, снижая процентные ставки или даже запуская процесс количественного ослабления.
Индекс цен производителей показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Он отражает изменения цен корзины товаров и услуг, оплаченных производителями, и отражает то, как воздействует изменение цен на основное сырье на производителей. Динамика ИЦП во взаимосвязи с ИПЦ за период с 2000 по 2010гг представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика ИЦП за 2000-2010 гг [22].
Рост индекса
цен производителей является предвестником
более высоких показателей потребительской инфляции,
так как компании будут стараться переложить
возросшие затраты на потребите
Также одним
из основных показателей инфляции является
денежная масса. Исследование в динамике
данного показателя показывает изменения
денежной массы в стране по годам, что
в свою очередь может говорить о том, как
сильно государством используется «печатный
станок». Динамика изменения денежной
массы (агрегата М2, который представляет
собой объем наличных денег в обращении
(вне банков) и остатков средств в национальной
валюте на
счетах нефинансовых организаций, финансовых
организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российс
Рисунок 2 – Денежная масса за 1997-2010 гг.
Как можно увидеть из рисунка, что денежная масса за период с 2003 года по конец 2010 года увеличилась примерно в 10 раз. Денежная масса М2 по состоянию на 1 января 2011г. составила 20 трлн. 173,4 млрд. руб., увеличившись за 2010г. на 28,5% - с 15 трлн. 697,7 млрд. руб. на 1 января 2010г. За декабрь 2010г. денежная масса М2 выросла на 8,9%.
Объем наличных денег в обращении (агрегат М0) за 2010г. увеличился на 25% - до 5 трлн. 62,6 млрд. руб. на 1 января 2011г., за декабрь 2010г. этот показатель вырос на 9,5%. Объем безналичных средств за прошлый год вырос на 29,6% - до 15 трлн. 110,8 млрд. руб., за декабрь 2010г. прирост составил 8,6% [21].
Увеличенная денежная масса без соответствующего товарного обеспечения ведет к обесценению, денег, т. е. в конечном итоге является одним из самых главных факторов инфляционного процесса в нашей стране.
Происходит постоянное увеличение депозитов и наличных денежных средств, государству в таком случае необходимо не продолжать печатать деньги, а проводить более разумную монетарную и денежно-кредитную политику. Пока наблюдается такой высокий ежегодный рост денежной массы, можно утверждать, что в ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких (по сравнению с другими странами мира) годовых темпов инфляции (8%-9,5%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.
В Программе социально-
2.2 Адаптационная и антиинфляционная политика по борьбе с инфляцией
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, а также набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе этой политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане, но в долгосрочном периоде эта политика не показала эффективность и не стала популярной [15, с 525].
В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства).
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Помимо адаптационной политики одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства.
На практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.
Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.
Если оценивать характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой является продуктом труда экономистов неоклассической школы. В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос [12, с 239-240].
В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет сокращения спроса, снижаются темпы инфляции. Но одновременно сокращается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Такое регулирование проводит Центральный банк, который формально не находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.
В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, распространение инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально.
В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.
Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
Еще одна задача – проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.
Ослабление влияния внешних факторов так же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров [6, с 491].
Информация о работе Инфляция: сущность, причины, виды , социально-экономические последствия