Инфляция
наказывает:
А)
людей, которые получают относительно
фиксированные номинальные доходы.
В большинстве стран вводится
индексация пособий по социальному
обеспечению; выплаты по социальному обеспечению
учитывают индекс потребительских цен,
чтобы предотвратить разрушительное воздействие
инфляции;
Б)
некоторых наемных рабочих. Те, кто
работает в нерентабельных отраслях
промышленности и лишены поддержки
сильных, боевых профсоюзов;
В) владельцев
сбережений. С ростом цен реальная
стоимость, или покупательная способность,
сбережений, отложенных на черный день,
уменьшится. Конечно, почти все формы
сбережений приносят процент, но тем
не менее стоимость сбережений будет
падать, если уровень инфляции превысит
процентную ставку.
Выигрыш от инфляции
могут получить:
А) люди, живущие
на нефиксированные доходы. Номинальные
доходы таких семей могут обогнать
уровень цен, или стоимость жизни,
в результате чего их реальные доходы
увеличатся;
Б) управляющие
фирм, другие получатели прибылей. Если
цены на готовую продукцию будут
расти быстрее, чем цены на ресурсы,
то денежные поступления фирмы будут
расти более быстрыми темпами, чем
издержки. Поэтому, некоторые доходы в
виде прибыли будут обгонять растущую
волну инфляции.
Инфляция
также перераспределяет доходы между
дебиторами и кредиторами. В частности,
непредвиденная инфляция приносит выгоду
дебиторам (получателям ссуды) за счет
кредиторов (ссудодателей).
1.4 Последствия
инфляции
Социально-экономические
последствия инфляции проявляются
в следующем:
- Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы
(как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
- Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
- В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
- Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
- Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
- Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.
Процесс
инфляции противоречив. С одной стороны,
увеличиваются денежные прибыли, расширяются
капиталовложения, а с другой - рост цен ведет
к обесцениванию неиспользуемого капитала.
Выигрывают не все, а прежде всего сильные
фирмы, имеющие современное оборудование,
наиболее совершенную организацию производства.
В лучшем положении оказываются социальные
группы, живущие на нефиксированные доходы,
если их номинальные доходы будут расти
темпом, обгоняющим рост цен.
Но
каковы бы ни были позитивные функции
инфляции, выходя из-под контроля и
даже оставаясь относительно слабой,
регулируемой, инфляция оказывает на
ход экономического развития целый комплекс
сугубо отрицательных негативных явлений.
К
негативным последствиям инфляционных
процессов относятся:
- снижение реальных доходов населения;
- обесценивание сбережений населения
(повышение процентов на вклады, как правило не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
- потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров
(увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами
(пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета);
- ослабление позиций властных структур
(снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).
Государственное регулирование инфляции
2.1 Методы регулирования инфляции
Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
экономическую политику. Антиинфляционная
политика насчитывает богатый ассортимент
самых разных денежно-кредитных, бюджетных
мер, налоговых мероприятий, программ
стабилизации и действий по регулированию
и распределению доходов. Очень важным
условием антиинфляционной политики является
независимость правительства от групп
давления: антиинфляционные меры нужно
проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить,
что основным способом борьбы с инфляцией
должна быть борьба с ее основополагающими
причинами. Целями антиинфляционной политики
должны в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного потенциала
- предсказуемость динамики инфляции.
- снижение темпов инфляции
- стабилизация цен
Стратегическая
цель антиинфляционной политики —
привести темпы роста денежной массы
в соответствие с темпами роста товарной
массы (или реального ВВП) в краткосрочном
плане, а объем и структуру совокупного
предложения с объемом и структурой совокупного
спроса в долгосрочном плане. Для решения
этих задач должен осуществляться комплекс
мер, направленных на сдерживание и регулирование
всех трех компонентов инфляции: спроса,
издержек и ожиданий. Оценивая характер
антиинфляционной политики, можно выделить
в ней два общих подхода.
В рамках первого
предусматривается активная бюджетная
политика – маневрирование государственными
расходами и налогами в целях
воздействия на платежеспособный спрос:
государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате
сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.
Однако, одновременно может произойти
спад инвестиций и производства, что может
привести к застою и даже к явлениям, обратным
первоначально поставленным целям, развиться
безработица. При недостаточном спросе
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже
в условиях значительного бюджетного
дефицита), понижаются налоги. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами
может усиливать инфляцию. Если сокращение
бюджетного дефицита будет осуществляться
путем сокращения государственных расходов,
то издержки такой политики лягут на сферу,
финансируемую за счет бюджета (предприятия,
имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям,
бюджетники, социальная сфера). Если она
будет осуществляться за счет роста налогов
на прибыль и экспортных тарифов, издержки
в основном понесут предприниматели и
работники негосударственных предприятий.
На первый план
выдвигается денежно-кредитное регулирование,
косвенно и гибко воздействующее
на экономическую ситуацию. Если мероприятия
бюджетной политики непосредственно
направлены на рынок благ, то при
проведении кредитно-денежной политики
объектом регулирования является
денежный рынок. Суть кредитно-денежной
политики состоит в воздействии на экономическую
конъюктуру через изменение количества
находящихся в обращении денег (эмиссия).
В экономиках рыночного типа центральные
банки воздействуют на инфляцию косвенно,
при помощи различных инструментов,
причем влияние мер денежно-кредитной
политики сказывается не сразу, а с определенными
временными лагами, которые различны в
разных странах и в разных условиях.
Традиционными инструментами денежно-кредитной
политики, влияющими на размер и структуру
денежной массы, являются:
- Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
- Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
- Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.
- Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
- Денежную эмиссию Центральный банк осуществляе<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" sty