Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:45, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
-выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;
Введение
1 Инфляция: сущность, причины и история развития инфляции
1.1Сущность инфляции и формы ее проявления
1.2История развития инфляции
1.3Причины возникновения инфляции
2 Виды инфляции и кривая Филлипса
2.1 Виды инфляции
2.2 Инфляция и безработица: кривая Филлипса. Теория естественного уровня безработицы
3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционные меры государства
3.1 Социально-экономические последствия инфляции
3.2 Антиинфляционные государственные меры
3.3 Борьба с инфляцией в России
Заключение
Библиографический список
Но к несчастью, 1974 г. стал годом первого всемирного послевоенного кризиса капитализма. Инфляция соединилась с массовой безработицей – что было невозможно по кейсианской теории. Такую ситуацию стали называть «стагфляцией» или «slumpflation».
Новое поколение экономистов вспомнило предупреждение экономиста Kalecki сделанное им в 1943 г. При длительной полной занятости он предсказывал: «социальные позиции боссов будут подорваны, а классовое сознание и уверенность в себе рабочего класса будут расти. Борьба за увеличение заработной платы и улучшения условий труда породят напряженные политические отношения». Эти экономисты были сторонниками монетаризма, они призывали управлять экономикой, непосредственно контролируя денежную массу. Главной их целью было вернуть утраченные позиции классу капиталистов, причем любыми возможными средствами.
В 1979 г. пало правительство лейбористов, и к власти пришла Маргарет Тэтчер. Одновременно, с этим произошла Иранская революция, что привело к повторному росту цен на нефть и новому скачку инфляции, которая к 1980 г. достигла 18%. Тори пытались управлять денежной массой, но все предложенные меры были крайне противоречивы. Сегодня финансовые власти пытаются влиять на экономику посредством процентных ставок. Но это ограничивает спрос на деньги. Никто точно не знает, какова на сегодня «денежная масса».
Кризис, объединился с навязчивой идеей Тэтчер создать большую безработицу, и тем самым подорвать мощь профсоюзов. Безработица к 1982 г. достигла трех миллионов. Инфляция отступала, она вернулась позднее, когда в экономику начали закачивать огромную денежную массу, чтобы переизбрать непопулярное правительство Тэтчер. В 1989 г. инфляция составляла 7.8%, а в 1990 г. 9.5 %.
Инфляция, родившаяся в 90-е годы, снова поползла вверх, после экономического спада 2001 г. Время от времени она налетает словно эпидемия гриппа.
Кейсианство не смогло решить проблему инфляции. Монетаризм и не собирался с ней бороться – он был просто идеологическим оружием против рабочего класса. Капитализм – непредсказуемая система. Буржуазное правительство не в состояние контролировать инфляцию. И вот инфляция снова возвращается [23].
1.3Причины возникновения инфляции
Основной причиной инфляции признаются диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государственного бюджета, источниками ссудных капиталов и их использованием, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Эти диспропорции усиливаются под влиянием монополизации и структурных сдвигов в экономике, финансовой системе, а также экономической политики.
Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценивание денег по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото рассматривается по – прежнему как всеобщий эквивалент.
Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты (Дж.М. Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, т. Е. со стороны спроса. Другие – неоклассики – искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т. Е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т. Е. объяснять инфляцию, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример – энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен – инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные причины роста цен.
Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли сопровождается повышением общего уровня цен.
Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и, по мере насыщения рынка, цены будут опускаться.
Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства.
Следовательно, рост цен вызывается различными причинами.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести:
Диспропорциональность или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования “печатного станка”, это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ ( где Р – уровень цен, V – скорость обращения денег, М – денежная масса, Q – количество реальных товаров и услуг ) и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.
Рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики, потому что:
-милитаризация вызывает рост дефицита бюджета, что оказывает инфляционное давление на экономику;
-военная техника становится все менее приспособленной в гражданских областях, поэтому денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения, т.к. отрицательно влияет на товарное предложение;
-занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке только как покупатели, они не увеличивают товарное предложение.
Общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в 20 веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают “гонку цен”, они заинтересованы в ее поддержании и усилении.
Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не “желая испортить” свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.
С ростом “открытости” экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мировые хозяйственные связи увеличивается опасность импортируемой инфляции. Скачок цен на энергоносители в 1973г. (“энергетический кризис”) вызвал рост цен на импортируемую нефть и – по технологической цепочке – на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие “внешнего” повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.
Каков механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий? Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх своих потребностей. Одновременно они требуют повышения заработной платы и тем самым подталкивают текущий потребительский спрос к расширению. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, материалы и комплектующие изделия еще больше подорожают. Начинается бегство от денег. Итак, очевидно, что расширение вследствие инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат – общее повышение цен.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинации различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение “цена – заработная плата”, перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы [2].
В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.
2.Виды инфляции и кривая Филлипса
2.1Виды инфляции
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В данной работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.
С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:
К примеру, в Аргентине на апрель 1990 г. Зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции – 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции практически невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
С точки зрения критерия- соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье – соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.
Несбалансированность инфляции – составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая – явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия