Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование содержания и причин инфляции и изучение особенностей инфляционных процессов в Российской Федерации, а также определение подходов к реализации эффективной антиинфляционной государственной политики.
Достижение поставленной цели предполагало решение следующих взаимосвязанных задач:
1) изучено экономическое содержание и последствия инфляции;
2) исследованы виды и типы инфляции;
3) проанализированы динамика, причины и специфика современных инфляционных процессов в России;
4) изучены мировая и российская практика антиинфляционной политики, обоснован комплекс мероприятий антиинфляционной политики, учитывающих особенности инфляционных процессов в российской экономике.
Объектом исследования являются инфляционные процессы в рыночной экономике, в первую очередь, в экономике современной России.
Предметом исследования выступают взаимосвязи и взаимозависимости, обусловливающие формирование, развитие, проявление, динамику и регулирование инфляционных процессов, как в целом в мире, так и в России.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные и при-кладные труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати в области теории и практики денежного обращения, финансов, макроэкономики, налогообложения, денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Информационную базу составили данные Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики. Кроме того, в работе использовались различные статьи и исследования, опубликованные как в научной литературе, так и в сети Интернет.
В качестве методологической базы использовались общенаучные методы, такие как системный и сравнительный анализ, индукция и дедукция, моделирование, синтез, проведение аналогий, статистические и графические методы обработки и предоставления информации.
Введение ………………………………………………...
Глава 1.
Теоретические основы инфляционных процессов в экономике …………………………..
Сущность инфляции и ее виды ……………………………
Причины и механизм инфляции. Социально-экономические последствия инфляции …………………..
Глава 2.
Особенности инфляционного процесса в России ……………………………………………………
Основные факторы и причины инфляции в экономике России ……………………………………………………….
Анализ динамики инфляционных процессов в Российской Федерации ……………………………………………. 15
Глава 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: мировая и российская практика. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ антиинфляционной политики ………………………………………………..20
Заключение …………………………………………….27
Список литературы …………………………………30
Такой «разгон» инфляции во второй половине 2010 года указывает, что в 2011 году правительству и ЦБ будет чрезвычайно трудно уложиться в официальный прогноз 6-7%. В этой связи интересно проанализировать, какой уровень инфляции ожидает Россию в 2011 г.
Казалось бы, государство решило не давить привычными инструментами — тарифами ЖКХ. Из табл. 3 видно, что темпы индексации тарифов ЖКХ не растут, а по газу даже падают.
Таблица 3 - Рост цен на товары и услуги в результате изменения регулируемых составляющих (тарифов и налогов), %18
Примечание: рост цен на бензин, табачную продукцию и алкогольные напитки вследствие изменения ставок акцизов и введения дорожного налога в 2011 году является оценочным
Однако бесспорно, что 2011 г. будет отмечен резким увеличением налоговой нагрузки на подакцизные товары — бензин, сигареты и алкоголь. Рост акцизов на сигареты может привести к их удорожанию больше чем на четверть, на бензин (в сочетании с введением дорожного налога — 1 рубль на литр) — на 12,4%. В итоге удорожание топлива только напрямую увеличит годовую инфляцию 2011 г. на дополнительные 0,3 п.п.
Между тем, росту цен на бензин присущ огромный мультипликативный эффект, так что реальный вклад в инфляцию будет гораздо больше — особенно сильно должны пострадать цены на продовольствие. Но даже если оценивать исключительно прямое влияние тарифов и налогов на темпы инфляции, то в 2011 году будет наблюдаться рекордная за последние годы инфляционная добавка со стороны государства — примерно 1,2 п.п.
Но, пожалуй, наибольшее влияние на инфляцию окажет рост суммарной ставки по страховым взносам с 26% в 2010 до 34% в 2011 г. Количественные показатели последствий оценить сложно. По расчетам Центра развития НИУ-ВШЭ косвенное влияние роста отчислений может составить до 1,36 п.п.19
Кроме того, в 2011 году Правительство планирует финансировать дефицит бюджета не только за счет Резервного фонда, но и за счет интенсивных внутренних заимствований, что, с одной стороны, повысит уровень процентных ставок в экономике, а с другой — заставит Банк России активизировать свои операции на открытом рынке.
Подобному инфляционному давлению Банк России противопоставить сможет немногое: может попытаться повысить свои процентные ставки или сильно укрепить рубль. Но рост ставок будет тормозить и без того вялый рост экономики, а укрепившийся рубль неизбежно приблизит последующую девальвацию. Таким образом, скорее всего в 2011 г. Россию ждет уровень инфляции больше ожидаемого по официальным данным.
Глава 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Даже если признать, что инфляция выполняет ряд фискальных функций, польза от этого не идет в сравнение с отрицательными последствиями высокой инфляции, поэтому антиинфляционному регулированию должно уделяться особое внимание. При принятии антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом не только ее многофакторности, но особенностей экономики страны. Такая программа должна базироваться на методах и мерах как государственного, так и рыночного регулирования. Она получила название антиинфляционной политики, под которой в работе понимается разновидность макроэкономической политики, направленной на подавление и/или предотвращение инфляции.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: первый заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В этом случае предполагается минимальное вмешательство государства в экономику.
Второй вариант заключается в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами. Эти меры связаны с вмешательством государства в экономику и предполагают: контроль за соотношением цен и доходов, рекомендации по уровню заработной платы и уровню цен и т.д.
Задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не дать ей достичь разрушительных масштабов.20
Мировая практика показывает, что важнейшими компонентами антиинфляционной политики должны выступать совокупность мер в области фискальной (стабилизация государственных расходов и системы налогообложения), денежной (стремление к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны или национального дохода при максимально возможной занятости) и валютной (недопущение импорта инфляции) политики. Разработка такой политики особенно актуальна для России.
Также можно отметить, что использование для преодоления инфляции, главным образом, денежно-кредитных рычагов влияния на макроэкономическую систему, рекомендуемых Международным валютным фондом, является неверным, поскольку:21
- из того, что существенное увеличение денежной массы провоцирует при определенных обстоятельствах рост цен, не следует, что сжатие денежной массы является рецептом эффективной борьбы с инфляцией; вместо этого можно спровоцировать стандартную инфляцию издержек;
- в результате сжатия объема денежной массы правительство фактически переходит к политике дорогих денег; при этом в экономике растет исходная коммерческая процентная ставка, а ставка рефинансирования перестает быть регулятором экономики и просто догоняет коммерческую ставку (правительство утрачивает важнейший рычаг контроля над монетарной системой страны);
- правительство реально может осуществлять контроль только за объемом денежного агрегата М2, но не контролирует объем не менее ликвидных агрегатов (векселя, сертификаты, иные долговые обязательства); проводя жесткую монетарную политику, правительство может вызвать не снижение объема денежной массы, а лишь ухудшение ее качества, бартеризацию экономики, рост взаимозачетов, что приведет к проблеме наполнения бюджета, подорвет кредитно-денежную систему страны и будет способствовать раскручиванию инфляционной спирали.
Методы и инструменты антиинфляционной политики гораздо шире, чем методы фискальной и денежно-кредитной политики. Ряд других важнейших мер антиинфляционной политики, которые следует принимать в первую очередь, заключаются в следующем:22
1) обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы при помощи включения мультипликатора инвестиций: избирательная поддержка отраслей, которые создадут максимальный совокупный спрос, избирательное финансирование ряда долгосрочных и масштабных проектов;
2) ужесточение принципов кредитования и финансирования: снижение объемов финансирования заведомо убыточных отраслей и проектов; наведение порядка в сфере лицензирования финансовых и банковских операций; создание адекватной системы взаимного страхования и взаимного гарантирования инвестиций;
3) девальвация национальной валюты для поддержки экспортно-ориентированных производств; при этом следует учитывать, что могут пострадать импортозамещающие отрасли, резиденты, имеющие долговые обязательства в иностранной валюте;
4) снижение бюджетного дефицита посредством определенного сокращения финансирования социальной сферы (избегая обострения социальных проблем, которое всегда имеет место в период инфляции), введения прогрессивной шкалы налогообложения личного имущества и личных доходов;
5) государственный контроль над ведущими отраслями хозяйства с целью обеспечения в них надлежащего технологического уровня производства, проведение эффективной антимонопольной политики, социальной защиты населения, поддержание должного уровня устойчивости макроэкономической системы и национальной безопасности страны.
Помимо политики сдерживания доходов правительство может ввести или усилить государственную монополию внешней торговли по важнейшим группам товаров, а также использовать политику цен и доходов, предполагающую либо замораживание цен и номинальных доходов (вариант шоковой терапии), либо ограничение роста денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а роста цен - увеличением расходов на оплату труда (вариант градуирования). Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий, однако, может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля.
Если определять инфляцию по разнице между темпами роста цен и доходов в экономике, то государственная политика сдерживания доходов может принять не антиинфляционный, а инфляционный характер (в этом заключается ее двойственность). С одной стороны, такая политика, через сокращение денежной массы, может при определенных условиях снизить темпы роста цен в экономике, а, с другой стороны, ускорить развитие инфляционных процессов, поскольку стабилизация цен будет сопровождаться уменьшением доходов и усилением социальной напряженности в обществе.
На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта.
Как уже отмечалось, в последнее десятилетие инфляционные процессы в России все больше определяются глобализацией мировой экономики, которая оказывает непосредственное влияние на действие внутренних факторов. В то же время, особенность России в борьбе за сохранение финансовой системы состоит в том, что большая доля денег, потраченных на антикризисные меры, была распределена среди коммерческих банковских структур в форме беззалоговых кредитов и, по сути дела, ушла на спасение существующих институтов, а не на цели развития. В результате произошел переток денег в сферу валютных спекуляций, на девальвации рубля сформировались высокие прибыли, определившие и высокие процентные ставки. Таким образом, меры, которые осуществило российское правительство и Банк России для минимизации потерь, вызванных кризисом, несомненно, относятся к регулированию спроса и предложения на заемные средства, а, следовательно, регулированию инфляции.
Анализ многочисленных исследований показывает, что у Банка России до последнего времени не было четкой, эффективной программы управления денежным предложением. Используемая им политика управления денежной массой опиралась на валютные интервенции и депозитные операции и не позволяла взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, которая определялась не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов. Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которыми пользовался ЦБ РФ, был недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. С 2009 г. отмечается некоторое изменение правил в осуществлении Банком России денежно-кредитной политики. В настоящее время происходит попытка перехода Банка России к таргетированию инфляции и апробации соответствующих инструментов. В то же время, в денежно-кредитной политике сохраняется использование таргетирования валютного курса.
Однако модель денежно-кредитной политики, при которой происходит одновременно таргетирование инфляции и валютного курса, является малоэффективной. Кроме того, при намерениях правительства сделать рубль одной из мировых резервных валют, таргетирование валютного курса чрезвычайно сложно и даже экономически опасно, так как использование валютного курса в качестве номинального якоря требует повышенной дисциплины макроэкономической политики. В противном случае непоследовательные действия властей рано или поздно приводят к краху валютного режима. Так, при соблюдении границ допустимых значений стоимости спекулянты смогут нащупать тактику поведения Центрального банка РФ, что приведет к арбитражу на валютном рынке.23
В то же время, переход к таргетированию инфляции и отказ от таргетирования валютного курса возможны лишь в том случае, если государство сможет избавиться от зависимости наполнения бюджета от стоимости углеводородного сырья. Так, из более, чем 20 стран-экспортеров энергоресурсов (по классификации МВФ), ни одна страна не либерализовала валютный курс.
При осуществлении антиинфляционных мер Банком России должна проводится компромиссная денежная политика. Последствия компромиссного соотношения между уровнем инфляции и укреплением рубля могут быть смягчены, если у ЦБ РФ появится широкий набор инструментов стерилизации денежной массы, в том числе большой рынок государственных рублевых долговых обязательств.
Для введения в России полноценного режима таргетирования инфляции необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
1. Единство цели Правительства
РФ и Банка России при
2. Формирование
3. Минимизация рисков, связанных
с внешними корпоративными