Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:02, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития Российской экономики.
Введение 3
1. Инфляция в России 4
1.1 Характер инфляции в Российской Федерации 8
2. Причины возникновения инфляции в России 11
4. Антиинфляционная политика России 22
5. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня.
Можно выделить три этапа в проводимой Банком России антиинфляционной политике в зависимости от используемых инструментов и методов её осуществления: 1992–1995 гг.; 1995 – сентябрь 1998 гг.; с 1998 гг. Для каждого из этих этапов характерны свои особенности в подходе к способам управления инфляционными процессами.
В 1995 г. с принятием новой редакции федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» начинается новый этап денежно-кредитного регулирования Банка России. Именно в 1995 г. происходят серьезные изменения в приоритетах, ориентирах и инструментах денежно-кредитной политики. Одновременно происходят изменения в механизме и инструментах осуществления антиинфляционной политики. Официально были определены цели и задачи деятельности Центрального банка РФ, приоритетные инструменты денежно-кредитного регулирования: переучет векселей, операции на открытом рынке, операции междилерского РЕПО, рефинансирование. Важным шагом в преодолении инфляционных процессов стало положение, согласно которому Центральному банку запрещалось предоставлять прямые кредиты правительству и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Таким образом, был перекрыт один из основных источников инфляционного давления на экономику.
В качестве основного направления денежно-кредитной политики в этот период Банк России выделил ограничение спроса для недопущения возможности раскручивания инфляционной спирали за счет инфляции спроса. При этом предусматривалось, что правительство предпримет меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий для недопущения развития инфляции по спирали «издержки – цены». Основными задачами, вставшими перед Центральным банком в этот период, были обеспечение экономики деньгами в количестве, соответствующем достижению официально установленных целей по инфляции и производству реального ВВП, а также стимулирования инвестиционной активности в экономике.
Кризис 1998 г. положил начало нового этапа в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы к антиинфляционному регулированию. Прежде всего, претерпела изменения система предложения денег Центральным банком. Основным каналом предложения денег в 1999 г. становится эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000 г. – покупка иностранной валюты у экспортеров. Следует признать, что у Центрального банка по-прежнему отсутствует система управления денежным предложением. Используемая Банком России система управления денежной массой, опирающаяся на валютные интервенции и депозитные операции, не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей. Последняя определяется на сегодняшний день не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов, а набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые используются Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Для управления инфляционными процессами Центральный банк, по сути, использует сегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование.
Инфляционное таргетирование позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики.
Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины
Немонетарные причины:
1.
Диспропорции в экономике,
2.
Чрезмерное развитие ВПК (
3. Малый экспортный сектор (в основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.
4. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР.
5.
Спад объема внутреннего
6.
Инфляционные ожидания
Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.
Монетарная причины:
1. Дефицит госбюджета.
2.
На темпы инфляции влияет
3.
Скорость обращения денег. Она
увеличивается, когда
4.
Особенность российской
Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, и цены начинают расти.
Инфляция спроса обусловлена следующими денежными факторами:
милитаризацией
экономики и ростом военных расходов.
Военная техника становится все
менее приспособленной для
дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие бюджетного дефицита происходит двумя путями: размещением гос. займов на денежном рынке или дополнительной эмиссией неразменных банкнот ЦБ. Использование последнего метода с 1 января 1995 года в России запрещено;
кредитной экспансией банков;
притоком иностранной валюты;
чрезмерными инвестициями в тяжелую промышленность.
Разумеется, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. Другими словами, само по себе увеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько угрозу инфляции. И это становится проблемой для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев – для государства (Правительства и Центрального банка). Если государство, с целью предотвратить грозящий спад производства, реагирует увеличением этого объема, то отсюда, собственно, и начинается инфляция:
в краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска;
в долгосрочном – только рост цен (инфляционная спираль).
Инфляция издержек – рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.
Инфляция издержек производства порождается неденежными факторами. Причины такой инфляции:
· снижение роста производительности труда, вызванное циклическими и структурными изменениями;
· расширение
сферы услуг, большой удельный вес
зарплаты по сравнению с
· повышение оплаты труда под воздействием профсоюзов, что раскручивает инфляционную спираль;
· высокие косвенные налоги.
Если в условиях инфляции издержек проводится политика смягчения ограничений роста денежной массы (в целях предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:
в краткосрочном периоде рост цен и реального выпуска;
в долгосрочном – только рост цен.
Уменьшать количество имеющихся в стране денег с целью заставить продавцов назначать цены ниже цен воспроизводства товаров – означает принуждать товаропроизводителей к суженному воспроизводству.
Опыт выживания российских предприятий после января 1992 г. выявил следующие основные пути реализации второго направления:
1.
Работа на внешний рынок. Этот
путь позволяет продавать
2.
Сокращение масштабов
3. Неплатежи за полученную продукцию и в финансово-кредитную систему. Неплатежи позволяют производить товары, не получая за них сполна, но и не оплачивая потребляемую продукцию. Первые устойчивые неплательщики в стране появились с началом так называемого «радикального этапа реформ», в феврале-марте 1992 г. К концу первого полугодия в их числе оказалось 80% государственных предприятий, и за полгода объем взаимных неплатежей в РФ увеличился в 82 раза. Неплательщиком было и государство: его задолженность по выплате только заработной платы, пенсий и пособий выросла с 1 апреля по 1 июня 1992 г. более чем в 3,7 раза. По оценке департамента валютного регулирования Центрального банка РФ, в 1995 г. неплатежами в России покрывалось около четверти товарооборота. Столь масштабное и длительное использование неплатежей позволяет рассматривать их не только как способ выживания экономических агентов в условиях острой нехватки платежных средств, но делает необходимым учет их величины при анализе денежной массы.
4.
Осуществление товарного
Отмеченные способы снижения затрат относительно редко встречаются в экономике с отлаженным рыночным механизмом. Условия, в которых оказалась российская экономика в переходный период, породили массовое проявление описанной выше реакции производителей на повышение цен. В итоге попытки ограничения роста денежной массы с целью борьбы с инфляцией оказались неэффективными.
Экспертные оценки показывают, что от выпуска Центральным банком РФ денег в обращение до их поступления хозяйственным субъектам проходит максимум два – три месяца. Это дает основание весьма осторожно относиться к предположению о существовании содержательной связи между ростом цен и расширением денежной массы с лагом во времени свыше трех месяцев.
Основная причина неработоспособности идей монетаризма, причем не только в России, состоит не в том, что они, как обычно утверждают их сторонники, проводились непоследовательно, нерешительно и некачественно. Возможность реакции экономических субъектов на недостаток национальных платежных средств, которая наблюдалась в России и других странах, пытавшихся преобразовать экономику по рецептам Международного валютного фонда и Всемирного банка, заложена в основную формулу количественной теории денег.
Чтобы ее увидеть, достаточно расписать, из чего складывается количество предлагаемых для продажи на внутреннем рынке за национальную валюту товаров Т:
Т = запас
продукции, предназначенной для
использования в качестве товара,
плюс объем предлагаемого для
продажи импорта минус
Все, что стоит со знаком минус, позволяет товаропроизводителям осуществлять продуктообмен и воспроизводство, не прибегая к услугам национальной валюты.
Классическая теория количества денег в обращении сосредоточилась на анализе влияния величины денежной массы на уровень цен, оставив без должного внимания взаимосвязь денежной массы с размером предложения товаров. Эта теория строилась при несформулированном явно допущении, что увеличение количества денег, влияя в основном на цены, не меняет объемы предложения товаров, и что скорость обращения денег достаточно стабильна. Но в реформируемых экономиках России, стран Африки, Латинской Америки, Восточной Европы эти допущения не выполнялись, и, естественно, декларированные результаты не были получены.