Инфляция и ее формы. Антиинфляционная
политика государства.
Проблема инфляции занимает
важное место в экономической науке, поскольку
ее показатели и социально-экономические
последствия играют серьезную роль в оценке
экономической безопасности страны. Актуальность
этого вопроса в современных условиях
определяется необходимостью выяснения
сущности, глубинных причин и механизма
развития инфляции, ее особенностей.
Инфляция
- это переполнение каналов обращения
денежной массой выше потребностей товарооборота,
вызывающее обесценивание денежной массы
и, как следствие, рост товарных цен. Инфляция
- не только переполнение финансовых каналов
бумажными деньгами, что приводит к их
девальвации - это денежное явление, но
она не ограничивается обесцениванием
денег. Она проникает во все сферы экономической
жизни и начинает разрушать экономику
страны. От нее страдает государство, производство,
кредитно-финансовые рынки, но больше
всего страдают непосредственно люди.
Превышение количества денежных
единиц, находящихся в обращении, над суммой
товарных цен и появление в результате
этого денег, необеспеченных товарами,
означает инфляцию. Она приводит к росту
цен на товары. Поэтому индекс потребительских
цен - один из главных и наиболее наглядных
показателей наличия или отсутствия инфляции,
ее глубины.
В экономике инфляция определяется
как долговременный процесс снижения
покупательской способности денег. Различают
два типа инфляции: открытая и скрытая инфляция.
Открытая инфляция характерна
для экономики со свободным ценообразованием,
и представляет собой хронический рост
цен на товары и услуги. Ее механизм состоит
в том, что наблюдая рост цен, потребители
стараются предугадать, насколько подорожают
товары, и наращивают текущий спрос в ущерб
сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает
объем кредитных ресурсов, что препятствует
росту капиталовложений, производства
и предложения. Нарушается действие закона
денежного обращения, однако, экономика
реагирует на рыночные колебания, происходят
процессы саморегулирования и обеспечения
равновесия, но они достигаются путём
деформации рыночного механизма.
Подавленная инфляция, или
скрытая, характерна для экономики с регулируемыми
ценами. Проявляется в товарном дефиците,
ухудшении качества продукции, вынужденном
накапливании денег, развитии теневой
экономики, бартерных сделок, возникает
вследствие поддержания государством
товарных цен ниже цен равновесия спроса
и предложения, при котором деньги перестают
быть всеобщим покупательным средством
и мерой распределения товаров и услуг.
Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет
к разрушению рыночного механизма. Подавленная
инфляция ведёт к возникновению дефицита.
Это обусловлено тем, что спрос опережает
предложение. При фиксированных ценах
товар реализуется с переплатой, которая
оседает в торговле. Производители лишаются
стимулов расширения объёмов выпуска
товаров. В результате увеличивается «вилка»
между спросом и предложением, и дальнейшее
углубление дефицита.
Открытая инфляция может
протекать в различных формах:
- инфляция спроса - означает нарушение равновесия
между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса;
- инфляция издержек - означает рост цен вследствие
увеличения издержек производства;
- структурная инфляция - вызывается макроэкономической
межотраслевой несбалансированностью.
Эти виды инфляции создаются
самим рынком.
Несогласованность действия
отраслей приводит к тому, что часть их
не может насытить рынок товарами, соответственно
спрос не удовлетворяется и цены растут.
Существует три основных критерия
определения вида инфляции:
- темп роста цен;
- сбалансированность роста цен
по группам товаров;
- предсказуемость инфляции.
С позиции темпов роста цен
различают четыре вида:
1. Нормальная инфляция (рост
цен сопровождает рост совокупного спроса
и экономики, поэтому незначительное ежегодное
повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает
беспокойства).
2. Умеренная или ползучая инфляция,
в условиях которой цены возрастают не
более чем на 10% в год. Обычно такая инфляция
не оказывает серьёзного отрицательного
воздействия на процесс воспроизводства.
Она позволяет корректировать цены с учётом
изменения условий производства и спроса.
3. Галопирующая инфляция, когда рост цен
достигает 200% в год. Этот вид инфляции
вызывает серьёзное напряжение в экономике,
хотя контракты и сделки учитывают рост
цен.
4. Гиперинфляция – рост цен превышает
200% в год. Чрезмерное увеличение цен и
денежной массы в обращении ведёт к резкому
обесценению денежной единицы, к катастрофическому
расхождению между ростом цен и заработной
платы, к нарушению нормальных хозяйственных
связей. В условиях гиперинфляции наносится
огромный ущерб населению, даже состоятельным
слоям общества.
По степени
сбалансированности различают сбалансированную
и несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены
на различные товарные группы по отношению
друг к другу остаются неизменными. При
несбалансированной инфляции цены различных
товарных групп по отношению друг к другу
постоянно изменяются, причём в различных
пропорциях.
С позиции ожидаемости и предсказуемости
выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию.
Ожидаемой, или предсказуемой,
является инфляция, которую можно предсказать,
спрогнозировать заранее.
Неожидаемая инфляция, которая
характеризуется внезапным повышением
цен, что в свою очередь, ухудшает экономическую
ситуацию, отрицательно сказывается на
денежном обращении и системе налогообложения.
Неожидаемая инфляция вызывает внезапный
рост цен, который сопровождается дальнейшими
инфляционными ожиданиями и, как результат,
новым повышением цен.
Последствия
инфляции достаточно обширны и весьма
серьёзны. Сам факт инфляции - снижение
покупательной способности денежной единицы,
то есть уменьшение количества товаров
и услуг, которые можно приобрести за эту
денежную единицу. Инфляция фактически
грабит людей, которые получают относительно
фиксированные номинальные доходы. Иначе
говоря, она перераспределяет доходы,
уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других
групп населения.
Если экономика страны поражена инфляцией,
то потери неизбежны. И ее первыми жертвами
становятся потребители. Инфляция негативно
влияет на благосостояние населения сразу
по двум направлениям - через сбережения
и через текущее потребление. Происходит
перераспределение доходов между частным
сектором и государством, между участниками
производства и получателями трансфертных
выплат, между трудом и капиталом.
Одним из сложнейших вопросов
экономической политики является управление
инфляцией. Способы управления ею неоднозначны
и противоречивы по своим последствиям.
Антиинфляционная политика представляет
собой совокупность инструментов государственного
регулирования, направленных на снижение
инфляции. Инструменты управления процессом,
применяемые в различных странах, различаются
в зависимости от характера и уровня инфляции,
особенностей хозяйственной обстановки,
специфики хозяйственного механизма.
Антиинфляционная политика насчитывает
богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных,
бюджетных мер, налоговых мероприятий,
программ стабилизации и действий по регулированию
и распределению доходов. Очень важным
условием антиинфляционной политики является
независимость правительства от групп
давления: антиинфляционные меры нужно
проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основным способом
борьбы с инфляцией должна быть борьба
с ее основополагающими причинами.
Целями антиинфляционной политики
должны в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного потенциала;
- предсказуемость динамики инфляции;
- снижение темпов инфляции;
- стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной
политики — привести темпы роста денежной
массы в соответствие с темпами роста
товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном
плане, а объем и структуру совокупного
предложения с объемом и структурой совокупного
спроса в долгосрочном плане. Для решения
этих задач должен осуществляться комплекс
мер, направленных на сдерживание и регулирование
всех трех компонентов инфляции: спроса,
издержек и ожиданий. Оценивая характер
антиинфляционной политики, можно выделить
в ней два общих подхода.
Политика, направленная на сокращение
бюджетного дефицита, ограничение кредитной
экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В
соответствии с монетаристскими рецептами
применяется таргетирование - регулирование
темпа прироста денежной массы в определенных
пределах (в соответствии с темпом роста
ВВП).
Политика регулирования цен
и доходов, имеющая целью увязать рост
заработков с ростом цен. Одним из средств
служит индексация доходов, определяемая
уровнем прожиточного минимума или стандартной
потребительской корзины и согласуемая
с динамикой индекса цен, например, повышения
или замораживание заработной платы, ограничиваться
выдача кредитов и т.д.
Если инфляция растет в результате
роста издержек производства, то в этом
случае следует всячески стимулировать
инвестиции. А поскольку правительства
развитых стран не могут пользоваться
жесткими методами прямого директирования
цен, то вновь приходится прибегать к таким
методам, как увеличение налоговых ставок.
Основными задачами стабилизационной
программы являются:
- сокращение правительственных
расходов, в том числе сокращение субсидий;
- повышение налогов;
- снижение объемов кредитования
коммерческих банков;
- увеличение выпуска казначейских
облигаций и объемов зарубежных займов;
- повышение социальных расходов
на нужды малообеспеченных слоев населения;
- фиксация обменного курса национальной
валюты.
Подготовить программу стабилизации и
начать ее выполнять - дело довольно трудное.
Многие страны пытаются одновременно
с сокращением государственных расходов
вносить изменения в экономическое законодательство.
Это касается, например, закона, запрещающего
Центральному банку выдавать кредиты
правительству или коммерческим банкам.
Как свидетельствует опыт, остановить
инфляцию с помощью одних организационных
мер весьма трудно. Для этого необходима
структурная реформа, направленная на
преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания
инфляции необходимо разрабатывать после
определения характера инфляции, выделения
основных и связанных с ними факторов,
подстегивающих раскручивание инфляционных
процессов. Каждая инфляция специфична
и предполагает применение комплекса
таких мер, которые соответствуют этой
специфике.
Практически же действует не
одна, а комплекс причин и взаимосвязанных
факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным
процессом обычно носят комплексный характер,
постоянно уточняются, и корректируются.
Предприятия и население разными способами
пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования
при инфляции. Однако ее регулирование
- функция государства, его макроэкономической
политики. Необходимость регулирования
высокоуровневой инфляции определяется
ее негативными социально-экономическими
последствиями. При решении задач такого
регулирования следует исходить из:
а) сопоставления общей оценки значения
инфляции в социально-экономическом развитии
двух основных научных школ - монетаризма
и кейнсианства, присущих им подходов
к выбору инструментов регулирования
инфляции;
б) определения общего перечня мер государственного
регулирования с точки зрения преодоления
причин инфляции;
в) учета типов, видов, форм инфляции и
подбор способов, приемов ее регулирования;
г) выделения конкретных методов регулирования
инфляции.
Основные положения монетаристской концепции
регулирования инфляции можно свести
к следующему. Денежное обращение - главная
сфера, определяющая движение всей экономики,
поэтому оно должно жестко контролироваться.
Инфляция - нарушение нормального денежного
обращения, а значит, она недопустима (должна
быть минимальной). Государству необходимо
предпринимать все меры для достижения
этой задачи. Следует придерживаться принципа
«здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных
расходов и доходов, не допускать дефицита
бюджета и сокращать до минимума государственный
долг.
Государственные доходы сокращаются вследствие
снижения общего уровня налогообложения
(для стимулирования бизнеса) при одновременной
отмене налоговых льгот (для создания
фирмам равных конкурентных условий).
Соответственно при сокращении доходов
государства должны уменьшаться его расходы.
Социальные затраты предполагаются минимальными,
ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия,
гарантии подрывают стимулы к труду. В
ограниченных государственных инвестициях
необходим переход от экстенсивного типа
(более или менее равномерное распределение
их по отраслям и видам деятельности) к
интенсивному (акцент на поддержку науки,
высоких технологий, обеспечение перехода
к инновационной модели экономического
роста). Главные инструменты воздействия
на экономику - объем и структура денежной
массы, валютный курс национальной денежной
единицы, процентные ставки, таможенные
тарифы.
Денежная политика предусматривает регулирование
денежной массы и совершенствование ее
структуры.
Валютная политика имеет своей целью поддержание
отвечающего интересам национальной экономики
валютного курса. Оптимальной является
такая динамика изменений курса, которая
совпадает с показателями инфляции.
Кредитная политика - комплекс мер в области
кредита, который призван способствовать
«дедолларизации» экономики, росту товарного
предложения. Принципиально важная задача
- установление положительной (т.е. превышающей
ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования
инфляции предполагает достижение сбалансированности
расходов и доходов либо доведение бюджетного
дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика - прямое и косвенное
вмешательство государства в рыночное
ценообразование.
Структурная политика предполагает ликвидацию
убыточных и малорентабельных государственных
предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное
развитие предприятий, ориентированных
на потребительский сектор экономики,
наукоемких производств, машиностроения.
Антимонопольная политика предполагает
установление государственного контроля
над издержками и ценами монополий (олигополии),
сочетаемое с наблюдением за объемами
производства; пресечение уголовными,
административными, налоговыми средствами
проявлений монопольного ценообразования;
фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется
на основе использования таможенно-тарифных
и нетарифных инструментов. Таможенные
пошлины в обусловливают непосредственно
повышение цен импортируемых товаров,
поскольку выступают разновидностью косвенных
налогов. В результате действия нетарифных
инструментов происходит сокращение предложения
импортируемых товаров, что ведет к повышению
цен товаров на национальном рынке.
В зависимости от того, какой тип инфляции
преобладает в стране на определенном
этапе развития, используется тот или
иной комплекс мер регулирования. Если
инфляция спроса, то решающее значение
приобретают меры по ограничению последнего
(прежде всего использование инструментов
денежной, валютной, кредитной, бюджетной
политики). При преимущественном значении
инфляции издержек особую значимость
приобретают меры по ограничению заработной
платы (проведение в рамках социальной
политики взвешенной политики доходов
населения), сдерживанию роста цен на энергию,
сырье, материалы, оборудование (в этом
случае на первый план выдвигаются средства
антимонопольной, структурной, ценовой
политики; внешнеторговой политики - при
большом удельном весе импортных факторов
производства).
Учет форм инфляции при ее регулировании
означает необходимость системности и
комплексности в использовании разных
видов макроэкономической политики.
Конкретными, специально разработанными
методами регулирования инфляции являются:
политика доходов; политика «дорогих денег»;
политика налогового стимулирования производства;
политика замедления скорости обращения
денег.
Политика доходов предполагает «замораживание»
заработной платы или определение пределов
ее роста. Такая фиксация заработной платы
ограничивает спрос на потребительские
товары. Однако данная политика неэффективна-
с отменой фиксации цены вновь растут.
Политика «дорогих денег» - это ограничение
денежного спроса через денежно-кредитный
и налоговый механизмы («сжатие» денежной
массы через повышение процентной ставки,
усиление тяжести налогообложения, снижение
государственных расходов). Такая политика
достаточно действенна в том смысле, что
происходит структурная перестройка экономики.
Предприятия, имеющие малую рентабельность,
не выдерживают налогового пресса, не
могут возвратить дорогие банковские
кредиты, останавливают производство
и подводятся к банкротству. В экономике
остаются лишь те фирмы, которые отвечают
сложившимся рыночным условиям. Через
определенное время вместо старых обанкротившихся
предприятий возникают новые конкурентоспособные
структуры.
Политика налогового стимулирования производства
включает меры как по прямому стимулированию
бизнеса путем значительного снижения
налогов, налагаемых на предприятия, так
и по косвенному стимулированию сбережений
физических лиц (снижение налогов с населения).
Методологическая основа данного способа
регулирования инфляции - неоклассическая
теория «экономики предложения».
Политика замедления скорости обращения
денег. Рост денежной массы не ведет к
инфляции, если он сочетается с замедлением
скорости оборота денег, которое, в свою
очередь, происходит при инвестициях и
реальный сектор экономики.