Ипотечный кризис в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с актуальностью и темой определена цель данной работы – определить причины и формы проявления кризисных явлений в США, а также механизм характер их влияния на мировую экономику.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы: определить предпосылки возникновения кризисных явлений в экономике США, а также механизмы передачи этих явлений в мировую финансовую систему, рассмотреть меры, предпринятые правительствами США и ряда других стран, в том числе и Российской Федерацией, по выводу из экономического кризиса.

Содержание

Введение
1. Причины и формы возникновения ипотечного кризиса в США
1.1. Предпосылки кризисных явлений в экономике США………………..…4
1.2. Меры правительства США по выводу экономики из кризиса………....9
2. Влияние ипотечного кризиса США на мировую финансовую систему и экономики отдельных стран.
2.1. Механизмы передачи кризисных явлений из экономики США в мировую экономику…………………………………………………………………….....11
2.2. Последствия ипотечного кризиса США для экономики различных стран………………………………………………………………………………13
2.3. Влияние кризисной ситуации в США и мировой экономики на экономику России……………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...19
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ипотечный кризис в США.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно выделить следующие особенности ипотечного кризиса в США: финансовая инфраструктура данной страны превысила реальное развитие своей экономики. Последствия оказались  катастрофическими как для США, так и для всего мира: утрата доверия на мировых финансовых рынках, паника на фондовых биржах, бегство  капитала, утрата доверия вкладчиков банками и крах крупнейших из них. Отправной точкой глобального экономического кризиса в этот раз стала самая развитая экономика мира.

  1. Влияние ипотечного кризиса США на мировую финансовую систему и экономики отдельных стран.
    1. Механизмы передачи кризисных явлений из экономики США в мировую экономику

Рассматриваемый в этой работе кризис, вначале затрагивал как будто  только американскую экономику и  вроде бы не представлял опасности  для других стран. Однако ход событий распространился на новые финансовые структуры, приобретая характер глобального, и серьезно обострив финансовые проблемы, прежде всего постиндустриальных стран. Один из американских исследователей М. Спелман отмечает: «Сегодняшний кризис оказался первым, истоки которого находятся не в развивающихся, а в развитых странах»12. Рассмотрим подробнее, каким образом ипотечный кризис США перерос в глобальный финансово-экономический кризис.

Бурный рост мирового финансового  рынка в докризисный период привел к возникновению новых явлений, таких как функциональная интеграция участников и появление новых  глобальных игроков, разработка сложных  инновационных инструментов, усиление взаимосвязей между сегментами финансового рынка, преобладание спекулятивных виртуальных сделок, снижение воспроизводственной основы возврата заемного капитала. Кроме того, возникли новые риски финансовой сферы, в том числе риск системного кризиса.

Особого внимания заслуживает  процесс финансовой глобализации. Финансовая глобализация не новое явление, однако, сегодня она приняла новые  формы и масштабы. Именно финансовая глобализация обусловила отрыв капитала от производственной и национальной основы, неравномерное распределение  каптала и увеличение степени  финансовой зависимости развивающихся стран, а также быстрое распространение кризисных явлений по странам и сегментам мирового финансового рынка.

В условиях финансовой глобализации кризисы на финансовых рынках передаются через цены финансовых активов, процентные ставки, условия кредитования, объемы и направления инвестиций. Главным  каналом, через который кризисные  явления на финансовом рынке передаются между странами в краткосрочном  периоде, являются цены активов, тогда  как другие показатели начинают играть значительную роль в трансмиссии  кризисных явлений в долгосрочном периоде.

Ещё одним каналом распространения  финансовой нестабильности между странами является общий кредитный и инвестиционный ресурс. Например, в период Азиатского кризиса 1997-1998 годов 54% тайских обязательств принадлежало японским коммерческим банкам13. Японские банки, столкнувшись с ростом сомнительных долгов в Таиланде, стали отзывать краткосрочные займы в других странах (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Корея), что вызвало региональный кризис ликвидности. Та же ситуация наблюдается на финансовых рынках и сейчас: основу роста многих развивающихся стран составляет капитал, привлекаемый на мировом рынке, а резкое сокращение этих ресурсов провоцирует кризис.

Эффект инвестиционного  портфеля заключается в том, что  при потерях в одной стране инвесторы закрывают позиции  на рынках с высокой  корреляцией  и сходным риском.

При либерализации рынков возможности арбитражных и спекулятивных  сделок на глобальном финансовом рынке огромны и быстро переносят падение цен на инвестиционные активы за национальные границы. Усилению нестабильности на финансовых рынках способствует агрессивные стратегии хедж-фондов. Помимо этого, диверсификация финансовых портфелей и хеджирование макроэкономических рисков также приводят к стремительному распространению кризисов по странам.

Большое влияние на функционирование современного финансового рынка  имеет и психологический фактор. Информация о кризисе на финансовом рынке одной страны побуждает  инвесторов сокращать риски в  целом по портфелю, снижает степень  принятия рисков и вызывает их глобальную переоценку. Более того, глобализация рынка ценных бумаг делает неэффективным  сбор информации по каждой стране из-за высоких издержек, стимулируя тем  самым эффект стадного поведения.

Негативные импульсы на финансовом рынке одной страны передаются в другие косвенно, через экономические связи, а также сокращение международного инвестиционного и потребительского спроса. Так, во время мирового кризиса Германия и Франция пострадали в большей степени через экономические связи и сокращение спроса на экспортную продукцию, в то время как англосаксонские страны сильнее ощутили проблемы на рынке ипотечных ценных бумаг14.

Влияние последствий кризиса  и быстрота его распространения  зависят от своевременности и  эффективности, антикризисных мер, принимаемых мировым сообществом  на национальном, государственном и  корпоративном уровнях. Безусловно, в условиях глобальной экономики  для преодоления современного кризиса  необходимы совместные действия развитых и развивающихся стран по разрешению выявленных кризисом накопившихся противоречий мировой финансовой системы.

2.2. Последствия ипотечного кризиса США для экономики различных стран

Определив основные способы  передачи кризисных явлений в  мировую финансовую систему, перейдем к рассмотрению того, каким образом  начавшийся в США ипотечный кризис отразился на ряде стран мира.

31 октября 2007 года индексы  большинства рынков достигли  пика, после которого началось  снижение, продолжавшееся до 3 октября  2008 года, когда палата представителей  конгресса США приняла план  Полсона со второй попытки. В отличие от предшествующего обвала фондовых рынков в 2000-2002 годов, который вызван крахом на фондовом рынке технологических компаний и проявился лишь на рынках США, обвал 2007-2008 годов затронул все страны и был вызван событиями вне фондового рынка. Первыми стали падать акции западных банков, с июля 2008 года, когда цены на нефть стали быстро снижаться – и акции сырьевых компаний развивающихся стран15

8 октября 2008 года все  ведущие центральные банки мира, за исключением центробанков Японии и России, приняли решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка ФРС США была снижена с 2% до 1,5%; аналогично на 0,5 процентного пункта были снижены ставки банка Канады, Англии, Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центрального Банка. Такое решение было расценено аналитиками как признание глобального характера кризиса16, что потребовало координированных действий экономик ведущих стран. На следующий день такому примеру последовали центробанки Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, также снизившие основные учетные ставки.

10 октября собравшиеся  на совещании в Вашингтоне  министры финансов и главы  центральных банков стран Большой  Восьмерки утвердили антикризисный  план, заявив, что они предпримут неотложные действия. Принятый план предусматривал необходимость «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, которые уже осуществлялись к тому времени правительствами стран-участниц17.

12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече,  в Париже, договорились о введение  системы государственных гарантий  для кредитов, а также обеспечении  поддержки финансовым институтам, столкнувшимся с проблемами. Гарантии  по межбанковским кредитам должны  предоставляться сроком до 5 лет;  правительства получат право  поддерживать банки, выпуская  их привилегированные акции; а  системообразующие банки, столкнувшиеся с проблемами, будут рекапитализироваться за счет бюджетных средств18.

13 октября 2008 года Европейский  центробанк, Банк Англии и Центральный Банк Швейцарии пообещали, что по договору ФРС США о валютном свопе предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годах.

23 ноября 2008 года в Лиме  завершился саммит лидеров стран-членов  организации  Азиатско-Тихоокеанского  экономического сотрудничества, которые  признали неизбежность снижения  темпов поста мировой экономики  в ближайшей перспективе.

4 декабря 2008 года  Европейский центробанк, Банк Англии существенно понизили базовые процентные ставки (руководство ЕЦБ снизило ставку с 3,25% до 2,5%, хотя ожидалось сокращение до 2075%; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт до 2%). Данная мера была предпринята перед назревающей угрозой дефляции19.

Таким образом,  в силу остроты нынешнего кризиса встает вопрос о выживании мировой финансовой системы, для поддержания которой  страны мира мобилизуют максимально  возможный набор источников и  инструментов. При этом контроль и консолидации системы в новых условиях потребуют значительно расширить и ужесточить существующие подходы к ее регулированию. Последнее определяется необходимостью, во-первых, исправления нарушений и перекосов финансового рынка; во-вторых, мониторинга проблем связанных с усилением роли трансграничного фактора; в-третьих, формирования цельной системы единых подходов при возрастающей сегментации финансового рынка и диверсификации его инструментов.

2.3. Влияние кризисной  ситуации в США и мировой  экономики на экономику России

В отличии от большинства стран мира Россия столкнулась с кризисом особой сложности, что вызвало необходимость применения антикризисной стратегии по трем направлениям, которые лишь частично совместимы, а то и разнонаправлены20. Первый вектор – это мощная подпитка отечественной банковской системы, так как без кредита и «длинных» денег под инвестиции экономик анне может нормально функционировать. Однако стабилизационные кредиты получили не все банки (129 из 1000),а субординированные кредиты не доходят до промышленности и строительства. В то же время учетная ставка Банка России  очень высока, но из-за высокой инфляции ее снижение нежелательно. К тому же существует угроза втягивания России в полосу стагфляции (совмещения инфляции и спада).

Второй вектор -  это  прямая помощь реальному сектору  экономики. Здесь основная проблема состоит в том, что заявки на помощь превышает финансовые ресурсы страны, включая и золотовалютные резервы.

Третий вектор – социальное страхование безработных и малообеспеченных, имеющий конечной целью стимулирование спроса. Такие вложения снимают социальную напряженность, что немаловажно, однако в краткосрочном плане малоэффективны. В отличие от США и Евросоюза, Россия не может в данный момент снизить налог на добавленную стоимость, ведь тогда неизбежен дефицит федерального и большинства региональных бюджетов, а торговля, как показали предыдущие снижения налогов, вряд ли поведет себя адекватно.

В условиях мирового финансового  кризиса российское правительство  стремится поддержать население, здесь  важен выбор мер стимулирующей  политики, чтобы помощь получили именно те, кто в ней действительно  нуждается, а бюджетные расходы  не приводили к дополнительному  росту инфляции. Сегодня антикризисную политику РФ трудно охарактеризовать однозначно,  поскольку власти по-прежнему проявляют сдержанность, когда речь заходит о бюджетной поддержке экономики, но в области нефинансовых стимулирующих мер активность властей беспрецедентна.

При разработке антикризисных  программ необходимо учитывать накопленный  мировой опыт борьбы с кризисами. Практика доказывает, что неизбирательное  представление государственной  поддержки предприятиям и банкам без учета состояния их балансов не ускоряет выход из кризиса.

Спад мировой экономики  повлиял на развитие российской экономики. Снижение притока иностранного капитала, падение цен на нефть сказалось  на изменении российских базовых  макроэкономических показателей. Например, в 2009 году наблюдался спад индекса производства и ВВП. Тем не менее, кризис вызвал не только отрицательные, но положительные  изменения в экономике.

Из отрицательных изменений  можно выделить следующие21: падение цен на нефть, в результате чего возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также появился риск замедления реализации проектов по  увеличению добычи и строительству электропроводов; сокращение темпов роста российской экономики (при росте экономики в 2007 году на 8,7 %, за 9 месяцев 2008 года рост составил 4,9% к соответствующему периоду прошлого гола);  2008 год стал последним годом прироста трудоспособного населения, что создает невозможность реализации интенсивных проектов, а также трудности для Пенсионного Фонда; сокращение государственных проектов в сфере инфраструктуры и строительства; увеличение безработицы.

В положительным моментам последствий финансового кризиса в России можно отнести следующие22: оживление предпринимательской инициативы; замещение импортных товаров отечественными; банкротство неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных; повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на ряд товаров (например на бензин, недвижимость и землю).

Исследовав последствия  финансового кризиса в России, можно отметить, что страна оказалась  неплохо подготовленной к такому повороту событий. Именно на фоне мировых  и национальных рынков видно, в какой  степени было правильным решение  накопить золотовалютные резервы, создать  резервный фонд и фонд национального  благосостояния. Это позволяет сегодня  российским органам власти управлять  кризисом. Тем не менее, не стоит  забывать о том, что резервы дают лишь возможность проводить политику, направленную на ограничение влияния  глобального кризиса на российскую экономику, а не защищают от него.

Информация о работе Ипотечный кризис в США