Классическая теория макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Рассматривается понятие макроэкономического равновесия, частичное, общее и реальное равновесие;
- Изучается классическая теория макроэкономического равновесия;
- Раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории.
Предметом исследования является макроэкономическое равновесие.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 331.30 Кб (Скачать файл)

Равновесие на денежном рынке:

S - сбережения; I - инвестиции; R - учетная ставка процента; q - объем сбережений и инвестиций

Основной вывод классической (неоклассической) теории состоит в том, что в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство государства в воспроизводственные процессы может принести только вред.

Основателем лозаннской школы, являющейся ветвью математической школы, является швейцарский экономист и математик Л. Вальрас (1834-1910). Экономическая система Вальраса замкнута и не связана с внешним миром. Экономика представлена фирмами и домохозяйствами. Фирмы покупают услуги факторов производства и сырье, необходимое для производства товаров. Домашние хозяйства продают свои услуги и покупают товары различных фирм. Функции продавцов и покупателей постоянно меняются, формируются доходы и расходы участников обмена.

Вальрас поставил задачу выяснить условия равновесия для всей экономической системы, гак как только после этого могли быть установлены цены на товары и услуги, уровень выпуска продукции и издержек производства. Он сделал заключение, что для достижения состояние равновесия необходимо выполнение ряда условий:

o спрос и предложение факторов  производства равны, на них устанавливается  постоянная и устойчивая цена;

o спрос и предложение товаров  и услуг равны и реализуются  на основе постоянных и устойчивых  цен;

o цены товаров соответствуют  издержкам.

Первые два условия означают равновесие в обмене, последнее условие - равновесие в производстве. Вальрас признавал, что его экономическая система представляет идеальное хозяйство, хотя считал, что именно к такому экономическому устройству идет общество в условиях свободной конкуренции.

Модель Вальраса позволяет сделать некоторые выводы.

1. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность цен на всех рынках. Цены на потребительские товары устанавливаются во взаимосвязи с ценами на факторы производства. В свою очередь, цены на факторы производства определяются ценами на потребительские товары. В результате взаимодействия всех рынков устанавливаются равновесные цены.

2. Равновесие в экономической системе доказывается математически в нескольких системах уравнений: в уравнении спроса, выражающем спрос как функцию цен потребительских благ в целом; в уравнении издержек производства и в уравнении, выражающем равенство цен затратам на элементы производства; в уравнении, выражающем количественное соотношение между общим количеством доступных производственных услуг и используемыми количествами этих услуг, и т.д. Итогом является построение абстрактной экономической модели, отражающей условия всеобщего экономического равновесия.

3. Условием равновесия должна быть равная выгода, извлекаемая участниками обмена. Отношение предельных полезностей товаров к их ценам должно быть примерно одинаковым для всех товаров. Равновесные цены устраняют дефицит или излишек товаров на рынке, общая сумма цен товаров равна совокупным издержками.

Экономическое учение Вальраса было продолжено его учеником В. Парето (1848-1923), профессором Лозаннского университета. Безусловно, можно заметить сходство суждений Вальраса и Парето, объединенных теорией общего равновесия и математическим методом. Однако в отличие от своего учителя В. Парето рассматривал ряд состояний равновесия во времени, но лишь в краткосрочном периоде. Он стремился создать всеохватывающую систему экономического равновесия, на основе которой можно разработать экономические теории, применимые к обществу свободной конкуренции, к обществу, где господствует монополия, и т.д.

Парето поставил вопрос об оптимальном распределении ресурсов и производимых благ для достижения наибольшей эффективности. Согласно его теории всеобщего благосостояния критерием оптимальности является максимум пользы для каждого члена сообщества в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

С точки зрения общества в целом, максимальная полезность достижима тогда, когда лицо, совершающее те или иные действия, не уменьшает полезности, извлекаемой другими лицами. "Оптимумом Парето" называют такое увеличение производства какого-либо блага, которое не вызывает снижения производства другого блага.

 

Крест Маршалла

Основателем кембриджской школы является британский экономист, математик по образованию, Альфред Маршалл (1842-1924), большую часть своей научной жизни бывший профессором экономики Кембриджского университета. Большой вклад в формирование неоклассической теории внесли и другие британские экономисты, в частности Артур Сесил Пигу (1877-1959) и Фрэнсис Исидро Эджуорт (1845-1926).

Являясь одним из родоначальников предельного анализа, Маршалл никогда полностью не отрицал свою связь с английской классической экономической школой. В отличие от Джевонса и представителей австрийской школы он основывал свою теорию ценности товара одновременно на издержках производства и его полезности для потребителя. Разрабатывая модель частичного равновесия, Маршал выдвинул идею о том, что рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Это позволило ему навести мосты между классической и маржиналистской теориями.

Маршалл вывел закон отрицательного наклона кривой спроса, а также ввел понятие эластичности спроса для описания чувствительности величины спроса на товар к изменениям цены. Геометрическая интерпретация механизма рыночного равновесия, разработанная Маршалом, получила название "Крест Маршалла". 
img    По Маршаллу ценность товара определяется силами спроса и предложения, действующими как два лезвия ножниц. За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов.     

   
"Крест Маршалла"      

Особенность подхода Маршалла к исследованию рыночного механизма заключается в том, что он учитывал фактор времени и выделил принципиально различные периоды, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие. Он рассматривал а) мгновенный (рыночный) период, когда все предложение зафиксировано и решающую роль в процессе равновесия играет спрос, а цена определяется предельной полезностью товара; б) краткосрочный период, когда основные фонды остаются неизменными, но предложение может изменяться за счет изменения оборотных фондов; в) долгосрочный период, когда все факторы, определяющие предложение, могут изменяться в рамках существующей технологии; г) вековые периоды, в течение которых переменной величиной становится технология, и решающая роль в равновесии принадлежит предложению.

Маршалл использовал модель рыночного равновесия и для поиска количественного измерителя благосостояния общества; он считал, что эту роль выполняет "излишек потребителя", который максимизируется в условиях свободной конкуренции и уменьшается в условиях монополии. Таким образом, рассматривая проблему благосостояния, он доказывал преимущества свободной конкуренции.

 

4.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАОГО РАВНОВЕСИЯ

 

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.

Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента .

Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

ФАС уже несколько месяцев ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.

После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи-95 и Аи-92 уже опустилась ниже 20 рублей. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.

Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начнут их предоставлять с 2009 года .

Отмечается, что в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.

В данный момент для стабилизации российского авторынка самое главное – поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки.

Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

В 2009 году АВТОВАЗ рассчитывает занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планирует реализовать в 2009 году на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 года АВТОВАЗ рассчитывает занять 30% российского рынка легковых автомобилей.

Борис Алешин добавил, что в прошлом году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 году.

Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».

Тоже самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.

Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2008 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт [14].

Информация о работе Классическая теория макроэкономического равновесия