Командно-административная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Первый шаг в изучении любой науки труден. Но вы его сделали. Вы получили представление о том, что изучает экономика. В частности, одно из определений предмета экономической теории гласило, что экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. Самой распространенной и, как считается, самой эффективной современной экономической системой является рыночная экономическая система. Знакомству с этой экономической системой и будет посвящена большая часть настоящего учебника (12 тем из 16), т.е. темы 2 - 13. В данной теме будет дана общая характеристика рыночной экономики как экономической системы в целом. Но прежде чем перейти к непосредственному анализу рыночной экономики, рассмотрим общую классификацию современных экономических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

командно-административная.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от размера выделяют малые, средние  и крупные предприятия, причем в  качестве критерия можно брать такие  показатели, как объем продаж, численность  занятых, размеры капитала. В разных странах по-разному определяют, что  значит малое или крупное предприятие. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек. 
     По отраслевой принадлежности можно выделять промышленные, сельскохозяйственные, торговые, банковские предприятия и т.д. Например, в России в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий 372 тыс. были промышленные предприятия (12% от общего числа предприятий), 342 тыс. - сельскохозяйственные (10,5%), 309 тыс. предприятий действовало в строительстве (10%), 1033 тыс. - в торговле и общественном питании (33%), 87 тыс. - на транспорте и в телекоммуникациях (3%), 54 тыс. - в сфере финансов и кредита (1,7% от общего числа предприятий) (см. рис. 2.12).
 

  • По  организационно-правовой форме предприятия различаются как:
    • индивидуальные частные предприятия,
    • партнерства (товарищества),
    • корпорации.

Индивидуальное  частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

  • Достоинствами такого предприятия являются:
    • простота организации предприятия, нет проблем с учредительством;
    • свобода действий, сам себе хозяин;
    • сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
  • Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны:
    • ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита;
    • предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством;
    • неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.

Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

  • У партнерств есть несколько преимуществ:
    • их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие;
    • используется специализация в управлении;
    • расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.
  • Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков:
    • разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами;
    • финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы;
    • продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада;
    • неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.

Большинство недостатков  индивидуального частного предприятия  и партнерства снимаются при  такой организационно-правовой форме  предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей  и самой развитой формой организации  бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.

Пример  американской экономики, одной из наиболее развитых рыночных экономик начала ХХI столетия, показывает, что индивидуальные частные предприятия составляют абсолютное большинство действующих  предприятий (73,1%), но их доля в общем  объеме продаж составляет всего лишь 5,2% от общего объема продаж. С другой стороны, число корпораций значительно  меньше, всего 19,9% от общего числа предприятий, но их доля в общем объеме продаж составляет 89,4%. Кроме того, корпорации получают львиную долю прибыли, которая  составляет 72,1% всей прибыли в американской экономике. Среди предприятий меньше всего партнерств (см. рис. 2.13). Примерно такое же распределение предприятий  по организационно-правовым формам и  в российской экономике. Об этом можно  судить по следующим данным. В 2000 г. в России действовало 2312 тыс. предприятий  частной формы собственности. Из них 75,1% составляли индивидуальные частные  предприятия и товарищества, а 24,9% были акционерные общества (юридические  лица).

  • Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике:
    • в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит;
    • это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;
    • привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию;
    • имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием;
    • корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.
  • Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки:
    • достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица;
    • в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции;
    • двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
    • в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.

Корпорация  формируется на основе устава, официального документа, утвержденного государственными органами. В уставе определяется величина уставного капитала и первоначальное количество акций, которые продаются  акционерам. Полученные после продажи  акций средства используются для  организации производственной деятельности. Если корпорация получает прибыль, то часть прибыли может быть выплачена  акционерам в качестве дивидендов. Теоретически все акционеры могут  участвовать в выборах совета директоров и управляющих. Но практически  этого не происходит. Современные  крупные корпорации имеют десятки  тысяч держателей акций, которые  не участвуют в собраниях акционеров и выборах руководящих органов  корпорации. 
     Типичная структура корпорации представлена на рис. 2.14, где выделены важнейшие подразделения корпорации (отдел продаж, производственный отдел, финансовый отдел) и общая структура управления корпорацией (собрание акционеров, совет директоров, президент, вице-президенты).

Все предприятия, действующие в рыночной экономике, являются экономическими агентами, или  субъектами рыночной экономики. Они  самостоятельно принимают решения  о производстве и сбыте продукции. При этом они ориентируются на цены и спрос со стороны потребителей, соизмеряют свои затраты на ресурсы  с ценами на продукцию. Принимая решения  о производстве того или иного товара, предприятия учитывают общую экономическую ситуацию в национальной и мировой экономике. 
     Все перечисленные выше аспекты поведения экономических агентов рассматриваются в различных разделах настоящего учебника. Поведение потребителей, теория спроса излагаются в темах 3-4; поведение производителей, теория предложения рассматриваются в темах 3, 5; анализ рынков ресурсов дается в теме 6; макроэкономическая ситуация и роль государства характеризуются в темах 7-11; внешнеэкономические аспекты рассматриваются в темах 12-13.

2.4. Экономическая роль  государства

Главный механизм распределения и использования  ограниченных ресурсов в рыночной экономике - это механизм рынка, где центральное  место занимают конкуренция и  цены. Вместе с тем, во всех странах  с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для  принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная  рыночная экономика - это смешанная  экономика, где, наряду с частным  сектором, функционирует и государственный  сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный  механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики. В широком  смысле государственный сектор экономики  включает в себя все экономические  ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых  осуществляется государственное регулирование  экономики. Это и государственный  бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации  в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные  земли. 
     Схематически в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью известной нам модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом, государством.

Модель экономического кругооборота с участием государства. Поставим государство в центр  модели кругооборота. Потоки между  государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например наем государственных  служащих и выплату им жалованья, строительство школы. Потоки между  государством и рынком товаров и  услуг показывают государственные  закупки товаров и услуг, например бумаги, компьютеров, вооружений. Слева  и справа расположены потоки между  государством и домохозяйствами, между  государством и предприятиями. Государство  предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется  налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий. Модель кругооборота показывает, как государство вмешивается  в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему  государственных финансов, то есть через государственные расходы  и доходы. 
     Почему необходимо государственное вмешательство в рыночной экономике? Как экономическая теория объясняет существование государственного сектора в рыночной экономике? На эти вопросы мы ответим в следующих разделах учебника. 
     В истории рыночной экономики ХIХ-ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90-е гг. ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е гг. ХХ века доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20%, то в 2000 г. в США она выросла до 29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % валового внутреннего продукта.

По сравнению  с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный  сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства  в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен  государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства  как производителя продуктов  и услуг. Наиболее высокими темпами  государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е гг. ХХ в. В 80-е - 90-е гг. под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора  сокращались. 
     Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро- и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации. Пик в развитии государственного сектора был достигнут в конце 70-х гг. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5% ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14% общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн. чел., что составляло 7,3% всех занятых. Начиная с 1979 г. и на протяжении 80-х - 90-х гг., в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз, в частности в середине 90-х гг. доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и занятости составляла около 3%. 
     В российской экономике в настоящее время государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий, на государственных предприятиях работают 38% всех занятых в народном хозяйстве, государственный сектор производит около 35% всей продукции. Это существенное сокращение по сравнению с началом 90-х гг., когда в государственном секторе производилось более 90% валового внутреннего продукта страны. 
     Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран. Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е гг. господствовали концепции "доминирующего государства", то в 80-е - первой половине 90-х гг. наиболее распространенным был подход с позиций "минималистского государства". Начиная с середины 90-х гг., все большее распространение получает идея "эффективного государства". 
     Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики, на производство, обмен и потребление. Возьмем, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения. Внешне кажется, что это свободный рынок, независимый от государства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так. 
     Начнем с того, что нельзя построить автомобильный завод в любом месте по желанию компании. Землепользование регулируется как на уровне всего общества, так и на местном уровне. Под влиянием государства находятся и затраты на производство автомобилей хотя бы потому, что правительство устанавливает минимальную заработную плату. Развитие производства автомобилей зависит от конкуренции со стороны иностранных автомобильных компаний, а эта конкуренция либо ограничивается, либо стимулируется внешнеторговой и валютной политикой правительства. Далее. Федеральная торговая комиссия определяет, является ли реклама автомобилей адекватной или она дезориентирует покупателей. Антимонопольное законодательство запрещает повышение цен по соглашению между производителями автомобилей. Управление по здоровью и охране труда заставляет компании придерживаться правил охраны труда и здоровья рабочих на автомобильных заводах. Государственная система социального обеспечения выделяет средства в случае потери трудоспособности. Федеральная резервная система (Центральный банк) влияет на размеры кредита, предоставляемого автомобильным компаниям, воздействуя различными способами на количество денег в обращении. Министерство финансов воздействует на размеры капиталовложений в производство автомобилей, меняя налог на прибыль и предоставляя налоговые льготы. И так далее. 
     Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Информация о работе Командно-административная экономика