Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:20, реферат
Первый шаг в изучении любой науки труден. Но вы его сделали. Вы получили представление о том, что изучает экономика. В частности, одно из определений предмета экономической теории гласило, что экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. Самой распространенной и, как считается, самой эффективной современной экономической системой является рыночная экономическая система. Знакомству с этой экономической системой и будет посвящена большая часть настоящего учебника (12 тем из 16), т.е. темы 2 - 13. В данной теме будет дана общая характеристика рыночной экономики как экономической системы в целом. Но прежде чем перейти к непосредственному анализу рыночной экономики, рассмотрим общую классификацию современных экономических систем.
В зависимости
от размера выделяют малые, средние
и крупные предприятия, причем в
качестве критерия можно брать такие
показатели, как объем продаж, численность
занятых, размеры капитала. В разных
странах по-разному определяют, что
значит малое или крупное предприятие.
Например, в России в сфере промышленности
малым считается предприятие, где средняя
численность занятых не превышает 100 человек.
По отраслевой принадлежности можно выделять
промышленные, сельскохозяйственные,
торговые, банковские предприятия и т.д.
Например, в России в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий
372 тыс. были промышленные предприятия
(12% от общего числа предприятий), 342 тыс.
- сельскохозяйственные (10,5%), 309 тыс. предприятий
действовало в строительстве (10%), 1033 тыс.
- в торговле и общественном питании (33%),
87 тыс. - на транспорте и в телекоммуникациях
(3%), 54 тыс. - в сфере финансов и кредита
(1,7% от общего числа предприятий) (см. рис.
2.12).
Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).
Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.
Большинство недостатков индивидуального частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.
Пример американской экономики, одной из наиболее развитых рыночных экономик начала ХХI столетия, показывает, что индивидуальные частные предприятия составляют абсолютное большинство действующих предприятий (73,1%), но их доля в общем объеме продаж составляет всего лишь 5,2% от общего объема продаж. С другой стороны, число корпораций значительно меньше, всего 19,9% от общего числа предприятий, но их доля в общем объеме продаж составляет 89,4%. Кроме того, корпорации получают львиную долю прибыли, которая составляет 72,1% всей прибыли в американской экономике. Среди предприятий меньше всего партнерств (см. рис. 2.13). Примерно такое же распределение предприятий по организационно-правовым формам и в российской экономике. Об этом можно судить по следующим данным. В 2000 г. в России действовало 2312 тыс. предприятий частной формы собственности. Из них 75,1% составляли индивидуальные частные предприятия и товарищества, а 24,9% были акционерные общества (юридические лица).
Корпорация
формируется на основе устава, официального
документа, утвержденного государственными
органами. В уставе определяется величина
уставного капитала и первоначальное
количество акций, которые продаются
акционерам. Полученные после продажи
акций средства используются для
организации производственной деятельности.
Если корпорация получает прибыль, то
часть прибыли может быть выплачена
акционерам в качестве дивидендов.
Теоретически все акционеры могут
участвовать в выборах совета
директоров и управляющих. Но практически
этого не происходит. Современные
крупные корпорации имеют десятки
тысяч держателей акций, которые
не участвуют в собраниях
Типичная структура корпорации представлена
на рис. 2.14, где выделены важнейшие подразделения
корпорации (отдел продаж, производственный
отдел, финансовый отдел) и общая структура
управления корпорацией (собрание акционеров,
совет директоров, президент, вице-президенты).
Все предприятия,
действующие в рыночной экономике,
являются экономическими агентами, или
субъектами рыночной экономики. Они
самостоятельно принимают решения
о производстве и сбыте продукции.
При этом они ориентируются на
цены и спрос со стороны потребителей,
соизмеряют свои затраты на ресурсы
с ценами на продукцию. Принимая решения
о производстве того или иного товара,
предприятия учитывают общую экономическую
ситуацию в национальной и мировой экономике.
Все перечисленные выше аспекты поведения
экономических агентов рассматриваются
в различных разделах настоящего учебника.
Поведение потребителей, теория спроса
излагаются в темах 3-4; поведение производителей,
теория предложения рассматриваются в
темах 3, 5; анализ рынков ресурсов дается
в теме 6; макроэкономическая ситуация
и роль государства характеризуются в
темах 7-11; внешнеэкономические аспекты
рассматриваются в темах 12-13.
2.4. Экономическая роль государства
Главный
механизм распределения и использования
ограниченных ресурсов в рыночной экономике
- это механизм рынка, где центральное
место занимают конкуренция и
цены. Вместе с тем, во всех странах
с рыночной экономикой значительную
роль в экономике играет государство.
Государство не только перераспределяет
ресурсы, обеспечивает правовую базу для
принятия решений экономическими агентами,
осуществляет экономическую политику,
но и в некоторых случаях
Схематически в общем виде экономическую
роль государства можно представить с
помощью известной нам модели экономического
кругооборота, которая дополняется третьим
экономическим агентом, государством.
Модель экономического
кругооборота с участием государства.
Поставим государство в центр
модели кругооборота. Потоки между
государством и рынком ресурсов, обозначенные
стрелками, отражают закупки государством
ресурсов, например наем государственных
служащих и выплату им жалованья,
строительство школы. Потоки между
государством и рынком товаров и
услуг показывают государственные
закупки товаров и услуг, например
бумаги, компьютеров, вооружений. Слева
и справа расположены потоки между
государством и домохозяйствами, между
государством и предприятиями. Государство
предоставляет домашним хозяйствам
и предприятиям общественные товары
и услуги, производство которых финансируется
налогами, поступающими от домашних хозяйств
и предприятий. Модель кругооборота
показывает, как государство вмешивается
в экономику и перераспределяет
ресурсы и продукты через систему
государственных финансов, то есть
через государственные расходы
и доходы.
Почему необходимо государственное вмешательство
в рыночной экономике? Как экономическая
теория объясняет существование государственного
сектора в рыночной экономике? На эти вопросы
мы ответим в следующих разделах учебника.
В истории рыночной экономики ХIХ-ХХ вв.
в целом наблюдается усиление экономической
роли государства. О масштабах экономической
деятельности государства свидетельствует
колоссальный рост государственных расходов
и доходов, увеличение доли государства
в перераспределении национального дохода.
В частности, в среднем доля совокупных
государственных расходов в валовом внутреннем
продукте (ВВП) экономически наиболее
развитых стран в ХХ веке выросла с 10% в
1913 г. до 49% в 2000 г. При этом надо отметить,
что эти расходы увеличивались и в 80-90-е
гг. ХХ в., когда в этих странах интенсивно
развивался процесс разгосударствления
и приватизации. Отмеченная тенденция
в целом относится и к экономике таких
стран, как США и Великобритания. Если
в 20-е гг. ХХ века доля государственных
расходов в ВВП этих стран составляла
около 20%, то в 2000 г. в США она выросла до
29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения
интересно привести данные по России.
В 2000 г. государственные расходы в России
составляли 28 % валового внутреннего продукта.
По сравнению
с ростом доли государственных расходов
в ВВП несколько иначе выглядит
тенденция развития государственного
сектора в сфере производства
товаров и услуг. Государственный
сектор в этой сфере - это одно из
направлений государственного вмешательства
в экономику. Государственный сектор
в сфере производства представлен
государственными предприятиями, то есть
представляет собой деятельность государства
как производителя продуктов
и услуг. Наиболее высокими темпами
государственный сектор в развитых
странах Запада рос в 50-е - 70-е гг.
ХХ в. В 80-е - 90-е гг. под воздействием
разгосударствления и приватизации
масштабы государственного сектора
сокращались.
Например, в Великобритании в послевоенный
период значение государственного сектора
в производственной сфере возрастало.
Государственные предприятия в значительной
степени самостоятельно действовали на
рынке, но в целом их деятельность контролировалась
органами исполнительной власти и парламентом.
Государственный сектор развивался в
таких отраслях экономики, как каменноугольная
промышленность, судостроение, металлургия,
электро- и газоснабжение, атомная энергетика,
железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая
промышленность, телекоммуникации. Пик
в развитии государственного сектора
был достигнут в конце 70-х гг. В 1979 г., перед
приходом к власти правительства М. Тэтчер,
продукция, производимая на государственных
предприятиях, составляла 11,5% ВВП, объем
инвестиций государственного сектора
составлял 14% общих инвестиций в экономике
Великобритании, на государственных предприятиях
было занято 1,5 млн. чел., что составляло
7,3% всех занятых. Начиная с 1979 г. и на протяжении
80-х - 90-х гг., в Великобритании начинаются
процессы разгосударствления и приватизации,
которые привели к сокращению числа государственных
предприятий и отраслей, где государственный
сектор занимал господствующие позиции.
Доля государственного сектора в экономике
за этот период сократилась в несколько
раз, в частности в середине 90-х гг. доля
государственных предприятий в ВВП, в
общих инвестициях и занятости составляла
около 3%.
В российской экономике в настоящее время
государственные и муниципальные предприятия
составляют 11,2% общего числа предприятий,
на государственных предприятиях работают
38% всех занятых в народном хозяйстве,
государственный сектор производит около
35% всей продукции. Это существенное сокращение
по сравнению с началом 90-х гг., когда в
государственном секторе производилось
более 90% валового внутреннего продукта
страны.
Необходимо отметить, что в рамках общей
тенденции увеличения экономической роли
государства и доли государственных расходов
действовали контртенденции, ведущие
к снижению этих расходов под воздействием,
а также различных экономических, политических
и идеологических факторов. Это проявлялось
в уменьшении экономической роли государства
в некоторые периоды экономической истории
развитых стран. Во второй половине ХХ
столетия отношение правительств и общественности
к государственному вмешательству в экономику
капиталистических стран менялось. Эти
изменения наиболее ярко воплотились
в теоретических трактовках экономической
роли государства. Если в 50-е - 70-е гг. господствовали
концепции "доминирующего государства",
то в 80-е - первой половине 90-х гг. наиболее
распространенным был подход с позиций
"минималистского государства". Начиная
с середины 90-х гг., все большее распространение
получает идея "эффективного государства".
Государство так или иначе воздействует
на все сферы рыночной экономики, на производство,
обмен и потребление. Возьмем, например,
производство, рынок и потребление автомобилей
в США. Это производство в рамках крупных
корпораций. Цены формируются на рынке
автомобилей под воздействием спроса
и предложения. Внешне кажется, что это
свободный рынок, независимый от государства.
Но при ближайшем рассмотрении оказывается,
что это далеко не так.
Начнем с того, что нельзя построить автомобильный
завод в любом месте по желанию компании.
Землепользование регулируется как на
уровне всего общества, так и на местном
уровне. Под влиянием государства находятся
и затраты на производство автомобилей
хотя бы потому, что правительство устанавливает
минимальную заработную плату. Развитие
производства автомобилей зависит от
конкуренции со стороны иностранных автомобильных
компаний, а эта конкуренция либо ограничивается,
либо стимулируется внешнеторговой и
валютной политикой правительства. Далее.
Федеральная торговая комиссия определяет,
является ли реклама автомобилей адекватной
или она дезориентирует покупателей. Антимонопольное
законодательство запрещает повышение
цен по соглашению между производителями
автомобилей. Управление по здоровью и
охране труда заставляет компании придерживаться
правил охраны труда и здоровья рабочих
на автомобильных заводах. Государственная
система социального обеспечения выделяет
средства в случае потери трудоспособности.
Федеральная резервная система (Центральный
банк) влияет на размеры кредита, предоставляемого
автомобильным компаниям, воздействуя
различными способами на количество денег
в обращении. Министерство финансов воздействует
на размеры капиталовложений в производство
автомобилей, меняя налог на прибыль и
предоставляя налоговые льготы. И так
далее.
Таким образом, рыночный механизм и в экономически
развитых странах регулируется государством.
Это регулирование происходит на уровне
компаний, а также на отраслевом, региональном
и общенациональном уровнях. Проблема
всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное
соотношение между рыночным механизмом
и государственным регулированием экономики,
определить наиболее эффективные формы
государственного вмешательства в экономику.