Командно-административная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Первый шаг в изучении любой науки труден. Но вы его сделали. Вы получили представление о том, что изучает экономика. В частности, одно из определений предмета экономической теории гласило, что экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. Самой распространенной и, как считается, самой эффективной современной экономической системой является рыночная экономическая система. Знакомству с этой экономической системой и будет посвящена большая часть настоящего учебника (12 тем из 16), т.е. темы 2 - 13. В данной теме будет дана общая характеристика рыночной экономики как экономической системы в целом. Но прежде чем перейти к непосредственному анализу рыночной экономики, рассмотрим общую классификацию современных экономических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

командно-административная.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)
  • Экономическая роль государства в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие экономические функции государства:
    • во-первых, обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
    • во-вторых, устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма;
    • в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

Обеспечение правовой основы деятельности экономических  агентов предполагает разработку и  внедрение в практику различных  законов, обеспечивающих одинаковые условия  принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками  и работодателями, определяющие правила  и нормы поведения продавцов  и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической  деятельности. Государство предоставляет  также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные  системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится полицейская  защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения  качества, массы и объемов. 
     Устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма является важнейшей функцией государства в рыночной экономике. В современной экономической теории обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в рыночной экономической системе идет с позиций как макроэкономической, так и микроэкономической теории. Экономическая теория выделяет несколько недостатков (сбоев) рыночного экономического механизма. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

  • К основным недостаткам рыночного экономического механизма относятся:
    • макроэкономическая нестабильность - колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;
    • возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;
    • наличие внешних, или побочных, эффектов;
    • проблема производства общественных благ;
    • проблема асимметричной информации;
    • неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Макроэкономическая  нестабильность: колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса - характерны для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объем продукции, а увеличение безработицы на 1% означает сокращение темпов роста экономики на 2-3%. 
     Рыночная экономика основана на частной собственности на средства производства. Миллионы производителей обособлены друг от друга, каждый из них действует на свой страх и риск, каждый по-своему оценивает масштабы спроса и определяет объемы производства. Стихийность экономического развития предопределяет возможность несовпадения спроса и предложения, возможность недоиспользования ресурсов общества (рабочей силы, оборудования). 
     В рыночной экономике экономическое развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим спадом с высоким уровнем безработицы. Другими словами, экономическое развитие происходит в форме экономических циклов, или циклов деловой активности. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику. Таким образом, макроэкономическая нестабильность, будучи недостатком рыночной экономики, ведет к появлению такого направления государственного вмешательства, как макроэкономическая политика. 
     Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции. Конкуренция - важнейшее условие существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учетом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные, остаются и расширяют свое производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Возникновение и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы. 
     Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах существует антимонопольное законодательство, а также существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемой крупной фирмой. Кроме этого, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфрастуктуры (компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.). 
     Наличие внешних, или побочных, эффектов. Внешние эффекты - это издержки или выгоды, которые достаются "третьим лицам", не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара. 
     Например, отрицательные внешние эффекты (издержки третьих лиц) возникают в результате загрязнения окружающей среды. Предположим, что текстильная фабрика использует воду реки для красильного производства. Отработанная вода сбрасывается в реку. В результате этого рыба исчезает, прилегающие луга загрязняются, некачественное сено приводит к ухудшению качества молока, дети болеют. Все эти потери, общественные издержки не учитываются в цене ткани. Цена ниже фактических издержек. Получается, что рынок формирует цену, не отражающую реальные затраты на производство товара. Спрос на дешевые ткани растет, в их производство вовлекаются дополнительные ресурсы. Это и есть рыночный сбой, который общество нейтрализует с помощью государственного регулирования. В данном случае регулирование внешних эффектов включает налоги на загрязнение, установление санитарно-гигиенических норм, контроль за технологией производства. 
     Проблема производства общественных благ. Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления (частные блага). Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими. Но существуют блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Это и есть общественные блага. В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его и не производит. Это так называемая проблема "бесплатного проезда" ("фрирайдера"). Люди могут получать выгоду от пользования общественными благами, не оплачивая их. Их нельзя исключить из потребления данных благ, и поэтому они, как правило, не заинтересованы в том, чтобы за них платить. 
     Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Для этого оно должно получить средства от общества через систему общих и местных налогов. Таким образом, проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведет к возникновению государственного предпринимательства, развитию системы государственных закупок, развитию системы налогообложения. 
     Проблема асимметричной информации. Асимметричная информация - это неполная, неравномерно распределенная, просто некачественная информация. Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько участники рынка владеют информацией о потребительских свойствах товаров, о возможностях той или иной технологии, о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведут к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно используют ресурсы. При совершении сделки один из участников находится в более выгодном положении. Реально действующий рынок характеризуется асимметричной информацией. 
     Классический пример асимметричной информации дает сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший метод лечения, нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией. Если бы медицинская помощь предоставлялась только на частной основе, то врачи, стремясь получить больший доход, предпочитали бы наиболее дорогие, зачастую избыточные и не всегда высококачественные методы лечения и лекарства. В этих условиях государство организует общественную систему здравоохранения, принимает законы о защите прав потребителя. 
     В условиях асимметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг берет на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества. Кроме законов о защите прав потребителей, асимметричная информация нейтрализуется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, законами о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др. 
     Неравенство в распределении ресурсов и доходов. Распределение доходов, порождаемое рынком, может не отвечать нормам общечеловеческой нравственности, нормам справедливости. В частности, рынок не обеспечивает всех членов общества насущными благами (питание, жилье, лечение и т.д.). Рыночная система обеспечивает тех, кто может заплатить, кто владеет факторами производства. Ресурсы распределены неравномерно среди людей не только в силу различий в трудовом вкладе, но и в силу неравномерности рыночной конъюнктуры, в силу различий физических и умственных способностей. Несправедливость и неравенство в распределении благ и ресурсов может снижать стимулы к эффективной работе. 
     Общество корректирует решения свободного рынка о распределении доходов. Государство делает это с помощью системы прогрессивного налогообложения, пенсионной системы, пособий по безработице, социальной помощи инвалидам, многодетным семьям. Перераспределение ресурсов и благ в социальных целях является одним из важнейших направлений государственного регулирования в рыночной системе. 
     Более подробно недостатки рынка анализируются в теории экономического цикла, в теории монополии, теории внешних эффектов, теории общественных благ и общественного выбора, теории асимметричной информации, теории благосостояния. 
     Осуществление государственной экономической политики - это также важная экономическая функция государства в рыночной экономике. Экономическая политика - это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития. Экономическая политика представляет собой сложный общественный механизм.

  • В самом общем плане в механизме экономической политики можно выделить следующие важнейшие этапы и элементы:
    • процесс ее формирования,
    • механизм реализации,
    • оценка и обратная связь, предполагающая корректировку политики в зависимости от ее результатов.

Процесс формирования экономической политики в рыночной экономике основан на относительно развитой системе политической демократии. Это система многопартийной и  представительной демократии. Многопартийность является ключевым моментом в процессе формирования динамичной экономической  политики. Она - естественный результат  существования различных экономических  интересов в обществе. В то же время многопартийность создает  заслоны для монополизации власти и застоя, позволяет контролировать деятельность государственных органов  различными общественными организациями. Все это предполагает формирование экономической политики, отвечающей интересам большинства членов общества.

  • Основные звенья механизма формирования экономической политики состоят из многочисленных общественных сил, в том числе:
    • электората,
    • политических партий,
    • научно-исследовательских организаций,
    • различных объединений по социальным и профессиональным признакам,
    • общественных движений,
    • системы лоббизма,
    • средств массовой информации,
    • законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Важнейшим элементом в этом процессе выступают  органы государственной власти. Это  правительство, специальные органы управления в сфере экономики (Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли, Министерства промышленности и сельского  хозяйства, Министерство внешней торговли), особые государственные структуры, типа президентского совета и совета экономических консультантов, парламент, постоянные комиссии и комитеты парламента. Все они обеспечивают как прямую, так и обратную связь между  интересами различных слоев общества и экономической политикой правительства. 
     В самом общем виде процесс формирования экономической политики может быть представлен схематично как взаимодействие между избирателями, законодательными органами власти и правительством. Избиратели отдают предпочтения тем или иным кандидатам в законодательные органы власти. Кандидаты предлагают своим избирателям программы, включающие позицию кандидатов по вопросам экономической политики. Таким образом, путем голосования избиратели выражают свои предпочтения по экономической политике в целом, а не по каждому ее направлению. Законодатели принимают основополагающие решения по государственным расходам и доходам, принимают новые законы и экономические программы, утверждают основные направления экономической политики. В процессе принятия и исполнения решений по вопросам экономической политики заинтересованные избиратели и организации объединяются в группы, которые пытаются убедить законодателей и правительство принять нужное им решение. Действия этих заинтересованных групп называют лоббированием. Правительственные органы на основе решений законодательных органов власти проводят в жизнь законы, контролируют их исполнение, предлагают конкретные меры по регулированию и реализуют экономическую политику.

В процессе формирования экономической политики определяются ее важнейшие цели и  направления. Среди целей экономической  политики выделяются общие и особенные. Общие цели экономической политики в рыночной экономике мало меняются с течением времени или со сменой правительств.

  • Этими целями являются:
    • формирование благоприятных условий для социально-экономического развития общества,
    • рост уровня жизни всех слоев населения страны;
    • повышение эффективности национальной экономики;
    • повышение конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве.

Реализация всех направлений экономической политики предполагает достижение этих общих  целей. Вместе с тем существуют и  более конкретные специальные цели экономической политики, определяемые особенностями данного этапа  экономического развития, особенностями  развития данной страны.

  • В частности, к ним относятся:
    • поддержание высоких и стабильных темпов экономического роста,
    • снижение безработицы и достижение полной занятости,
    • снижение инфляции и достижение стабильности цен,
    • снижение уровня незагруженных производственных мощностей, полное использование производственного аппарата,
    • модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями современной научно-технической революции (НТР),
    • стимулирование научно-технического прогресса, развития науки и техники,
    • реформирование рыночной инфраструктуры,
    • поддержка конкуренции и предпринимательства,
    • справедливое распределение и перераспределение доходов,
    • сокращение дефицита внешнеторгового и платежного балансов.

Конкретные цели экономической политики меняются с  течением времени, со сменой правительств, меняются приоритеты и в экономической  политике, как, например, во второй половине ХХ в. изменились приоритеты в экономической  политике развитых стран Запада. В  частности, приоритеты 50-60-х гг. отличались от приоритетов 70-80-х гг. Если на первом этапе главной целью экономической  политики было поддержание полной занятости (борьба с безработицей), то на втором этапе - поддержание стабильных темпов роста денежной массы (борьба с инфляцией). 
     В ходе развития рыночной экономики сформировались различные направления экономической политики. Существуют многочисленные классификации этих направлений, но все они достаточно условны, так как существует тесная взаимосвязь между всеми направлениями. Например, политику занятости, направленную на сокращение безработицы, можно выделить как отдельное направление, а можно включить в состав социальной политики или в состав структурной политики.

  • В современных условиях выделяются следующие основные направления экономической политики правительства в рыночной экономике:
    • бюджетно-финансовая (фискальная),
    • денежно-кредитная (монетарная),
    • внешнеэкономическая,
    • структурная.

Каждое из основных направлений включает в себя разные виды или формы экономической  политики, например внешнеэкономическая  политика включает в себя внешнеторговую политику, политику по отношению к  иностранному капиталу, валютную политику. Некоторые конкретные виды экономической  политики упоминались выше, когда  рассматривалась вторая экономическая  функция государства, то есть когда  речь шла об устранении и компенсации  недостатков рыночного хозяйственного механизма. 
     Характеристика тех или иных направлений экономической политики определяется многими факторами, зависит от того, (1) каков "пакет" методов, или инструментов, для ее реализации, (2) в каком направлении используются эти инструменты в зависимости от экономической конъюнктуры, (3) какова сфера действия тех или иных инструментов, (4) от длительности периода, на который рассчитана экономическая политика, (5) от ее внутри- или внешнеэкономической направленности.

  • В зависимости от этих критериев могут использоваться, в частности, следующие характеристики экономической политики правительства:
    • стимулирующая (экспансионистская), сдерживающая (рестриктивная), стабилизационная;
    • макроэкономическая, микроэкономическая;
    • краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная;
    • внутренняя, внешняя.

Из  приведенных выше характеристик  необходимо остановиться на понятиях макро- и микроэкономической политики. Макроэкономическая теория изучает экономику в целом, взаимодействие между такими общеэкономическими величинами, как темпы экономического роста, норма безработицы, темпы инфляции, масштабы государственных расходов и доходов и др. Поэтому макроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом. Традиционно к макроэкономической политике относят бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику. 
     Микроэкономическая теория изучает поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства. Таким образом, микроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение поведения отдельных производителей и потребителей на индивидуальных рынках и создающая благоприятные условия для действия механизма конкуренции, например антимонопольная политика, политика дерегулирования, социальная и демографическая политика. Методы микроэкономической политики могут быть общеэкономическими, действовать в рамках всей экономики, но они направлены на отдельные субъекты хозяйственной деятельности. То же антимонопольное законодательство действует в рамках всего государства, но направлено только на те фирмы, которые ограничивают конкуренцию и взвинчивают цены. 
     С точки зрения результатов, оба вида экономической политики двойственны в том смысле, что обе обладают и макроэкономическим, и микроэкономическим эффектом. Так, меры правительства микроэкономического характера непосредственно влияют на принятие решений фирмами в области цен, капиталовложений, ставок заработной платы, размеров полученных ими кредитов и т.д. (микроэкономический эффект). Но накопленный в течение длительного времени микроэкономический эффект ведет к изменению макроэкономических величин - темпов роста экономики, масштабов потребления и накопления и др. (макроэкономический эффект микроэкономической политики). 
     Проведение определенной экономической политики предполагает существование в рыночной системе механизма ее осуществления, или реализации. Механизм реализации экономической политики - это механизм государственного регулирования экономики, включающий в себя систему административно-правового регулирования и систему экономических методов регулирования.

Информация о работе Командно-административная экономика