Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
- оценить экономическую сущность розничной торговли и ее роль в развитии рынка потребительских товаров.
Исходя из вышесказанного, задачами данной курсовой работы являются:
- изучение функции, целей и задач коммерческой деятельности розничной торговой организации
-изучение коммерческой работы по закупке товаров и организация коммерческой работы по продаже товаров
- проведение анализа показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации
- выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………….3
1 КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ…..5
1.1Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продажи товаров……..5
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ…………………………9
3 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………15
3.1 Продажа товаров на основе самообслуживания…………………………..15
3.2 Продажа товаров через прилавок обслуживания………………………….18
3.3 Продажа товаров по образцам………………………………………………20
3.4 Продажа товаров с открытой выкладкой и свободным доступом………..21
3.5 Товары по предварительным заказам……………………………………....22
4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ТОРГОВЫХ УСЛУГ ПОКУПАТЕЛЯМ….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………29
Широкое развитие получают гипер- и супермаркеты, располагающие торговой площадью от 1500 до 10 000 м2 и более и насчитывающие свыше 10 тыс. наименований товаров.
Преимущества магазинов с большой торговой площадью очевидны: высокая скорость товарооборота, более низкие издержки обращения. Например, издержки на зарплату в супермаркетах ниже, чем в обычных магазинах, в среднем на 10 – 20%.
В США на долю супермаркетов проходится 2/3 оборота продовольственной торговли, в Западной Европе – больше половины.
Торговля производится по методу самообслуживания. С переходом на самообслуживание меняется состав занятых в розничной торговле: сокращается численность традиционных продавцов, с одной стороны, и возрастает спрос на квалифицированных продавцов- консультантов – с другой; растет удельный вес инженерно-технического состава, конторских служащих, персонала, обслуживающего торговое оборудование, - механиков, ремонтников, наладчиков. Внедрение электронных устройств в торговлю повышает спрос на квалифицированных специалистов-программистов, кассиров-контролеров. В торговле все больше используется труд архитекторов, дизайнеров, художников.
Изменения форм собственности в торговле Российской Федерации привело к резкому увеличению самостоятельности торговых предприятий, в положительную сторону изменилось отношение каждого работника к своему делу – к помещению магазина, его сохранности, оборудованию, товару. Коммерческая инициатива и предприимчивость получили широкий простор организации продажи товаров.
Важным коммерческим условиям
успешной продажи товаров в розничной
торговой сети является изучение и
прогнозирование
Ассортиментную и
Организация сбора, обработки и анализа информации о внутригрупповой структуре продажи и запасов товаров по внутригрупповой структуре товарного ассортимента – сложная и трудовая задача. Это обусловлено прежде всего тем, что во внутригрупповой ассортимент товаров каждого магазина насчитываются тысячи и десятки тысяч разновидностей. Учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники. В развитых странах по значительной части продовольственных товаров на каждой товарной единицы нанесен единый универсальный товарный штриховой шифр (код), служащий идентификатором товара. По непродовольственным товарам используется специальные этикетки, приспособленные для автоматического считывания. С помощью кассовых терминалов в магазине обеспечивается автоматическое считывание шифра и записи полной характеристики товаров.
Сведения о продаже товаров в магазинах по телефонным (телетайпным, телефаксным) каналам связи передаются в вычислительный центр распределительного склада и центральный вычислительный центр торговой компании (объединения). Такая система и обработки информации обеспечивает полное и оперативное изучение реализованного спроса и позволяет специалистам по закупкам торговой фирмы давать поставщикам товаров разовые заказы высокого качества на поставку товаров в полном соответствии с размерами продажи товаров и имеющимися запасами.
В небольших розничных торговых предприятиях могут использоваться неавтоматизированные (немеханизированные) методы учета внутригрупповой структуры реализованного спроса. Для такого учета используются оперативные данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризации, на основе которых определяются фактическая продажа отдельных товаров за большие периоды и обороты по продаже. В качестве таких методов используют и учет продажи по товарным чекам или товарным ярлыкам и некоторые другие методы.
Наряду с учетом реализованного спроса в магазинах для изучения спроса организуется сброс информации по анализу товарных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров. Подробно эти способы изучения спроса рассматриваются в курсе маркетинга.
Важным элементов коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента отвара в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямом зависимости от типа и специализации торгового предприятия. В отечественной розничной торговле, как и за рубежом, наблюдаются процессы концентрации торговых предприятий, особенно в крупных городах России, которые происходят одновременно с процессами универсализации и специализации торговых предприятий, созданием небольших смешанных магазинов (палаток) по торговле продовольственным.
В рыночных условиях ни одно торговое предприятия не может успешно осуществлять сбыт (реализацию) товаров без использования рекламы в том или ином ее виде. Известный лозунг «реклама – двигатель торговли» верно отражает глубинную сущность рекламы – стимулировать сбыт товаров, двигать торговлю.
В условиях рынка реклама не только двигатель торговли, и двигатель бизнеса, коммерции.
В розничной торговли для стимулирования сбыта товаров должны использоваться различные виды рекламы – от самых простых – оформление оконных и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров до более сложных – печатной, радиотелевизионной и других современных ее видов.
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров – важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
3
МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ
Характер и структура операций по продаже товаров зависят прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под таким операциям принимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
3.1 ПРОДАЖА ТОВАРОВ НА ОСНОВЕ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Это один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговле зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узких расчетах, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживание изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, поскольку при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продаются в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
Перечень этих операций может быть
расширен при продаже технически
сложных товаров, когда требуется
помощь продавца-консультанта (его
консультация, проверка исправности
товаров и т. д.).
Торговый персонал должен обеспечивать
строгое соблюдение установленных правил
торговли. Так, не разрешается требовать
от покупателей, входящих в торговый зал
магазина самообслуживания, предъявления
приобретенных ими в других магазинах
товаров, ставить на них штампы или какие-либо
отметки, а также обязывать оставлять
личные вещи. При желании покупатель может
оставить у входа в торговый зал хозяйственную
сумку, портфель и т. д., при этом магазин
обязан обеспечить их сохранность.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, а в случае необходимости – основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы пик следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют "экспресс-кассы". Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. Несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в период перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной. Если до начала перестройки магазинов самообслуживания было более половины от их общего числа, то в период перестройки осталось 5-7%. Основной причиной такого сокращения этих магазинов явилась их нерентабельность в связи с участившимися случаями хищения товаров.
3.2 ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЛАВОК ОБСЛУЖИВАНИЯ
Включает выполнение следующих операций:
- встреча покупателя и
- предложение и показ товаров;
- помощь в выборе товаров и
консультация;
- предложение сопутствующих и
новых товаров;
- проведение технологических
- расчетные операции;
- упаковка и выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель
должен встретить приветливое
После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда и времени. На качество их выполнения, а, следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
3.3 ПРОДАЖА ТОВАРОВ ПО ОБРАЗЦАМ
Продажа товаров по образцам
предусматривает выкладку образцов
в торговом зале и самостоятельное
(или с помощью продавца) ознакомление
с ними покупателей. После выбора
товаров и оплаты покупки продавец
вручает покупателю товары, соответствующие
образцам. При этом методе продажи
рабочие запасы размещают отдельно
от образцов. Данный метод удобен тем,
что на сравнительно небольшой площади
торгового зала можно выставить
образцы достаточно широкого ассортимента
товаров. Как правило, этот метод
применяется при продаже