Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:48, курсовая работа
Вторая глава работы будет посвящена анализу и проблемам становления конкурентного рынка в нашей стране.
Здесь, во-первых, мы должны рассмотреть отечественную приватизацию как способ трансформации отношений собственности и проанализировать два этапа приватизации (ваучерной и денежной).
Во-вторых, нужно будет рассмотреть отечественные естественные монополии, которые играют огромную роль не только в российской экономике, но и политике, особенно монополизма в России вообще, и регулирование монополий в нашей стране.
В-третьих, общеизвестно, что в России одна из важнейших проблем в экономике инфляция. В данной работе мы рассмотрим какие проводятся в России антиинфляционные меры, политика и т.д.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах, об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма при желании может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть достаточно интенсивными (например, сравним цену яблок в конце лета и весной, - но эта разница в цене не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке).
На практике совершенная конкуренция – явление редкое, не только в XX веке, но и для предыдущего столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов; рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно их условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой.
Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную монополию можно подразделить на три основных типа:
Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различающиеся с точки зрения покупателя товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно установить цену, вне зависимости от действия конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем, и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, на 8 – менее 50%. Например, в США насчитывается 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю 4-х крупнейших приходится 17% общих поставок, а на 8 крупнейших – 25%.6
Выход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен, и определяется, главным образом, размерами капиталов. Однако, выход на рынок, по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителя марками и услугами.
Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей степени товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Например, стройматериалы – железобетон и кирпич.
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Для олигополии характерны три признака:
Современная экономическая теория подразделяет олигополии на:
Фирмы могут получать высокую прибыль, потому что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Олигополический рынок характеризуется взаимозависимостью, взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время обратил внимание французский экономист К.Курно: так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
Предприятия олигополии первого вида (чистой олигополии) производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция сталелитейной или химической промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Дифференцированные олигополии (второго типа) специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника, сигареты).
К олигополии, как к рыночной структуре, относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.
Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике СССР и сохранилась в нынешней России, что отрицательно сказывается на осуществлении хозяйственных связей. До сих пор, несмотря на деятельность антимонопольных государственных органов, олигополия выступает существенным фактором российского национального хозяйства8.
Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-кола», «Майкрософт» и т.д.
Но есть и другая трактовка понятия «монополия» – это экономическое поведение фирмы.
На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие, и напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии, как к типу экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия других заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель будет вынужден платить значительную цену, или отказаться от покупки. Но число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании, монополию книгоиздательства на реализацию учебников.9
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что естественно привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
Это следующие барьеры:
Теперь необходимо рассмотреть вопрос о том, всегда ли фирма-монополист устанавливает единую цену на свою продукцию. Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по различным ценам и на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией.
Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически, или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.
Во-первых, дискриминация по единицам продаваемой продукции (например, цены на товары, продаваемые в розницу, всегда выше, чем при оптовых закупках).
Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Продавцы устанавливают дифференцированные цены на товар на различных рынках (рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п.)10.
Ценовая дискриминация возможна, когда фирма обладает монопольной силой, должна быть исключена возможность перепродажи товара, и должна быть способность производителя к сегментированию рынка.
Многие страны мира в XX веке с целью поддержания конкуренции в различных отраслях хозяйства приняли антимонопольные законы. Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства; перераспределение монополистического богатства и диффузия; децентрализация совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:
Оно включает методы административного (законодательного) регулирования и методы нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования. Обе эти системы методов активно применяются государственными органами практически во всех странах с рыночной экономикой.
Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем создания законодательных актов и контроля со стороны государства за их соблюдением. Первый акт такого рода был принят в 1889 г. в Канаде. Более же известен закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Он считается краеугольным камнем антитрестовского законодательства. Суть закона воплощена в двух основных пунктах:
§1. «Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме, или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными…»
§2. «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления…»
Казалось, что закон Шермана обеспечивал основания для действий правительства против монополистических объединений.
Однако первые же судебные истолкования закона выявили серьезные вопросы. Нужны были более четкие формулировки того, что является законным, а что незаконным.
Такие уточнения были сделаны в законе Клейтона, принятом в 1914 году. Вот некоторые из них.
Так, параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках.
Параграф 7 запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.
Закон Клейтона пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла развиваться.
Впоследствии были приняты и другие законодательные акты. Кроме того, в США была разработана комплексная система управления антимонопольной политикой. Она состоит из следующих блоков: конгресс США, федеральные и местные суды различных инстанций, органы исполнительной власти (ФТК, антитрестовский отдел Министерства юстиции США)11. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные американскими судами, закончились наказанием нарушителя закона. К примеру, американская телефонная компания «Ай-Ти-Ти» обеспечивала 95% международной телефонной связи; 85% местных телефонных линий, производила более 50% телефонного оборудования. В результате решения суда компания сократила свои доли рынка до 80% и, продав свои местные телефонные линии связи, сохранила весомый пакет акций и новых региональных телефонных компаний.