Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Вторая глава работы будет посвящена анализу и проблемам становления конкурентного рынка в нашей стране.
Здесь, во-первых, мы должны рассмотреть отечественную приватизацию как способ трансформации отношений собственности и проанализировать два этапа приватизации (ваучерной и денежной).
Во-вторых, нужно будет рассмотреть отечественные естественные монополии, которые играют огромную роль не только в российской экономике, но и политике, особенно монополизма в России вообще, и регулирование монополий в нашей стране.
В-третьих, общеизвестно, что в России одна из важнейших проблем в экономике инфляция. В данной работе мы рассмотрим какие проводятся в России антиинфляционные меры, политика и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

477.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня можно говорить о наличии двух типов антимонопольного законодательства – американском и западноевропейском. Критерием разграничения выступает принципиальное отношение законов к самому факту существования монополистических отношений.

  • Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза.
  • Западноевропейский тип законодательства является более либеральным – в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те их них, которые существенно ограничивают возможность соперничества в том или ином секторе рынка. 12

Антимонопольные законодательные акты приняты и в России, но их мы рассмотрим во второй главе (п.2.2)

 

Глава II. Проблемы становления конкурентного рынка в России.

2.1. Приватизация как способ  трансформации отношений собственности.

 В экономике нашей страны  до недавнего времени доминировала  государственная собственность. В  современных условиях оптимальной  является та система, где существует  многообразие форм собственности. Отсюда логично, что в России  взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности.

Изменения в отношениях собственности стали стержнем экономических реформ в нашей стране. Трансформация собственности – процесс сложный и социально острый. На нынешнем экономическом этапе экономической реформы в России первоочередной задачей является приватизация объектов собственности. Особое значение приобрело использование форм приватизации, в наибольшей степени способствующих повышению эффективности предпринимательской деятельности.

 Центральной проблемой совершенствования  системы собственности является  формирование таких форм реализации  прав собственности, которые бы  отвечали принципам социальной  справедливости и в то же  время максимально способствовали  развитию экономики.

В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 – первую  половину 1994 г.

Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки. Это свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, службы быта. Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем акции сразу или постепенно продавали. На 19 тыс. средних, крупных и крупнейших предприятий, подлежавших акционированию, на 1 апреля 1994 г. АО стали 15 тыс. Продажа акций осуществлялась за деньги и за ваучеры, причем большие льготы при приобретении акций предприятий имели их собственные работники.

Неоднозначными оказались и качественные перемены в отношениях собственности. Использование ваучеров не могло решить те задачи, которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности. Всего было 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей, за который получатель уплачивал 25 руб. Благодаря ваучерам и уплате за акции наличными в стране появилось 40 млн. акционеров. Однако это не означает, что все они стали полноправными собственниками средств производства.13

Во-первых, ваучеры не являлись именными. Это повлекло их свободную передачу из рук в руки. В результате большая часть ваучеров застряла во многих наскоро созданных инвестиционных фондах, которые никому инвестиций не осуществляли. Во-вторых, широкое распространение получила скупка ваучеров администрациями предприятий и представителями различных фирм и организаций, не имеющих никакого отношения к этим предприятиям. В-третьих, даже те работники, которые сумели превратить ваучеры в акции, не стали в совокупности обладателями контрольных пакетов акций, и, следовательно, их отчуждение от управления предприятиями не было преодолено.

Что касается экономической реализации собственности на акции, то эта проблема тоже оказалась чрезвычайно сложной. Акции должны приносить доход в виде дивидендов. А дивиденды формируются за счет прибыли. При достаточно высокой рентабельности предприятия имеют возможность выплачивать доходы по акциям. Но на данном этапе движения к рынку такая рентабельность была явлением редким. Большинство предприятий испытывали огромные финансовые трудности. Остро стоял вопрос о достаточной и своевременной выплате не дивидендов, а заработной платы. Поэтому доходы по акциям для работников большинства предприятий явились иллюзорными. А следовательно, выгода от приватизации для непосредственных производителей не смогла стать реальностью.

Следует, наконец, сказать и о том, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

Все это обусловило необходимость перехода к новому, второму этапу приватизации. Его основные положения определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995– 1997гг».14

Эта программа была дополнена и конкретизирована Указом Президента РФ «Об основных направлениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ после 1 июля 1994 г.», № 153515.

Второй этап приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже, по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: во-первых, инвестиционная ориентация продаж; во-вторых, обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Учет этих принципов позволяет считать, что второй этап приватизации направлен на решение не столько социальных задач, сколько задач, связанных с преодолением кризисного спада производства. В реализации этих принципов предусмотрен дифференцированный подход к определению способов продажи акций и предприятий, обладающих повышенной привлекательностью и в то же время требующих значительных инвестиций. Устанавливается право приобретения земельных участков, на которых расположены предприятия. Очень важно, что 51% выручки от продажи акций предприятий переводится на счет самого предприятия для инвестирования. Учитывается и фискальный интерес государства. Реализация приватизационных планов предполагает существенные поступления в бюджет. Программа нового этапа приватизации может быть конкретизирована с учетом специфики регионов. Например, правительство Москвы в апреле 1994 г. одобрило свою программу приватизации, в которой есть существенные особенности по сравнению с федеральной программой.

Как известно, приватизация означает переход собственности из рук государства в руки индивидуальных или объединенных частных субъектов. Вместе с тем возможен и обратный ход. Речь идет о тех предприятиях, которые, будучи приватизированными, не могли справиться с экономическими и их могут приобрести обратно государство или муниципальные органы (как. Например, произошло с АМО «ЗИЛ», контрольный пакет акций которого был выкуплен в 1996 г. правительством Москвы).

Огромной социальной важности вопрос — что вносит в систему распределения приватизация? В дореформенных условиях господствующим принципом распределения было распределение по труду. А что теперь? Конечно, зависимость заработка от трудового вклада сохраняет свое значение. Но появился и другой принцип — распределение по собственности. Это видно из диаграммы, представленной на рис.1

 

Как видно на примере за годы реформы, при стабильности доли социальных трансфертов явно просматривается тенденция сокращения доли доходов от оплаты труда и роста доли доходов от собственности и предпринимательской деятельности.16

Нельзя требовать от нарождающихся новых форм хозяйства незамедлительных положительных результатов. Вероятно, этим новым формам необходимо какое-то время для того, чтобы окрепнуть, вписаться в рыночные отношения. Но ясно, что изменение структуры собственности в масштабе страны может считаться положительным только в том случае, если станет более эффективной вся система хозяйства.

Пока еще рано утверждать, что в России основные макроэкономические показатели в настоящее время стали выше, чем они были в условиях административно-командной системы. В связи с падением производства, применением принудительных отпусков на большинстве предприятий промышленности снизилась производительность труда. Сокращение загрузки основных фондов привело к падению фондоотдачи- Крайне неравномерным стал уровень рентабельности. Хотя прибыль в текущих ценах значительно выросла, но каждое третье предприятие остается убыточным. Медленно развивается инвестиционный процесс, обновление оборудования ведется на крайне низком уровне.

Тем не менее, анализ воздействия конкретных форм собственности на эффективность не потерял своего значения. Полезным является сопоставление тех параметров эффективности, которые характерны для различных форм собственности

Структура промышленности по формам собственности, % к итогу

Таблица 1.

Форма собственности

В общем

числе предприятий

В общем объеме производства

В общей численности персонала

Государственная

12

19,9

25,7

Муниципальная

3,2

1,6

2,1

Общественных организаций

0,5

0,2

0,6

Частная

67,7

15

22,6

Смешанная, без иностранного

участия

15,8

60,9

48,1

Смешанная, с иностранным участием

0,8

2,4

1,0


Как видно из приведенных данных, у предприятий государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных организаций доля в численности работников значительно превысила их долю в общем объеме производства. В то же время на предприятиях смешанных форм собственности соотношение обратное. Здесь, доля в производстве выше, чем в численности промышленно-производственного персонала. Значит, тут выше производительность труда, являющаяся одним из важнейших показателей экономической эффективности. 17

 

2.2. Естественные монополии. Их регулирование.

Особо следует выделить ситуацию так называемой естественной монополии. В этом случае, как и при «чистой» монополии, отрасль состоит всего из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а другими причинами. Главная – это экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Это означает, что средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами. Проще говоря, если в этой отрасли будут действовать несколько мелких фирм – конкурентов, то их средние издержки будут выше, чем у одной единственной фирмы (естественной монополии). Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов. Однако в связи с развитием НТР критерий экономии затрат, связанный с деятельностью одной фирмы в отрасли, подвергается определенной корректировке. Так, дальняя телефонная связь, которая всегда считалась естественной монополией, может перестать быть таковой из-за внедрения систем спутниковой связи. 18

Выше было отмечено, что могут существовать препятствия, затрудняющие доступ новым фирмам на рынок, где функционирует монополия. В связи с этим важно охарактеризовать категорию входных барьеров при вступлении на рынок. Входной барьер – это условие, которое затрудняет вступление «фирм–новичков» в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной области». Классификация барьеров может быть следующей:

  1. Правительство наделяет фирму исключительными правами: выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги. Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.
  2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы (алмазы, золото). К этому же типу барьеров относится обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены – все они монополисты в своей специфической сфере деятельности).
  3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, и это дает ей монопольные преимущества.
  4. Эффект масштаба, позволяющий снижать издержки, и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко выйти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства. Естественная монополия – это, в сущности, крайний случай экономии на издержках, обусловленной эффектом масштаба, когда в отрасли функционирует только  одна фирма.
  5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами.

 

По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, рекорд и феномен естественной монополии – «Аэрофлот». Это доныне самая крупная в мире автотранспортная компания с персоналом 0,5 млн. человек, насчитывающая 1 650 самолетов, обслуживающая 3 600 городов, или 1 млн. км воздушных дорог.19

Меры регулирования монополий в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Монополистическая структура экономики России, которая в экономической литературе обозначается как государственный монополизм, складывается под воздействием следующих основных факторов:

  1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» руководителей.
  2. Устойчивый и массовый дефицит.
  3. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности.

Информация о работе Конкуренция