Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:48, курсовая работа
Вторая глава работы будет посвящена анализу и проблемам становления конкурентного рынка в нашей стране.
Здесь, во-первых, мы должны рассмотреть отечественную приватизацию как способ трансформации отношений собственности и проанализировать два этапа приватизации (ваучерной и денежной).
Во-вторых, нужно будет рассмотреть отечественные естественные монополии, которые играют огромную роль не только в российской экономике, но и политике, особенно монополизма в России вообще, и регулирование монополий в нашей стране.
В-третьих, общеизвестно, что в России одна из важнейших проблем в экономике инфляция. В данной работе мы рассмотрим какие проводятся в России антиинфляционные меры, политика и т.д.
К началу 90-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства.
Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка.
Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.
На практике, проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на „основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель— определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».
Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35 % — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование „цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.
О деятельности ГКАП в 1992 г. можно судить по, следующим, данным: по фактам непредставления и нарушения порядка декларирования цен предприятиями-монополистами управлениями на местах рассмотрено свыше 450 дел, рассмотрено около 300 заявлений по созданию, слияниям, преобразованиям, ликвидации хозяйственных субъектов и т. д. 20
Антимонопольный закон в Российской Федерации имеет достаточно жесткий характер, что оправдано, учитывая уровень монополизации экономики, о чем мы говорили выше. Антимонопольный комитет имеет право закрывать, разделять, разукрупнять компании. Для создания новых крупных экономических структур и перерегистрации существующих необходимо получить разрешение Антимонопольного комитета. Важнейшей функцией данного комитета является также стимулирование предпринимательства путем внедрения новых экономических структур.
Итак, мы рассмотрели методы административного (законодательного) регулирования. Теперь поговорим о методах нормативно-ориентирующего воздействия. Они включают: правительственные заказы, налоги проценты. Используя эти рычаги, правительство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах рынка, ограничивать монополистические проявления в них.
Главная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательства, активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и даже углубление форм конкурентного взаимодействия между ними. Особое значение имеет поддержка новых фирм. На Западе существует целая сеть такой поддержки, включающая финансовое, материально-техническое, информационное, консультативное содействие вновь созданным компаниям.
Такие методы нормативно-ориентирующего воздействия необходимы и в экономике России.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
2 Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача Kpeдитов и т.д.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого я роста цен требует специальных мер. Так, для устранение последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.21
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может, носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или не оправданным снятием ограничений на регулируемые цены называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Следует признать, ни в России, и в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил — натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока
Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.
1. Наличие общего структурного
неравновесия и отсутствие
2. Ценовые перекосы и
3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды — материальные и финансовые.
Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.
Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.22
Обобщая все вышеизложенное в работе, мы может сделать ряд общих выводов.
Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Различают три типа конкурентного поведения:
Количество и «удельный вес» на рынке производителей позволяет выделить основные виды конкуренции: совершенную и несовершенную.
Кроме них выделяют внутриотраслевую, межотраслевую конкуренции, конкуренции внутри монополий, соперничество монополий с немонополизированными предприятиями.
Существуют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижение цен на эту продукцию без изменения качества и ассортимента.
Неценовая конкуренция включает:
Изменение свойств продукции
Создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей, или потребностей, не существовавших ранее.
Обновление свойств товара, сопутствующих товару.
Структура рынка определяется количеством и размером предприятий, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода на него, доступностью информации.
Различают 4 вида рынка:
Однако, следует учесть, что никогда не может существовать чистой конкуренции или монополии.
В настоящее время существует множество предприятий монополистов, однако они подвергаются антимонопольному регулированию со стороны государства, чтобы не снижалось качество и количество продукции, не поднималась цена на товары, не создавался искусственный их дефицит. Известно антитрестовское законодательство в США.
Для нашей страны становление конкретного рынка является пока проблемой. Для этого существует ряд объективных и известных всем экосистемам причин.
Во-первых, не очень оптимистичные итоги приватизации, и хоть в России взят курс на переход к системе, сочетающей государственную и частную собственность, первая является преобладающей.
Во-вторых, в России существуют так называемые «естественные монополии», поддерживаемые государством единственные предприятия страны, предоставляющие ту или иную услуг («Аэропорт», связь и т.д.). Однако последние девять лет в России действует антимонопольное законодательство, которое не всегда выполняется.