Конкуренция: её место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
- анализ понятия конкуренции и его содержания;
- анализ влияния конкуренции на рынок;
- анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Содержание

Введение
1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1 Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2 Свободная конкуренция
1.3 Виды конкуренции
2. Влияние конкуренции на рынок
2.1 Общее влияние конкуренции на рынок
2.2 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка
3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
3.3 Антимонопольное законодательство России
3.4 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по эконом.теории.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Регулирование конкурентных отношений  в современных условиях

 

3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой

рыночной экономикой

 

Современное хозяйство развитых стран мира представляет собой экономическую систему всеобщего товарного производства с развитыми рыночными отношениями. Известно, что условиями его возникновения являются общественное разделение труда и отношения собственности. С развитием общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо продукта, так что между производителями и потребителями продуктов возникают отношения обмена. Относительная производственная самостоятельность закрепляется экономически. На основе отношений собственности производители становятся собственниками своей продукции и посредством товарного обмена возмещают затраты на ее производство и получают прибыль. Тем самым реализуют свой экономический интерес как собственников.

Все хозяйственные субъекты действуют на основе этого всеобщего принципа, всеобщего закона рынка: минимум затрат и максимум доходов.
         Экономический механизм современной рыночной экономики представляет собой совокупность общественных отношений, основанных на полной относительной производственной и экономической обособленности производителей различных товаров и услуг, на равноправии всех видов собственности, на свободном ценообразовании и конкуренции, на реальном взаимодействии экономических законов рынка: закона стоимости, конкуренции, спроса и предложения, закона прибыли и др.

Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:

-    созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

-    слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 000 МРОТ;

-    ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 000 МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению Арбитражного суда.

В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

В Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной президентами России и США в июне 1992 года, особо выделено намерение России ускорить выработку политики, «направленной на содействие конкуренции и обеспечение эффективных имущественно-контрактных прав», а со стороны США — «приверженность продолжению поддержки курса реформ, избранного российским правительством».

В российском законодательстве имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью, в частности, содействия развитию конкуренции в стране. В их числе следующие направления:

-    о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

-    об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением;

-    о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности за счет государственных капиталовложений;

-    о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

-    о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных  тарифов.

 

3.2 Развитие конкурентных отношений в современной России

 

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

-    «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

-    «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним по­мимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уро­вень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального

Тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, приведут к снижению капи­талоемкости технологической модернизации производства; на­личие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается ря­дом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; труд­ности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном ком­плексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвы­чайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

 

3.3 Антимонопольное законодательство России

 

С начала перехода России к рыночной экономике вопросы развития конкуренции и содействия конкурентным отношениям встали как новые задачи. Был создан антимонопольный орган, а в 1991 г. принят первый в России антимонопольный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. №948-1. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.  

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной    власти – федеральным антимонопольным органом.

Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

-    изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

-    навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

-    включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

-    согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

-    создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

-    нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

-    установление монопольно высоких (низких) цен и так далее.

С развитием рынка и появлением практики применения антимонопольного законодательства возникла потребность его совершенствования. Актуальность усиления антимонопольной политики в настоящее время связана с тем, что наша экономика еще пока достаточно монополизирована. В 2006 г. были приняты новый Закон - "О защите конкуренции" и Закон, регулирующий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, в том числе за злоупотребление доминирующим положением, за недобросовестную конкуренцию, эти изменения были внесены в Кодекс об административных правонарушениях.

Речь идет не только о повышении ответственности, резком ее изменении и установлении крупных штрафов. Теперь к данному вопросу   по-новому подходят антимонопольные органы, суды. Конечно, для бизнеса все это очень актуально, потому что установлен совершенно новый подход к применению норм, требующий от бизнеса учета антимонопольного законодательства. Изменения законодательства подсказаны практикой его применения.

Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

-    угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки;

-    угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии;

Информация о работе Конкуренция: её место и роль в современном хозяйственном механизме