Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является раскрытие сущности понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и ее последствий в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- изучение теоретических воззрений на сущность конкуренции;
- рассмотрение современных особенностей механизма конкуренции;
- характеристика влияния конкуренции на рыночную эффективность
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность конкуренции и ее особенности………………………...4
1.1. Три составляющих рыночных отношений…………………….. 4
1.2. Механизм конкуренции…………………………………………..8
1.3. Современные особенности конкуренции………………………13
Глава 2. Влияние конкуренции на рыночную эффективность…................17
2.1. Виды конкурентной борьбы…………………………………… 18
2.2. Виды конкурентного поведения…………..…………………… 22
Глава 3. Конкуренция и экономическая политика…….…………………. 27
3.1. Конкуренция и современные тенденции развития
мировой экономики………………..…………………………...... 27
3.2. Проблемы теоретического описания конкуренции
и экономическая политика………….……………………………29
Заключение…………………………………………….……………………. 35
Список использованной литературы………………….…………………… 37
Исходным пунктом при изучении конкуренции является исследование содержания ее механизма (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Механизм конкуренции4
Первой составной частью этого механизма являются источники конкурентного преимущества. М. Портер отмечает, что «позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество... Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты... Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания»5. В условиях информационного общества и усиления конкуренции, когда значение вышеперечисленных конкурентных преимуществ снижается, особое значение в качестве конкурентного преимущества приобретает информация. Обладая полными и достоверными сведениями о своих клиентах и конкурентах, можно в значительной мере оптимизировать конкурентную стратегию и повысить ее эффективность. Наличие точной и полной информации позволяет усилить и два классических конкурентных преимущества.
Объекты конкуренции — явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В наиболее общем виде их можно определить как потребительский спрос (на внутреннем и мировом рынках), факторы производства и власть.
Особо следует отметить в качестве объекта конкуренции потребитель-скип спрос на мировом рынке. Широко распространено мнение, что государство должно всячески защищать отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурсное, это мнение реализовано в России в виде политики протекционизма в отношении многих импортных товаров. При этом государство сознательно отгораживает национальный рынок от мирового, снижая интенсивность конкуренции. Достоинством такого подхода является эфемерная «защита» отечественного товаропроизводителя, недостатками - ликвидация для них стимулов к мобилизации и развитию. Такая политика в долгосрочной перспективе обрекает экономику на деградацию. Не случайно, что в Японии отказались от протекционизма. По мнению А. Морита, «это помогло Японии сформировать здоровую экономику, производительность которой росла быстрее, чем у большинства стран»6.
Все вышесказанное позволяет сформулировать цель, которая должна лежать в основе концепции экономического роста России: экономика должна быть направлена на максимальное производство экспортно-ориентированной продукции. Справедливость этой цели подтверждена экономическим развитием Японии, новых индустриальных стран (НИС), Китая. Обладая высочайшей производительностью труда и капитала и ориентируясь прежде всего на мировой рынок, эти страны обладают динамичной, растущей экономикой.
Субъекты конкуренции — лица и их группы, ведущие борьбу за объекты конкуренции. Первичными субъектами конкуренции можно, по нашему мнению, считать потребителей и предприятия, и организации. Остальные субъекты (кластеры, отрасли, регионы) являются в той или иной степени производными от первичных субъектов.
В предлагаемую нами классификацию субъектов конкуренции не вошло понятие страны. И хотя многие международные организации оперируют понятием «конкурентоспособность страны», подразумевая при этом, что страны являются субъектами конкурентной борьбы, мы считаем такое мнение ошибочным. На практике не существует примера (за исключением мировых военных конфликтов), где за любой объект конкуренции конкурировали бы целые страны. Мы считаем, что термин «конкурентоспособность страны» необходимо применять с достаточной осторожностью, если это вообще корректно. Ведь на рынке (в том числе и мировом) конкурируют не страны, а отдельные и конкретные товаропроизводители.
Предметом конкуренции выступают продукция, работы и услуги. Именно производя их, субъекты конкуренции осуществляют свои стратегии в борьбе за объекты. Продукция (работы, услуги) объединяют, являются связующим моментом между субъектами и объектами конкуренции, это конкретные материальные и нематериальные объекты, с помощью которых непосредственно и ведется конкуренция.
Конкурируя за объекты конкуренции, субъекты конкуренции могут применять следующие методы конкурентной борьбы (см. рис. 1.1). Современные методы конкурентной борьбы не исчерпываются завоеванием ценового или качественного преимущества.
Значительную долю конкурентной борьбы составляет борьба в сфере информации (мониторинг действий конкурентов, промышленный шпионаж, сбор конъюнктурной информации, аналитическая деятельность и прогнозирование).
Особое место среди методов конкурентной борьбы занимают методы и средства недобросовестной и нецивилизованной конкуренции. Они широко применялись и применяются сегодня. На наш взгляд, государство должно жестко пресекать попытки применения подобных методов конкуренции. Без этого становление и развитие полноценных процессов конкуренции в народном хозяйстве страны невозможно.
1.3. Современные особенности конкуренции
XX век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К.Р. Макконела и С.Л. Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме»7.
Динамика экономического развития мирового сообщества убедительно свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Более того, развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях. Сегодня Россия в своем экономическом развитии отброшена далеко назад, промышленный потенциал страны более чем на половину разрушен, на мировом рынке конкурентоспособны в подавляющем большинстве только отечественные сырьевые ресурсы. Производительность труда в промышленности России в среднем в 5 раз ниже, чем в США. Следствие - крайне низкий жизненный уровень населения. В условиях столь глубокого экономического кризиса необходимо использовать в первую очередь мировой опыт преодоления подобных явлении.
В XX веке практически в аналогичных ситуациях, связанных с мировыми воинами, оказывались Советский Союз, Германия и Япония. В Советском Союзе экономические проблемы разрешались прежде всего за счет тотальной государственной собственности и присвоения государством результатов общественного труда. Отметим, что этот путь выхода из экономического кризиса подразумевает функционирование авторитарного политического режима и централизованной, планово-административной экономической системы.
В Германии и Японии восстановление экономики шло другим путем. В условиях демократического государства и рыночной модели хозяйствования в обеих странах одним из центральных приоритетов экономического развития в условиях кризиса стало становление полноценной, цивилизованной конкуренции. И опыт этих стран указывает на основополагающий характер демократического государства с развитой рыночной экономикой. Однако все внимание власти было сконцентрировано на собственности и разного рода свободах, а не на постепенном, взвешенном реформировании экономики. В этих условиях конкуренция в экономике сразу же приняла нецивилизованные формы. Действенной государственной политики по становлению и развитию конкуренции в экономике России не существует до сих пор. Это сильно ограничивает размеры экономического роста в отечественной экономике и в XXI веке.
Не в последнюю очередь такое положение дел объясняется отсутствием фундаментальных отечественных научных разработок в области конкуренции. И если труды англо-американских экономистов, в частности М. Портера, по праву считаются классическими, российские исследователи пока не смогли достичь такого уровня. Существующие исследования (Коробов Ю.И., Михайлов О.В., Юданов А.Ю.) являются попытками обобщения международного опыта и в значительном степени поверхностны Вместе с тем эти труды уже являются базой для соответствующих фундаментальных и прикладных исследований.
Известным недостатком подавляющего большинства существующих научных исследований конкуренции является их описательный характер. Даже в классических трудах (М. Портер, «Международная конкуренция») теоретическая часть исследования является попыткой осмысления накопленного эмпирического опыта. Поэтому область конкурентных отношений является сегодня и в отечественной, и в мировой экономической науке недостаточно исследованной.
Особенности конкуренции характерные отличия конкурентной борьбы где-либо, в какой-либо сфере от общих закономерностей ее ведения. К особенностям конкуренции в России можно отнести:
• отсутствие государственной политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
• жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортных товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке (посредством высоких импортных пошлин);
• сырьевая экспортная ориентация народного хозяйства России на мировом рынке и импорт продукции высокотехнологичных отраслей (как следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);
• отставание технологий в большинстве отраслей промышленного производства народного хозяйства России от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого качества продукция);
• последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров;
• экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России (как следствие, - чрезмерные цены на выпускаемую продукцию, ее низкая конкурентоспособность).
К особенностям конкурентных процессов в Ростовской области следует отнести:
- наличие большого числа посредников между производителем и непосредственно потребителем;
- наличие большего, чем в Западной Европе или США. числа случаев нецивилизованной конкуренции, связанной с большой долей участия в бизнесе и в торговле криминальных структур; установление по этой причине единых завышенных цен на рынках;
- отсутствие достаточного опыта жесткой конкуренции у большинства промышленных предприятии и населения, готовности конкурировать, наличия соответствующих знании и навыков:
- низкий уровень платежеспособного спроса по очень большому кругу товаров, обуславливающий незаинтересованность продавцов в их реализации;
- отсутствие действенного механизма реализации нормативно-правовых актов в области конкуренции.
К методам оценки конкурентной ситуации относятся:
• классификация конкуренции;
• оценка конкуренции;
• оценка условии конкуренции.
Глава 2. Влияние конкуренции на рыночную эффективность
2.1. Виды конкурентной борьбы
В условиях стремления каждого субъекта рынка к максимизации прибылей и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке потребителей.
Возникновение монополий - исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием централизации, концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Несмотря на негативные явления, монополии прочно вошли в экономику большинства стран.
Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX-XX веков свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 году 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 году на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 году крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. долл. составляли 9,9% от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 году таких предприятий было уже 11% от общего числа, и на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны8.
Эти процессы привели к существенному изменению характера конкурентной борьбы на рынках.
Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Джоан Робинсон и "Теория монополистической конкуренции" Эдварда Чемберлина.
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия