Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является раскрытие сущности понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и ее последствий в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- изучение теоретических воззрений на сущность конкуренции;
- рассмотрение современных особенностей механизма конкуренции;
- характеристика влияния конкуренции на рыночную эффективность

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность конкуренции и ее особенности………………………...4
1.1. Три составляющих рыночных отношений…………………….. 4
1.2. Механизм конкуренции…………………………………………..8
1.3. Современные особенности конкуренции………………………13
Глава 2. Влияние конкуренции на рыночную эффективность…................17
2.1. Виды конкурентной борьбы…………………………………… 18
2.2. Виды конкурентного поведения…………..…………………… 22
Глава 3. Конкуренция и экономическая политика…….…………………. 27
3.1. Конкуренция и современные тенденции развития
мировой экономики………………..…………………………...... 27
3.2. Проблемы теоретического описания конкуренции
и экономическая политика………….……………………………29
Заключение…………………………………………….……………………. 35
Список использованной литературы………………….…………………… 37

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Условия, в которых протекает экономическая конкуренция, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, включающая монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. Чем меньше это влияние со стороны отделений фирмы, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 2.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия реально присутствуют на всех существующих рынках мира.

При совершенной конкуренции на рынке присутствует большое число продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночные цены.

Таблица 2.1. Четыре основных типа моделей рынка.9

 

 

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

 

Редкая модель рынка

Реальные модели рынка

Редкая модель рынка

Чистая конкуренция

Монополистич. конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много мелких фирм

Множество фирм

Небольшое количество фирм, есть крупные

Одна фирма

Характер продукции

Однородная, стандартная

Разнородная, дифференцированная

Однородная или дифференцированная

Уникальный

Контроль над ценой

Отсутствует, действуют цены спроса и предложения

Некоторый, в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью: значительный при тайном сговоре

Значительный

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.п.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта

В основном реклама связи фирмы с общественными организациями (с потребностями общества)

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации

Некоторые затруднения

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Условия вступления в отрасль

Очень легкие препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Существенные препятствия

Блокированы

Примеры

Сельское хозяйство, мелкий сервис

Розничная торговля, производство одежды, обуви, компьютерный и другие виды венчурного бизнеса

Чистая олигополия: пр-во стали,  меди, алюминия и т. п. Дифференцированная: пр-во автомобилей, с/х инвентаря, бытовой электроники и т.п.

Предприятия общественного пользования, коммунальных услуг, телефонные компании, издание учебников, кабельное TV


 

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене и возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах. Существует свобода входа и выхода на рынок.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки ряда услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие товары этого назначения, как правило, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары одного назначения являются близкими заменителями, один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала каждого участника. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией затруднен.

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка.

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на олигопольный рынок значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью нескольких соперников. Так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать экономические последствия своих решений.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это - автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника, сигареты.

К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.

Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике СССР и сохранилась в России, несмотря на деятельность антимонопольных государственных органов.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель - монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, приносящую максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих аналогов, как правило, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.

 

2.2. Виды конкурентного поведения

 

Основная особенность конкуренции во всех ее проявлениях состоит в столкновении интересов субъектов рынка. Причина этих столкновений обусловлена их соперничеством в борьбе за один и тот же сегмент рынка. Если спрос будет удовлетворен товарами одной фирмы, то остальные автоматически лишаются возможности реализовать свою продукцию.

Исторически сложилось несколько различных стратегий конкурентного поведения10:

а) виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы. На ее стороне - значительный объем производства, более высокая, чем у конкурентов, производительность труда, низкие издержки производства, доступные только гигантам научные исследования и широкое применение маркетинга. Все это обеспечивает крупной фирме монопольное положение на рынке; стратегия виолентов в том, что, опираясь на свою мощь, они вытесняют конкурентов с занимаемого сегмента рынка. Такая стратегия бесспорного лидерства одной фирмы, иногда в окружении небольшого числа значительно уступающих ей по размерам конкурентов, характерна для отраслей массового производства товаров народного потребления;

б) патиентная (нишевая) стратегия конкурентного поведения характерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производства. Издержки производства, как правило, выше, а выпускаемая продукция дороже. Сила этих фирм в удовлетворении особых запросов потребителей;

в) коммутантная (соединительная) стратегия характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти довольно мелкие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потребностей.

Совпадение запросов потребителей и наличие возможности организовать производство необходимых товаров в значительных объемах создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но эти условия бывают не всегда, и тогда применяется коммутантная стратегия.

Создаваемые каждый раз для конкретного случая многочисленные мелкие предприятия выполняют роль "соединительной ткани" экономики. Они появляются там, где более крупные предприятия неэффективны или физически нет условий для индивидуального подхода к клиенту.

г) эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, это связано с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка.

В чистом виде наблюдать пионерную стратегию приходится не так часто из-за ее кратковременной природы. Дело в том, что до того момента, когда удастся достичь решающих успехов, такая фирма больше походит на группу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на коммерческое предприятие. Если изобретатель преодолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим рыночной нише, он вынужден внутренне переродиться и стать предпринимателем. Роль эксплерентов заключается в разработке и внедрении достижений научно-технического прогресса.

Краткий обзор основных стратегий конкурентной борьбы показывает сложность сосуществования и взаимного дополнения компаний различного типа. В каждом случае действуют свои правила игры. Вторгаясь в соседний сегмент рынка, конкуренты наталкиваются на ожесточенное сопротивление, и не всегда отработанные приемы конкурентной борьбы оказываются достаточно эффективными. История изобилует фактами, когда мощные компании, применяющие стратегию виоленты, терпели поражение при попытках заняться специализированным производством. Их главный козырь - эффективность массового выпуска товаров - не срабатывает на узком рынке - там, где патиент легко удовлетворяет особые запросы покупателей.

При рыночной организации производства всегда имеет место хорошо организованное сообщество компаний разного типа, где каждый имеет свое особое место.

Выбор стратегии конкурентной борьбы в каждой отрасли не ограничивается одним видом. Кроме гигантов-виолентов - в качестве субпоставщиков, изготавливающих отдельные узлы, выступают представители коммутантной стратегии. Высокая эффективность мелких компаний - явление распространенное. Они успешно действуют во многих подотраслях машиностроения.

Опыт многих крупных корпораций свидетельствует о малой эффективности попыток изготавливать все самостоятельно до последнего болта. Второстепенным деталям обычно уделяется мало внимания, и они оказываются некачественными и дорогими. Мелкая фирма идеально приспособлена к решению подобных задач, к тому же она легко может быть заменена другим поставщиком, а значит, корпорации испытывают сильнейшую конкуренцию. Все фирмы стремятся занять определенную рыночную нишу, т. к. ситуация, когда две или несколько фирм занимают одну рыночную нишу, крайне неустойчива. Конкуренция обязательно выбраковывает более слабого, если он не занимает особую рыночную нишу.

Намечая направление своего развития, каждой фирме приходится решать две принципиальные задачи: во-первых, определить стратегию конкурентной борьбы и, во-вторых, подчинить все стороны своей деятельности тем правилам игры, которые диктует именно выбранная стратегия.

Расширение выпуска продукции при прочих равных условиях выгодно при любой стратегии конкурентного поведения, но в реальной обстановке - это приоритетная цель виолента. У крупных фирм обычно велики постоянные издержки - проценты по займам, плата за землю, амортизационные отчисления и т.д. Эти расходы приходится нести независимо от того, сколько товаров в данный момент выпускает фирма. Если товаров продано мало, то груз постоянных издержек становится непомерно велик, приходится повышать цены и продукция становится неконкурентоспособной. Поэтому виолент должен выпускать много продукции - иначе расходов не покрыть.

Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия