Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является раскрытие сущности понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и ее последствий в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- изучение теоретических воззрений на сущность конкуренции;
- рассмотрение современных особенностей механизма конкуренции;
- характеристика влияния конкуренции на рыночную эффективность
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность конкуренции и ее особенности………………………...4
1.1. Три составляющих рыночных отношений…………………….. 4
1.2. Механизм конкуренции…………………………………………..8
1.3. Современные особенности конкуренции………………………13
Глава 2. Влияние конкуренции на рыночную эффективность…................17
2.1. Виды конкурентной борьбы…………………………………… 18
2.2. Виды конкурентного поведения…………..…………………… 22
Глава 3. Конкуренция и экономическая политика…….…………………. 27
3.1. Конкуренция и современные тенденции развития
мировой экономики………………..…………………………...... 27
3.2. Проблемы теоретического описания конкуренции
и экономическая политика………….……………………………29
Заключение…………………………………………….……………………. 35
Список использованной литературы………………….…………………… 37
Теоретическое описание конкуренции имеет серьезное значение, поскольку от понимания этого явления зависит эффективность разрабатываемой экономической политики. Здесь возникают две проблемы.
Первая проблема сводится к тому, что правительство всегда покровительствует монополии, в то время как должно предотвращать снижение конкуренции.
В качестве второй проблемы выступает необходимость социальной поддержки безработных. По мнению Хайека, важно не желание подобной поддержки, а решение вопроса о том, при каких условиях социальная политика будет в меньшей степени мешать функционированию рынка14.
Названные проблемы возникают по причине неадекватных описаний конкуренции исключительно как процедуры открытия или селекционного механизма. Трактовка конкуренции как процедуры закрытия тоже однобока, поскольку нужно рассматривать модель индивидуального поведения, вбирающей в себя все возможные эффекты и распространяющей свою силу на государственный и частный сектора. В противном случае возникают искусственное противостояние конкуренции и государства, а также раздвоение экономической политики.
Например, экономическая политика, поддерживающая конкуренцию, как принято считать, должна поощрять малый и средний бизнес, обеспечивать меры против монополий, способствовать диверсификации деятельности национальных компаний, проводить курс на либерализацию внешнеэкономических отношений, системы налогообложения, снижать влияние профсоюзов, обеспечивать права собственности и свободу заключения контрактов. Концентрация капитала, развитие транснациональных корпораций, дифференциация продукта, расширение наукоемких отраслей, рост влияния инфраструктуры, защита авторских прав и, наконец, наличие общественных благ, внешних эффектов — являются выражением монополистического поведения и такой же политики, идущей вразрез с мероприятиями по стимулированию конкуренции как некой панацеи эффективности.
Та экономическая политика, цель которой — получение выгод от конкуренции для всего общества, должна ориентироваться на совсем другие объекты, а именно: поощрять возвышение наилучшего результата, предлагать обществу справедливый инструмент оценивания, побуждать экономических агентов к соревнованию вне режима подавления друг друга и обеспечивать защиту потерпевшему поражение. Поэтому государственная социальная политика есть ключ к организации настоящего конкурентного процесса, базирующегося на представлении о конкуренции как форме экономического поведения, включающего проявления экономической власти — будь то в виде концентрации капитала, защиты авторских прав и т.д.
Заключение
Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или конкурентным. Главным в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой, «невидимой рукой» рынка. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен».
Если вдуматься, то станет понятно, что рынок совершенной конкуренции – это в значительной мере теоретическая абстракция, модель; такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало. Вместе с тем любой реально функционирующий рынок содержит в себе элементы свободного. Поэтому рассмотрение рынка совершенной конкуренции необходимо для уяснения общих принципов действия рыночного механизма.
Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выйгрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам.
Поэтому в условиях рынка совершенной конкуренции объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство свободной конкуренции.
Список использованной литературы
1 Основы экономической теории: политэкономический аспект / Отв. ред. Г.Н. Климко – Киев: Знання-Прес, 2012. - С.114
2 Курс экономики: Учебник. / под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2012. – С.129
3 Портер М. Конкуренция. - СПб. 2010. - С.164.
4 Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство = Competition and Entrepreneurship / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- с.68
5 Портер М Международная конкуренция. - М.. 2010. С. 55-50
6 Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. - М.. 2011. с. 39.
7 Основы экономической теории: политэкономический аспект / Отв. ред. Г.Н. Климко – Киев: Знання-Прес, 2012. - С.362
8 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: ГНОМ и Д, 2011.- с.76
9 Долгова И. В. , Швейко Н. В. Монополии и конкуренция // Финансы и кредит.- 2010.- N 3. - С. 47.
10 Конкуренция и антимонопольное регулирование. / Под ред. А.Г. Цыганова.- М.: Логос, 2010.- с.74
11 Воронов А. А. Конкуренция в XXI веке: [В мировой экономике] // Маркетинг.- 2011. - N 5. - С. 18.
12 Сухарев О. Конкуренция как процедура «закрытия» // Инвестиции в России.- 2010. - N 2. - С. 16.
13 Сухарев О. Конкуренция как процедура «закрытия» // Инвестиции в России.- 2010.- N 2. - С. 18.
14 Сухарев О. Конкуренция как процедура «закрытия» // Инвестиции в России.- 2010.- N 2. - С. 19.
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия