Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:32, реферат
Конкуренция незаменимый атрибут механизма выгоды. Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».
Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
К числу негативных сторон можно отнести:
1. придает
бизнесу определенную
2. ведет к
дифференциации доходов и
3. ее следствием
может быть перепроизводство
товаров и недогрузка
В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.
Неценовая конкуренция – это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
«Конкуренция является движущей силой
рынка, она является его главным
механизмом и ведет к наилучшему
использованию способностей и знаний.
Большая часть достигнутых
Конкуренция не может функционировать
среди людей, лишенных предпринимательского
духа. Более того, конкуренция –
это особый метод воспитания умов,
великих изобретателей и
Экономисты сходятся во взглядах,
что подверженная определенным ограничениям
и исключениям, чисто конкурентная
экономика приведет к наиболее эффективному
использованию редких ресурсов общества.
Таким образом, экономика конкурентных
цен стремится распределить ограниченные
количества ресурсов, имеющихся в
распоряжении общества, так, чтобы максимизировать
удовлетворение потребностей. Действительно,
эффективное использование
Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.
Говоря об эффективности распределения
ресурсов, стоит заметить, что в
условиях чистой конкуренции руководящиеся
мотивом прибыли
1. отсутствие причины, по
2. распределяя ресурсы,
3. отрасль с чистой конкуренцией
может мешать применению
4. конкурентная система не
2.2. Отрицательное воздействие
Совершенной конкуренции отводится
ведущая роль в создании экономических
стимулов, заинтересованности граждан
и юридических лиц в развитии
производственных отношений; гарантий
безопасности в политической, социальной,
экологической, оборонной и других
сферах; разработке программных и
прогнозных документов, стратегии действий
долгосрочного и краткосрочного
характера с ориентированием
на соответствующие приоритеты; введении
необходимых ограничений
Рассматривая проблему отрицательного
воздействия несовершенной
Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:
- единая общенародная зависимость;
- централизованная плановая система;
- малосубъектная система хозяйствования;
- централизованное распределение всех ресурсов;
- регламентированные связи по отраслевому признаку;
- централизованная система установления фиксированных цен;
- единство номенклатуры продукции во внешней торговле;
Эффективно развивать внешнюю
торговлю в условиях несовершенной
конкуренции практически
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
2.3. Необходимость
Действительно, можно согласиться
с тем, что государственное
1. Защита конкуренции и препятствие монополизму;
2. Регулирование деятельности естественных монополий.
Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает:
- анализ
сложившихся товарных рынков, поведения
на них предприятий и
- формирование
необходимых организационно-
- установление
и поддержание единого
- создание
системы государственного
- создание
правовых и организационно-
- учет структуры
рынка при приватизации
- развитие предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация
на создание конкурентного
- комплексность
решения задач демонополизации,
- дифференцированный
подход к объектам
- взаимосвязанность
решения проблем
- учет факторов
интеграции российской
- мониторинг
изменения структуры рынка и
соответствия программно-
- обеспечение
гласности проводимых
Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое
регулирование, осуществляемое
- определение
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление
минимального уровня их
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Органы регулирования
- любыми сделками, в результате
которых субъект естественной
монополии приобретает право
собственности на основные