Конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:32, реферат

Краткое описание

Конкуренция незаменимый атрибут механизма выгоды. Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».
Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

 

К числу негативных сторон можно  отнести:

 

1. придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства; 

 

2. ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого  распределения; 

 

3. ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и недогрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

 

В промышленно  развитых странах, где рыночные отношения  имеют давнюю историю, конкуренция  приобретает самые разные формы. В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или  оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих  предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части  улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости  от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

 

Неценовая конкуренция – это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

 

 

Глава 2. Влияние  конкуренции на рынок.

 

 

2.1.Общее влияние конкуренции  на развитие рынка.

 

«Конкуренция является движущей силой  рынка, она является его главным  механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция  требует рационального поведения  как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность»1.

Конкуренция не может функционировать  среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция –  это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие  сопротивление новому. Конкуренция  усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в  распоряжении общества, так, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения  ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями  так, чтобы получить определенный ассортимент  продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность  распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру  совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для  общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим     способом.

Вполне очевидно, что эти два  условия полностью    выполняются  в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так  как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у     фирмы появятся минимальные  издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет                произвести и продать большее  количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения  ресурсов, стоит заметить, что в  условиях чистой конкуренции руководящиеся  мотивом прибыли предприниматели  будут производить каждый товар  точно до той точки, в которой  цена и предельные издержки уравниваются. Это      означает, что ресурсы  в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения  ресурсов в конкурентной экономике:

1. отсутствие причины, по которой  конкурентная рыночная система  приведет к оптимальному распределению  доходов;

2. распределяя ресурсы, конкурентная  модель не допускает побочных  издержек и выгод или производства  общественных благ;

3. отрасль с чистой конкуренцией  может мешать применению лучшей  из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

4. конкурентная система не обеспечивает  ни широкого диапазона выбора  продуктов, ни условий для разработки  новых      продуктов.

 

 

 

 

 

2.2. Отрицательное воздействие несовершенной  конкуренции на рынок.

 

Совершенной конкуренции отводится  ведущая роль в создании экономических  стимулов, заинтересованности граждан  и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и  прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием  на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной  деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции  на рынок, заметим, что несовершенная  конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная  конкуренция не способствует повышению  эффективности использования ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего  к государственному монополизму, отрицательное  воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:

- единая общенародная зависимость;

- централизованная плановая система;

- малосубъектная система хозяйствования;

- централизованное распределение всех ресурсов;

- регламентированные связи по отраслевому признаку;

- централизованная система установления фиксированных                    цен;

- единство номенклатуры продукции во внешней торговле;

Эффективно развивать внешнюю  торговлю в условиях несовершенной  конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной  конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной  конкуренции выше, так как фирма  не стремиться к минимизации своих  издержек, ее продукт все равно  будет реализован, так как других альтернатив нет.

Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается  гораздо быстрее. Фирмы вынуждены  осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что  если одна фирма остановится на месте  и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.

 

 

2.3. Необходимость государственного  регулирования рынка.

 

Действительно, можно согласиться  с тем, что государственное регулирование  необходимо. Причем необходимо оно  по двум основным направлениям:

1. Защита конкуренции и препятствие монополизму;

2. Регулирование деятельности естественных монополий.

Реализация задачи защиты конкуренции  и препятствия монополизму предусматривает:

- анализ  сложившихся товарных рынков, поведения  на них предприятий и различных  их объединений, не являющихся  субъектами естественной монополии;

- формирование  необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной  конкуренции на рынках Российской  Федерации;

- установление  и поддержание единого экономического  пространства на территории Российской  Федерации;

- создание  системы государственного контроля  и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;

- создание  правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных  механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

- учет структуры  рынка при приватизации предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

- развитие  предпринимательства.

 

Процесс защиты конкуренции и препятствия  монополизму на рынках Российской Федерации  предусматривает учет следующих  общих требований:

- ориентация  на создание конкурентного рынка,  защиту прав и интересов потребителей;

- комплексность  решения задач демонополизации,  приватизации и структурной перестройки  экономики;

- дифференцированный  подход к объектам демонополизации  с учетом социальных интересов,  отраслевых (продуктовых) и региональных  особенностей;

- взаимосвязанность  решения проблем демонополизации  и развития конкуренции на  федеральном, отраслевом и региональном  уровнях;

- учет факторов  интеграции российской экономики  в мировую систему хозяйства,  открытости товарных рынков для  международной конкуренции в  сочетании с мерами по защите  отечественных товаропроизводителей;

- мониторинг  изменения структуры рынка и  соответствия программно-реализационного  механизма демонополизации и  развития конкуренции его структуре;

- обеспечение  гласности проводимых мероприятий  и их результатов.

Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов)  или их предельного           уровня;

- определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление  минимального уровня их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения  в полном объеме потребностей  в товаре, производимом (реализуемом)  субъектом естественной монополии,  с учетом необходимости защиты  прав и законных интересов  граждан, обеспечения безопасности  государства, охраны природы и  культурных ценностей.

   Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

В целях проведения эффективной  государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют, контроль за:

- любыми сделками, в результате  которых субъект естественной  монополии приобретает право  собственности на основные средства  или право пользования основными  средствами, не предназначенными  для производства (реализации) товаров,  в отношении которых применяется  регулирование в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  если балансовая стоимость таких  основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного  капитала субъекта естественной  монополии по последнему утвержденному  балансу;

Информация о работе Конкуренция в России