Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:22, реферат
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
1.1.Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики…………………………………………………………………………..5
1.2.Виды конкуренции……………………………………………..8
1.3. Естественная монополия…………………………………….17
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка………….20
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок………………………………………………………………………………22
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка…24
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1.Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………………….29
3.2. Развитие конкурентных отношений в современной
России……………………………………………………………………….…....31
3.3.Антимонопольное законодательство России…………….…36
3.4. Экономическая оценка современного состояния конкуренции……………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………….47
1. отсутствие причины,
по которой конкурентная
2. распределяя ресурсы,
конкурентная модель не
3. отрасль с чистой
конкуренцией может мешать
4. конкурентная
система не обеспечивает ни
широкого диапазона выбора
2.2. Отрицательное
воздействие несовершенной
Совершенной конкуренции
отводится ведущая роль в создании
экономических стимулов, заинтересованности
граждан и юридических лиц
в развитии производственных отношений;
гарантий безопасности в политической,
социальной, экологической, оборонной
и других сферах; разработке программных
и прогнозных документов, стратегии
действий долгосрочного и краткосрочного
характера с ориентированием
на соответствующие приоритеты; введении
необходимых ограничений
Рассматривая проблему
отрицательного воздействия несовершенной
конкуренции на рынок, заметим, что
несовершенная конкуренция
единая общенародная зависимость;
централизованная плановая система;
малосубъектная система хозяйствования;
централизованное распределение всех ресурсов;
регламентированные связи по отраслевому признаку;
централизованная система установления фиксированных цен;
единство номенклатуры продукции во внешней торговле;
Эффективно развивать
внешнюю торговлю в условиях несовершенной
конкуренции практически
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно- технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
2.3. Необходимость
государственного
Действительно, можно согласиться с тем, что государственное регулирование необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:
1. Защита конкуренции и препятствие монополизму;
2. Регулирование
деятельности естественных
Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает:
анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
формирование необходимых
организационно-экономических
Федерации;
установление и
поддержание единого
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание правовых
и организационно-
учет структуры
рынка при приватизации предприятий
в целях повышения
развитие предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
комплексность решения
задач демонополизации, приватизации
и структурной перестройки
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
взаимосвязанность
решения проблем
учет факторов интеграции
российской экономики в мировую
систему хозяйства, открытости товарных
рынков для международной конкуренции
в сочетании с мерами по защите
отечественных
мониторинг изменения
структуры рынка и соответствия
программно-реализационного
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к
системе российских магистральных
трубопроводов и терминалов в
морских портах при вывозе нефти
за пределы таможенной территории Российской
Федерации предоставляется
В целях проведения
эффективной государственной
Органы регулирования естественных монополий осуществляют, контроль за:
любыми сделками,
в результате которых субъект
естественной монополии приобретает
право собственности на основные
средства или право пользования
основными средствами, не предназначенными
для производства (реализации) товаров,
в отношении которых
Федеральным законом, если балансовая
стоимость таких основных средств превышает
10 процентов стоимости собственного капитала
субъекта естественной монополии по последнему
утвержденному балансу;
инвестициями субъекта
естественной монополии в производство
(реализацию) товаров, в отношении
которых не применяется регулирование
в соответствии с настоящим Федеральным
законом и которые составляют
более 10 процентов стоимости
продажей, сдачей в
аренду или иной сделкой, в результате
которой хозяйствующий субъект
приобретает право
Такое государственное
регулирование рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1.Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой.
Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболе жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.
В целях предотвращения
возможного злоупотребления доминирующим
положением коммерческими организациями
или ограничения конкуренции
федеральным антимонопольным
Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении
В случае, когда
коммерческие организации и некоммерческие
организации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, занимают доминирующее
положение и совершили два
или более нарушений
Решение о принудительном
разделении (выделении) коммерческой организации
принимается при наличии
возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального
антимонопольного органа о принудительном
разделении (выделении) коммерческих организаций
или некоммерческих организаций, занимающихся
предпринимательской
3.2. Развитие конкурентных
отношений в современной
В интервью 17 апреля
2000 года газете «Аргументы и факты»
Президент Российской Федерации
В.В. Путин сказал, что свою главную
цель он видит в использовании
уникальной возможности превращения
страны в благополучную и
Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.
Представляется, что
в настоящее время основная работа
по созданию конкурентной среды в
экономике России должны вести
Министерство образования России, Отделение
экономики РАН,
Министерство экономического развития
и торговли РФ, Министерство промышленности,
науки и технологии РФ, Министерство экономики
России, Госстандарт России и некоторые
другие структуры.
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме