Конкуренция и антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
исследовать роль государства на рынке труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы рынка труда 4
1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда 4
1.2 Основные элементы рынка труда 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда 7
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь. 9
2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь 9
2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь 11
2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь 12
3. Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь 15
3.1 Обеспечение эффективной занятости 15
3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных 18
3.3 Реформирование системы оплаты труда 19
3.3 Стимулирование повышения качества труда 21
3.4 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 220.65 Кб (Скачать файл)

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Все компоненты рынка труда в  совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей  силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса  интересов всех субъектов рынка  труда. [4, с.9]

 

1.3 Механизм функционирования  рынка труда

Важнейшим компонентом рынка труда  является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда.

На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени.

Взаимодействие спроса и предложения  показано на рис. 1.

Рисунок 1

Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и  работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта  зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям  такая ситуация невыгодна и они  сокращают прием рабочих, т.е. с  ростом заработной платы (цены труда) спрос  на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.

Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Пересечение  кривых спроса и предложения на рис.1 демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата) - цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения. При этом уровне цены труда достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка. [6, c. 52]

 

 

 

 

2. Особенности функционирования  рынка труда в Республике  Беларусь.

 

Формирование белорусского рынка  труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.

 

2.1 Динамика и  структура  занятости и безработицы  в Республике Беларусь

 

В  соответствии с законом РБ от  15 июня 2006 г. № 125-З, занятость – это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору;  являющиеся членами (участниками) юридических лиц;  зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;  выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу,  а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок. [9, cт. 2]

В 2011 г. в экономике республики было занято 4632,3 тыс. человек, что на 1% меньше, чем в соответствующем периоде 2010 года. В целом динамика занятости населения за период с 2005 года положительная (Приложение А, таблица А.1). В общей численности занятого населения 47,4% составляют мужчины, 51,9% - женщины. В государственном секторе экономики заняты 43,5% экономически активного населения, в организациях с частной формой собственности – 54,5% (в том числе в организациях со смешанной формой собственности с иностранным участием – 5,3%), в организациях с иностранной формой собственности – 2,0%. В течение последних 6 лет наблюдается уменьшение доли занятого в государственном секторе экономики населения, увеличения численности занятых на предприятиях с частной, смешанной формой собственности и иностранной формой собственности (Приложение А, таблица А.2). Организациями  (кроме субъектов малого предпринимательства

негосударственной формы собственности)  в январе-феврале 2012  г.  было

принято на работу 110,3 тыс. человек, в том числе  на дополнительно введенные

рабочие места  – 7,1  тыс., уволено по различным  причинам 117,4  тыс. человек.

Соотношение принятых и уволенных работников в январе-феврале 2012  г.  по республике составило 94% (в январе текущего года – 89,6%).  Из общей численности уволенных 7%  было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,3% –  в связи с сокращением численности или штата

работников, ликвидацией организаций. 

В целом уровень занятости в Республике Беларусь  достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране. [12, c.11]

В январе-феврале 2012 г. 54,1  тыс.  работников организаций (1,6% среднемесячной численности)  работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-феврале 2011 г. – соответственно, 37,2 тыс. человек и 1,1%). В феврале 2012  г.  по сравнению с январем 2012  г.  численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей  (днем),  уменьшилась на 30,8%  и составила 11,1  тыс.  человек,  численность работников,  которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя,  уменьшилась в 2  раза и составила 13,6  тыс.  человек.  Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в феврале 2012 г. были предоставлены 5,1 тыс. человек, или 37,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.(Приложение А, табл.А. 3).

Расширение масштабов вынужденной  неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2010 г. в пределах 0,7% экономически активного населения и к 2011 года снизить ее до 0,6%. Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к началу 2010 г. она незначительно возросла - до 43,5 тыс. чел., однако к началу 2012 года вновь стала снижаться – до 28,2 тыс. чел. [13, c.6] В структуре безработицы тенденция отражает мировую – преобладает женская безработица (в общей численности безработных в 2011г. женщины составили 54,1%). Различия в показателях безработицы для мужчин и женщин значительно сократились за период 2005-2011 лет, однако проблема женской безработицы по-прежнему остается важной. (Приложение А, таблица А.4) В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в 2011 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 38,5%. Из числа безработных, состоящих на учете на 01.01.2012, имеют образование: общее среднее – 37,6 процента, общее базовое - 11,0 процентов, профессионально-техническое – 24,9 процента, среднее специальное – 14,5 процента, высшее и послевузовское – 12 процентов. Нужно также отметить,  что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы.  По данным на 01 января 2012г. доля длительно неработающих граждан составила 16,3 % безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены  16,4%  в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г., 17,3% в 2006 г., 16,2 в 2010г.

Однако следует  отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду  причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых,  низкое пособие по безработице (в январе 2012 г. -  105 тыс. рублей, или 14,9% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. [15, c.94]).

Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в  неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны.  К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). [15, c.95]

Таким образом, нужно отметить, что  сегодня уровень занятости населения  в Беларуси  остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.  

 

2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь

Заработная  плата является одним из показателей  обеспечения достойного уровня жизни  граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение Б, рис. Б.1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2005 по 2011гг. в номинальном выражении в белорусских рублях и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах — 406 долларов — средняя зарплата достигла в 2010 году.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников

республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной

формы собственности) в январе-феврале 2012  г.  составила 2 921,3  тыс. рублей, в том числе в феврале – 2 964,2 тыс. рублей и по сравнению с январем 2012  г. увеличилась на 2,9%, или на 83,7 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-феврале 2012 г. по сравнению с январем-февралем 2011  г.  уменьшилась на 1,5%,  в феврале 2012  г.  по сравнению с январем 2012 г. - увеличилась на 1,4%.

В бюджетных организациях номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата в январе-феврале 2012 г. составила 2 577,2 тыс. рублей, в том

числе в  феврале – 2 636,1  тыс.  рублей и  по сравнению с январем 2012  г. увеличилась  на 4,8%,  или на 121  тыс.  рублей.  Реальная заработная плата в

январе-феврале 2012  г. по сравнению  с январем-февралем 2011 г. уменьшилась на 2,7%, в феврале по сравнению с январем 2012 г. – увеличилась на 3,3%.

В настоящее время имеет место  отраслевая диспропорциональность  заработной платы, что свидетельствует  об определенном несовершенстве ее регулирования. Наиболее высокий уровень заработной платы характерен для отраслей экономики, обеспечивающих процесс обращения денег и товаров, а также отраслей, в которых господствуют естественные монополисты. Речь идет о финансовой сфере, кредите и страховании, управлении, науке и научном обслуживании, геологии и разведке недр, информационно-вычислительном обслуживании, строительстве. Характеристики параметров средней заработной платы по отраслям (Приложение Б, рис. Б.2) Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня — и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве. 

Информация о работе Конкуренция и антимонопольная политика государства