Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:08, курсовая работа
Многообразие форм и методов конкурентной борьбы между субъектами рынка в значительной степени обусловливает действие рыночных законов. Кроме того, на наивысшем уровне развития стихийного рынка конкурентная борьба обусловила появление финансового и государственно-монополистического капитала, что коренным образом изменило условия ведения хозяйства как в отдельных странах, так и на международном уровне. Поэтому защита и сохранение конкуренции является необходимым условием существования мирового рынка.
Вступление…………………………………………………………………………3
Раздел 1.Конкуренция как основной элемент рыночной экономики……
1.1. Сущность и значение конкуренции в рыночной экономике…………
1.2. Экономический закон конкуренции и функции конкуренции. ……...
1.3. Положительные и отрицательные последствия конкуренции……….
Раздел 2.Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций………………………………………………………………………
2.1. Виды конкуренции по территориальному и отраслевому признакам…
2.2. Виды конкуренции по колличеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы……………………………………………………………
2.3. Виды конкуренции по методам конкурентной борьбы.
Раздел 3.Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика украины. методы регулирования конкуренции………………………………
3.1.Структура антимонопольного законодательства…………………………
3.2. Основные функции антимонопольного комитета украины……………….
3.3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Сама по себе конкуренция не является идеальной формой экономических отношений людей. Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.
Итак, в конкурентной системе ресурсы и конечные товары распределяются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше. А что делать тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму денежного дохода? Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога, другие — питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность, безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях проблем объективного характера.
Критики конкурентной системы отмечают также ее недостаточную способность в распределении экономических ресурсов отвечать требованиям социальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости.
Нельзя обойти вниманием еще одну проблему. Конкурентная система действительно создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении. Однако этот вопрос имеет и другую сторону. Конкуренция порождает заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств — чтобы они не достались конкурентам, в локализации их применения, в нераспространении в экономике новых технических, информационных, организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с ней совсем также нельзя.
Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.
Здесь начнем с констатации общепризнанного среди экономистов положения, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой формой экономических отношений. Это те области хозяйственной деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость конкуренции в экономике.
Естественная (законная, оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается обществом целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.
Что же это за субъекты, к монопольному положению которых государство проявляет такую лояльность? Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы живете, действовало бы несколько независимых предприятий по тепло обеспечению жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам клиентов.
Целесообразнее, экономически выгоднее отказаться в таком и подобных случаях от конкуренции.
Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще не близко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики государства по отношению к росту предприятий, их слиянию.
Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:
1. Горизонтальный рост. Это расширение объемов производства предприятия в рамках одной отрасли. Горизонтальное слияние фирм произойдет в случае, например, объединения двух сталелитейных предприятий.
2. Вертикальный рост.
Это расширение объемов
3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию.
Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям.
Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом купли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (например, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества).
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция. Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела- Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.
Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. Первый специальный законодательный акт по проблемам регулирования конкуренции был принят в 1992 г. — Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": таким признавалось положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара составляла более 35 %. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции и к такому субъекту государство имело право применять дополнительные ограничительные меры. В 1993 г. был принят Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины".
Что касается недобросовестной конкуренции, то таковой обычно признается распространение необъективной информации о характере и свойствах товара, способах его изготовления, качестве, пригодности к применению, использование без разрешения товарного знака, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия. Они должны соответствующим образом пресекаться государством, которое должно обеспечить использование только законных и честных методов ведения конкурентной борьбы.