Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.
Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38
В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть так же и классификацию олигополии.
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на [9]:
К плотным олигополиям
условно относят такие
Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на [4]:
Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии — это сталь, цветные металлы, строительные материалы.
Дифференцированные олигополии
формируются на основе выпуска продуктов
многообразного ассортимента. Они характерны
для тех отраслей, в которых
имеется возможность
Олигополистические структуры
могут формироваться как на региональном,
так и на местном уровнях
Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами [9].
Специфика олигополистической
структуры рынка обусловливает
особенности рыночного
Рассмотрим данные принципы [4]:
В реальной действительности в зависимости
от конкретно складывающихся обстоятельств
поведение конкурентов в
Рисунок 5. Ломанная кривая спроса олигополии
Сдержанный характер ценовой конкуренции связан, во-первых, со слабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания «войны» цен.
Наиболее изощренной формой
тайных сговоров являются так называемые
джентльменские соглашения, которые
заключаются в устной форме в
непринужденной обстановке за рамками
рабочего времени и которые весьма
трудно выявляются с целью предъявления
иска. Конечно, тайные соглашения о
ценах требуют от их участников взаимного
доверия и готовности пойти на
компромиссы и уступки, чтобы
добиться сбалансированности интересов
участников. Расхождения в издержках,
различие в целевых установках обусловливают
далеко не одинаковое рыночное поведение
олигополистов. В рамках тайных соглашений,
которые фактически блокируют ценовую
конкуренцию, могут развиваться
неценовые формы конкуренции, сопровождаемые
предоставлением скрытых скидок
и дополнительных услуг, улучшением
форм обслуживания клиентов, обеспечением
наилучшим послесбытовым
Лидерство в ценах —
это одна из форм рыночного поведения
олигополистов, при которой все
конкуренты на данном рынке следуют
в фарватере ценовой политики
ведущего или господствующего
Цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента.
Основываясь на всем выше сказанном
нужно так же отметить положительные
и отрицательные стороны
Положительная оценка олигополистических структур связывается прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. Олигополии обладают огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок [9].
Негативная же оценка олигополий определяется следующими моментами [4]:
В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии.
Рассмотрим некоторые наиболее важные и известные теории олигополии [8]:
Его модель основывалась на следующих предпосылках:
2) Модель ломаной кривой спроса.
Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.
Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и (или) распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик. Но картель - это группа фирм, следовательно, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.
Таким образом, олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой в реализации какого-либо товара лидирующие место занимает маленькое количество продавцов, а появление новых затруднено и практически невозможно. Классификация данного понятия разнообразна, неоднозначна и включает в себя не один пункт. Специфика олигополистической структуры рынка обусловливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования, а так же включает ряд важных принципов. Такое состояние рынка, как олигополия несет за собой положительные и отрицательные стороны ее проявления и вообще существования. Так же важным моментом в изучении олигополии являются теории, способствующие более глубокому пониманию проблем олигополии.
Антимонопольное законодательство представляет
собой комплекс правовых актов, направленных
на поддержание конкурентной среды,
является главным инструментом, ограничивающим
монополистическую деятельность и
недобросовестную конкуренцию. Созданию
полноценной конкурентной среды
в России, развитию рыночной экономики,
продвижению отечественных
Антимонопольное законодательство РФ
основывается на положениях Конституции
РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных
законах. Отношения, которые связаны
с защитой конкуренции, в том
числе с предупреждением и
пресечением монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции,
также регулируются постановлениями
Правительства РФ, нормативными правовыми
актами федерального антимонопольного
органа в случаях, предусмотренных
антимонопольным
Отправными в данном случае являются
положения Конституции РФ, в соответствии
с которыми в РФ гарантируются
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической
деятельности (ст.8), не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти - антимонопольный орган.
Таким образом, антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях [15]:
Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.
Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая
задача), антимонопольный орган
Пресечение монополистической
деятельности — собственно правоприменительная
деятельность антимонопольного органа
по выявлению фактов нарушения запретов
и иных ограничений, установленных
антимонопольным
Основные задачи и цели федерального
антимонопольного органа, а также
ответственность его