Однако даже в наше нелегкое
для производителей товаров время
можно выделить и ряд экономически
устойчивых предприятий, для которых
новейшие научные разработки в технологии
производства продукции уже не теория,
а практика. Среди лидирующих предприятий
легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская
промышленно-торговая фирма «8 Марта»,
ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО
«Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий
целенаправленно внедряют в производство
инновации, изменяют ассортимент товаров,
находят новые рынки сбыта. Для данных
предприятий характерен рост прибыли,
рентабельности: коэффициенты модернизации
качества прогрессивного обновления близки
к 1. Пока же большая часть производимой
предприятиями текстильной промышленности
продукции продается лишь на территории
своей республики.
С развитием рыночных отношений
все более ожесточенной становится
конкурентная борьба между фирмами.
Кто победит — за тем более
высокая прибыль, долгосрочная
выгодная сделка. Наряду с актуальностью
проблемы увеличивается и ее
значимость. Но как выработать, а
затем реализовать стратегию
конкуренции?
Рентабельность, несмотря на рост,
отстает от необходимой для расширенного
воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в
хозяйственном соперничестве, особенно
на внешнем рынке становится маловероятной.
За десять лет конкурентоспособность
отечественных предприятий снизилась,
финансовых возможностей для
улучшения ситуации не имеется.
Предпосылки для взаимовыгодного
сотрудничества с транснациональными
корпорациями не были созданы.
Тем не менее, у Беларуси
есть потенциал для благоприятного
развития.
Занимая в мире 0,15% территории, располагая
0.18% численности населения, республика
производит 11% мирового производства
калийных удобрений, 0,6 - химических
волокон и нитей, 0.15 - стали и
цемента. 1,3 - холодильников,
0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей.
0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна
0,4 - мяса в убойном весе. 1,1 % - молока.
Однако уже в ближайшие годы
эти резервы будут сокращаться,
а только внутренние накопления
не обеспечат требуемого наращивания
производственного потенциала, особенно
в части выпуска конкурентоспособной
на мировом рынке продукции.
Вхождение республики в мировую
экономику неизбежно потребует
ее вовлечения в процесс глобализации,
использования прямых иностранных
инвестиций и опыта транснациональных
корпораций.
Кризисные явления в Беларуси
не носят необратимого характера,
поскольку в определенной степени
сохранены потенциальная управляемость
экономическими процессами, а также экономический,
кадровый и интеллектуальный потенциал.
Отсутствие подлинной приватизации,
при которой появляется реальный
собственник предприятия, произведенного
продукта и дохода; превращение
ее в самоцель; административный,
распорядительно-принудительный характер
ее осуществления (наряду с
необоснованным разукрупнением) приводят
к деградации крупной промышленности,
разрушению технологических основ
того, что составляло базу научно-технического
потенциала страны, к формированию
новых монополистов.
1.2 Регулирование
конкуренции в РБ.
В Беларуси сложилась уникальная
сверхмононолизированная экономика, для
управления которой использовались особые
формы и методы. Искусственный монополизм
в таких условиях проявлялся как организационный
и ведомственный, т.е. как исключительное
право государства на администрирование
в лице соответствующих функциональных
ведомств и отраслевых министерств. Являясь
одной из форм проявления государственного
монополизма, он одновременно выступал
его воспроизводственной основой.
Вместе с тем известно, что
все существующие в республике
монополии являются государственными.
Поэтому представляется целесообразным
выделять искусственные -включающие
административные, или организационные,
монополии
(в форме министерств, концернов,
ассоциаций) и естественные - включающие
производственные, или технологические
(в форме чистой монополии н
олигополий ).
В белорусской экономике господствует
монополия государственной собственности
-по содержанию, по форме же она является
чистой монополией или олигополией (наличие
ограниченного числа производителей однотипной
продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной),
что обусловливает невозможность возникновения
конкурентной среды без изменения основ
и форм экономических отношений.
В Беларуси усиливается отраслевой
монополизм вследствие образования
межотраслевых монопольных структур.
Неплатежеспособность предприятий
ускоряет их кооперацию в процессе
приватизации. В настоящее время
возник монополизм денежного
капитала и банковских структур,
а также информационный монополизм.
Белорусским монополиям свойственны
негибкость, инерционность, низкая
экономическая эффективность, однообразие
принципов и методов хозяйствования.
Многие из них являются отсталыми в техническом
отношении и убыточными - в экономическом,
находятся в крайне тяжелом финансовом
положении, а некоторые - даже на грани
банкротства.
В республике отсутствует рыночная конкуренция
в сфере материального производства, но
появились ее гипертрофированные разновидности
в сферах товарного и денежного обращения,
услуг, среди предприятий общественного
питания, между государственным и негосударственным
секторами экономики, иностранными экспортерами
и белорусскими производителями.
Опыт стран с переходной экономикой
показывает необходимость демонополизации
экономики, изменения характера
управления предприятиями и формирования
конкурентных отношений путем
разгосударствления и приватизации,
развития малого и среднего
бизнеса, соответствующей протекционистской
политики, наличия рынка земли
и недвижимости, устойчивых денежной
и финансовой систем.
Несомненно, на уровень и интенсивность
конкуренции на белорусском рынке решающее
влияние оказывают, в частности, административные
запреты на вывоз и ввоз товаров в регион,
личные связи между частным бизнесом и
местными властями, приводящие к созданию
благоприятных, щадящих условий для отдельных
предприятий, что создает определенные
трудности для выхода на рынок для аналогичных
субъектов, не обладающих такими возможностями.
Сказываются и технические барьеры, навязываемые
многими ведомственными структурами (слишком
строгие санитарно-гигиенические нормы,
сложная процедура лицензирования, сертификации,
таможенного оформления и т.п.), и неразвитость
инфраструктуры рынка (систем информации,
стандартизации, сертификации, оценки
качества продукции, кредитно-финансовых
институтов, товарных бирж). К тому же в
стадии формирования находится нормативно-
правовая основа предпринимательства,
что замедляет осуществление деловых
операций и снижает эффективность конкурентных
усилий участников рынка.[4, с. 7]
Свобода экономических субъектов
в переходной экономике в значительной
мере условна, так как их
поведение предопределяется номенклатурными
корпоративными интересами. Характерным
для Беларуси является государственное
регулирование хозяйственной деятельности
предпринимателей путем объявления
все больших сфер бизнеса зонами
ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость
многих предпринимателей (прежних
директоров приватизированных госпредприятий,
новых менеджеров, возглавивших
коммерческие структуры) от чиновников
органов государственного управления,
имеющих возможности неограниченного
контроля за негосударственным бизнесом,
его разрешения или запрещения.
Органы государственной власти как
и прежде используют набор административно-командных
инструментов воздействия на деятельность
хозяйствующих субъектов, игнорируя законы
товарно-денежного обращения. К ним относятся:
«административное вмешательство в вопросы
ценообразования и сбыта продукции, регулярные
корректировки политики в области расчетов,
движения финансовых потоков и котировки
национальной валюты, запреты на регистрацию
и требования перерегистрации негосударственных
предприятий, что делает бизнес в нашей
стране практически непредсказуемым».
Преобладание административного вмешательства
подавляет экономическую заинтересованность
производителей, консервирует их технологическую
отсталость.
Характерными для Беларуси являются
разрешительный, а не уведомительный
принцип регистрации субъектов
хозяйствования, сложный механизм
лицензирования, регулирование хозяйственной
деятельности предпринимателей.
В 1995 г. была изменена система
лицензирования: на 25 единиц сокращено
количество лицензируемых видов
деятельности (оставалось 86), отменены
24 специальные решения правительства
по данному вопросу. Однако и в настоящее
время выдачу лицензий осуществляют более
40 государственных органов, а число лицензируемых
видов деятельности составляет более
100 .[3, c.102]
В ряде случаев происходит
усиление монополизма интегрированных
хозяйственных объединений, ограничение
самостоятельности входящих в
их состав предприятий, особенно
в тех структурах, которые созданы
на базе бывших министерств
и ведомств и наделены достаточно
широкими властно- распорядительными
полномочиями. Необходимо принятие нормативного
акта о государственных концернах, корпорациях
и других объединениях с четким определением
их правового статуса, задач, функции,
полномочии, особенно входящих в их состав
субъектов хозяйствования. Увеличилось
количество носителей монопольной власти.
Кроме государства (правительства, министерств
и ведомств), ряда организации (особенно
торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов,
монопольной властью обладают: управляющая
(административная) элита, включающая
и так называемую «вертикаль» - должностных
лиц, руководителей районного и областного
масштабов; промышленная элита (директорский
корпус), посредники, отдельные предприятия
- немонополнсты, руководители теневого
бизнеса.
В процессе сращивания управленческой
элиты государственных структур
с представителями частного предпринимательства,
в том числе теневого и мафии,
государственного и негосударственного
монополизма в переходной экономике
появилась новая разновидность
монополизма - государственно-частного,
сформировалась система экономических
отношений, субъекты которых стремятся
к достижению монопольной власти
в производстве и обращении,
других сферах деятельности .Возможности
формирования конкурентных рыночных отношений
ограничены частым вмешательством властей
в деятельность предприятий.
Примерами усиления государственной
монополистической практики являются:
государственная интервенция в
акционерные компании - введение
в
1997 г. «золотой акции», особого
права государства вмешиваться
в деятельность акционерных компаний,
принятие декрета о гарантиях
вкладов физических лиц в валюте,
дискриминирующий отдельные банки;
предоставление монопольных нрав
на экспорт шерстяных тканей
концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых
мерах по координации деятельности Национального
банка» (март 1998 г.) юридически закрепил
фактическое руководство правительства
денежно- кредитной политикой, установив
обязательность принимаемых им решений
для
Национального банка. Парламент
республики узаконил право Совета
Министров проводить единую денежно-кредитную
политику . Все это дало основание некоторым
авторам назвать Беларусь полигоном для
антиконкурентных действий правительства.
Демонополизация в Беларуси предшествовала
конкурентной политике. Если на Западе
сначала появились и развились рыночные
монополии, а затем началось их регулирование,
то в нашей экономике с самого начата акцент
был сделан на становление антимонопольного
регулирования в условиях отсутствия
рыночных монополий и конкуренции.
Демонополизация включает меры
по преодолению монопольных тенденций:
на уровне народного хозяйства
- ликвидацию тоталитаризма государственной
собственности и власти; на уровне
отрасли - устранение монополизма
министерств, ведомств и их
преемников (ассоциации, концернов
и пр.), упразднение их командных
функций; на уровне предприятий
- пресечение диктата производителя
(продавца).