Беларусь впервые приступила
к реализации этих мер после
принятия в
1992 г. первого в истории республики
антимонопольного Закона «О противодействии
монополистической деятельности
и развитии конкуренции»
(заметим, что в нем отсутствует
определение демонополизации экономики).
Специализированным органом, обеспечивающим
координацию и контроль за мерами
по ограничению и устранению злоупотреблений
монополистов, развитию конкуренции и
предпринимательства, является Министерство
предпринимательства и инвестиций, созданное
в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной
политике (ранее - Госкомитета по АМП).
Особенности антимонопольного регулирования
состоят в том, что
1) его становление происходит
в нерыночной экономике, находящейся
в кризисном состоянии;
2) оно осуществляется при высоком
удельном весе государственной
собственности и незначительных
размерах частного капитала;
3) ставит задачей не развитие,
а становление конкурентных отношений;
4) формально заимствует основные
подходы американского и западноевропейского
антимонопольных законодательств.
На Западе антимонопольное регулирование
было направлено на ослабление
господства монополий, в постсоветской
экономике - на ограничение государственного
влияния на рынки, ослабление
государственной монополии - монополии
государственной собственности
и власти, и прежде всего в
сфере управления. Но решение
этой проблемы сопровождается
усилением монополизма.
Цели, основные задачи, принципы
и подходы к демонополизации
нашли отражение в Комплексной
программе демонополизации народного
хозяйства
Противоречивость современной ситуации
заключается в том, что. с одной
стороны, антимонопольная политика и проводимая
демонополизация направлены на ограничение
монополизма, с другой стороны, попытки
решения этой проблемы вызывают его оживление.
Традиционные меры демонополизации экономики
не работают в условиях отечественного
сверхмонополизма. Демонополизация государственного
сектора экономики происходит не путем
осмысленного реформирования (государственного
регулирования монополии), а за счет постепенной
ликвидации крупных государственных предприятий
(объединений).
Как показала практика, в Беларуси
отсутствует подлинная приватизация
собственности, при которой появляются
реальные собственники предприятия,
произведенного продукта и дохода.
Приватизация необходима как
средство реструктурирования всей
системы управления экономикой,
стимул создания ее новой технологической
основы, позволяющей обеспечивать
высокую эффективность производства,
а также формирование рациональных
организационно-технологических комплексов,
структуру которых следует рассматривать
на государственном уровне. К
сожалению, в Беларуси пока
даже не созданы основательные
предпосылки для массовой приватизации,
допускаются серьезные просчеты
в методах и способах ее
проведения (чрезмерная унификация
и схематизация), нарастают разрушительные
процессы, активно пропагандируется
приватизация убыточных предприятий
(в развитых странах она исключена,
а в ряде стран Восточной
Европы ограничена).
Кроме этого, процесс становления
новых организационно-хозяйственных
структур в промышленности республики,
да и в экономике в целом,
практически носит искусственный
и формальный характер. В настоящее
время акционерными обществами,
концернами, холдингами, финансово-промышленными
группами, корпорациями и т.н.
в национальной экономике нередко
именуются структуры, далекие
по своим природе, статусу, содержанию
от подобных формирований в рыночной экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы,
принудительная
"добровольность" формирования, жесткая
централизация управления и финансовых
ресурсов, сравнительно небольшие
(по западным меркам) размеры и
количество структурных единиц,
административная и финансовая
зависимость от центрального
звена, отсутствие необходимого
научно-технического и производственного
потенциалов.
Созданные преимущественно в
непроизводственной сфере коммерческие
структуры малочисленны, сосредоточены
на распределении готового продукта,
не способствуют формированию
конкурентных отношений в производстве.
Отсутствие подлинной приватизации
приводят к деградации крупной
промышленности, разрушению технологических
основ того, что составляло базу
научно-технического потенциала
страны, к формированию новых
монополистов. - производителей промежуточной
продукции и Мингосимущества.[3, c.108]
Особенность белорусского антимонопольного
закона состоит в том, что
он направлен на устранение
монополизма на всех уровнях
и прежде всего в сфере управления.
Демонополизация в этой сфере
предполагает качественно новую
роль государства и его органов,
сокращение прямого государственного
вмешательства в экономику. В
третьей статье первого раздела
прямо указано па субъекты
закона — органы управления
и должностные лица. Подробный
перечень запрещенных антимонопольным
законом актов и действий органов
управления, ограничивающих права
хозяйствующих субъектов, дискриминирующих
отдельных из них, создающих необоснованные
препятствия для появления новых предприятий
на практике повсеместно игнорируется.
Вместе с тем большая часть
производственной деятельности
в стране контролируется государством.
Решения, принимаемые органами
управления, нередко носят антиконкурентный
характер, ведут к разделу рынков, дискриминации
негосударственных (особенно частных)
фирм, незаконному ограничению самостоятельности
предприятий, предоставлению необоснованных
льгот отдельным хозяйствующим субъектам,
что способствует усилению монополистических
тенденций.
Имеют место различные злоупотребления
среди чиновников, запреты на
отдельные виды коммерческой
деятельности, необоснованные отказы
на сертификацию товара, контрольно-проверочный
прессинг (местные власти и налоговые
органы проверяют, как правило,
фирмы, успешно конкурирующие
с государственными) и т.п.
Антимонопольное регулирование
в рыночной экономике сопровождается
уменьшением злоупотреблении со
стороны монополий, в национальной
экономике
- появлением новых видов монополий
и форм их проявления.
Анализ белорусских программ
демонополизации экономики и
антимонопольного закона, а также
итогов пятилетнего периода
их реализации показал, что в республике
произошла трансформация общественно-экономической
системы, выразившаяся в усилении монополизма
и криминализации бизнеса, приведших к
неэффективной экономике и отсутствию
рыночной конкуренции.
Сам антимонопольный закон, принятый в
1992 г., некорректен по содержанию и был
заранее обречен на неудачу при реализации,
ибо его статьи сформулированы таким образом,
что делают акцент не на становление конкуренции,
как указано в целевой функции, а на антимонопольное
регулирование (ст. 8, 9); рассматривают
конкуренцию в Республике Беларусь как
реально существующее явление. Этот парадокс
объясняется тем, что статьи закона заимствованы
из антимонопольных законов развитых
стран без учета того факта, что в белорусской
экономике отсутствовала реальная конкуренция
в ее классических видах и формах. Он недостаточно
отражает стимулирующие нормы, направленные
на появление конкурентных отношений,
которые в большинстве своем носят недобросовестный,
в том числе криминальный характер.
Эффективность антимонопольного
регулирования в Республике Беларусь
снижают слабая законодательная
дисциплина, развитие нелегитимных
экономических процессов, наличие диффузии
институтов, специфика субъектов антимонопольного
регулирования, бюрократизм и коррупция
в государственном аппарате. Антимонопольное
регулирование не позволило создать правила
поведения субъектов на рынках, защитить
права малых и вновь создаваемых предприятии,
обществ и товариществ от рыночной власти
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в детальном
анализе ситуации па товарных
рынках республики. Однако эта
работа осложняется состоянием
государственной статистики как с точки
зрения методологии, так и достоверности,
полноты предоставляемой информации.
В частности, отсутствуют данные о рынке
ценных бумаг, об уровне концентрации
капитала, движении акций, недостаточно
информации о монополизации экономики,
об объемах и структуре производства негосударственного
сектора экономики и др.
Отечественная статистика не
содержит многих необходимых
сведений, позволяющих провести
достаточно полный и всесторонний
анализ степени монополизации
экономики. Информационный голод
не уменьшается, а по ряду
позиций растет. Монополия на
информацию развивается вследствие
коммерциализации информационной
области. Без реформы системы
экономических отношений, соответствующей
институциональной среды антимонопольное
регулирование не может быть
эффективным.
Вместе с тем рыночная конкуренция,
заинтересованность в предпринимательской
деятельности и некоторые другие
условия ее возникновения в
белорусской экономике отсутствуют.
Более того, сохраняется и усиливается
государственный контроль над
экономикой, не тождественный государственному
регулированию. Государство и
его органы не осуществляют
регулирующие функции, а выступают
основными субъектами хозяйствования.
Именно в этом заключается
экономическая роль государства
как монопольного собственника,
что обусловливает формирование
естественной, искусственной, организационной,
технологической и экономической
монополии.
Государственный монополизм проявляется
прежде всего в сфере управления и обусловливает
монополизм хозяйствующих субъектов в
сфере как производства, так и обращения.
Становлению полноценной конкуренции
в республике препятствуют:
1. Кризис экономики, высокая инфляция,
финансовая нестабильность;
2. Искусственные административные
барьеры для новых хозяйствующих
субъектов, устанавливаемые республиканскими
и местными органами исполнительной
власти. Административными барьерами,
препятствующими входу на рынок,
являются условия регистрации
и выдачи лицензий, предоставления
помещений и земельных участков,
ввоза и вывоза продукции, дискриминационное
применение нормативных актов
в отношении негосударственных
предприятий и т.д. (Чиновники
допускают массовые злоупотребления
при регистрации предприятий,
запреты на виды коммерческой
деятельности, необоснованные отказы
на сертификацию товара, ценовую
дискриминацию негосударственных
предприятий, контрольно-проверочный
прессинг и т.п.);
3. Несовершенство и недостаток
статистической информации, инфраструктуры
поддержки предпринимательства;
4. Несовершенство законодательств,
касающихся собственности, инвестиций,
антимонопольного регулирования,
банкротства, систем регистрации
и лицензирования; редкое использование
процедур санации и банкротства.
(Власти часто не решаются ликвидировать
даже полностью убыточные предприятия,
считая их акционирование, слияние,
привлечение иностранного капитала
единственным выходом для них.)
5. Формальный характер акционирования
белорусских предприятий, отсутствие
открытого для всех рынка ценных
бумаг;
6. Создание концернов и холдингов
на базе бывших министерств,
что сохраняет и укрепляет
государственную монополию (особенно
в торговле и снабжении);
7. Отсутствие в госбюджете средств
для инвестиций; ограниченные кредитные
возможности коммерческих банков; незрелость
финансового рынка; отсутствие рынка земли,
институциональных инвесторов, значительного
капитала и низкая его мобильность.
К факторам, тормозящим становление
рыночных конкурентных отношений
в экономике переходного периода,
относятся:
- налоговая, кредитная, инвестиционная
и ценовая политика государства,