- длительные сроки окупаемости
капиталовложений,
- неплатежи,
- политика существующих на рынке
структур;
- неразвитость рыночной инфраструктуры;
- ограниченность ресурсов, отсутствие
навыков предпринимательской деятельности
у администрации негосударственных
предприятий, криминальные барьеры.
1.3 Меры по улучшению
конкурентной среды
в РБ.
Механизм создания эффективной
конкурентной среды на потребительском
рынке республики и повышения
ее уровня интенсивности должен
быть отрегулирован государственными
органами. Этот шаг не следует
рассматривать как возврат к
усилению методов административного
воздействия на субъектов рынка и созданию
торговых барьеров.
Для появления конкуренции в
Беларуси необходимы следующие
условия:
- полное обособление производителей
как собственников средств производства
и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей
однородной продукции (достигается
путем создания новых экономических
структур в монополизированных
отраслях), развитие малого и среднего
бизнеса, разукрупнение ассоциаций,
концернов и других объединений;
- заинтересованность субъектов
в предпринимательской деятельности;
экономическая свобода и полная
самостоятельность в производственной
и коммерческой деятельности
хозяйствующего субъекта (выбор
вида деятельности, организационных
форм, определение источников финансирования,
методов и структур управления
производством, сбытом и т.д.),
отсутствие диктата со стороны
правительства (государства);
- наличие рынка земли и недвижимости,
четких правовых норм, устойчивых денежной
и финансовой систем, стимулирующей налоговой,
кредитной, ценовой и внешнеторговой политики
(разумной протекционистской политики
государства в сфере внутреннего рынка,
осуществляемой путем введения временных
количественных ограничений импорта отдельных
видов продукции, специальных, антидемпинговых
и компенсационных пошлин);
- ликвидация барьеров для входа
на рынок новых хозяйствующих
субъектов;
- преодоление монополизма государственных
управленческих структур; контроль
за монополистической деятельностью хозяйствующих
субъектов и пресечение антиконкурентных
действий; государственное регулирование
естественных монополий; обеспечение
свободного доступа к информации о товарах
и ценах; превращение государственного
сектора экономики в действительного
конкурента. (Конкуренции не бывает при
отсутствии частной собственности. Следовательно,
становление конкуренции в трансформационной
экономике Беларуси диктует необходимость
обеспечения права собственности на средства
производства, на продукт и на доход, а
также многообразия форм собственности
и их равноправия. Негосударственные и
частично государственные экономические
структуры не должны охватывать лишь мелкое
производство и бизнес.)
Кроме этого, для повышения
конкурентоспособности белорусским
предприятиям необходимо решить
следующие задачи.
Совершенствовать маркетинговую
деятельность. В этих целях:
— проводить мероприятия по
совершенствованию организации
маркетинга
(создать службу или назначить
исполнителя по маркетингу; определить
должностные обязанности, разделить
полномочия, определить ответственность
и поощрение; провести переподготовку
кадров; при подборе кадров устанавливать
жесткие квалификационные требования
к образованию и специальности);
— осуществлять поиск рыночных
ниш, выявлять перспективные сегменты
рынка, проводить позиционирование
товара на рынке;
— выявлять потребности покупателей
и постоянно повышать конкурентоспособность
продукции, внедрять новые товары;
— проводить гибкую ценовую
политику, применяя разный уровень
цен на разных рынках, для разных
сегментов, применять систему
скидок;
— проводить анализ и осуществлять
поиск перспективных рынков и
каналов сбыта; осваивать внешние
рынки;
— осуществлять эффективную рекламную
кампанию, мероприятия по стимулированию
сбыта, направленные на формирование
покупательских предпочтений и
приверженности к предприятию
и его продукции.
Улучшать финансовое состояние
предприятия. В этих целях:
— разрабатывать мероприятия,
направленные на снижение затрат;
— ускорять оборачиваемость оборотных
средств:
— при выборе управленческих
решений проводить оптимизацию
затрат.
Совершенствовать менеджмент. В
этих целях:
— четко определять цели;
— выработать стратегии (общую
для предприятия, маркетинговую,
по элементам комплекса маркетинга,
по финансам, производству);
— совершенствовать организацию
управления предприятием,
— разработать систему мотивации
работников к эффективной деятельности.
Представляется, что решение этих
задач в комплексе позволит
повысить конкурентоспособность
отечественных предприятий как на внутреннем,
так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь,
позволит увеличить объемы экспорта и
поступления валютной выручки в Государственный
валютный фонд для решения таких задач,
как поддержка курса национальной денежной
единицы, погашение внешнего долга.
В условиях отсутствия конкуренции
конкурентная среда должна формироваться
поэтапно, начиная с появления
конкуренции между субъектами
и заканчивая формированием структурных
элементов по ее обеспечению.
На первом этапе происходит
становление конкуренции между
отечественными производителями
одной отрасли за рынки сбыта
и сырья, между банками —
за долгосрочное кредитование
производственных программ, между
торговыми организациями - за
установление связей с производителями.
На втором этапе формируется
межотраслевая конкуренция за
норму прибыли, происходит становление
нетоварных форм конкуренции
между концернами, холдингами, финансовыми
группами за финансовое лидерство.
На третьем этапе предусматривается
обеспечение равно-партнерских отношений
между отечественными и иностранными
производителями.
С нашей точки зрения, эти этапы
должны совпадать с этапами
развития рыночных отношений
в республике.
Роль государства как регулирующего органа,
сдерживающего монополистические тенденции
и поощряющего конкурентные отношения,
состоит не в запрете монополий как таковых,
а в создании системы мер, поощряющих состязательность
на рынке, стимулирующих деловую активность,
поддерживающих соблюдение принципа равных
возможностей.
Конкурентная политика - это совокупность
государственных мер, направленных
на создание и поддержку (развитие)
конкуренции. Ее проводят не
только развитые и развивающиеся
страны, но и государства с
трансформируемой экономикой. Принципами
такой политики в рыночной
экономике являются: эффективность,
справедливость, правовая защита
производителя (продавца) и потребителя.
Она направлена на стимулирование
эффективности и контроля в
экономике, предотвращение эксплуатации
более слабых участников рынка.
Основными
целями конкурентной политики в развитых
странах являются: обеспечение экономического
роста и международной конкурентоспособности
экономики, содействие техническому прогрессу,
контроль за деятельностью монопольных
субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных
предприятий. При этом главные стратегические
задачи государства заключаются в создании
законодательной основы конкурентных
отношений, а также нового хозяйственного
механизма, ориентированных на стимулирование
конкуренции.
Ведущие направления государственной
конкурентной политики сводятся
к разработке и совершенствованию
законодательства о конкуренции,
контролю над структурой рынка,
предотвращению злоупотреблений
рыночной властью, к стимулированию
предпринимательской деятельности.
Основными направлениями конкурентной
политики являются: разработка и
совершенствование законодательства
о конкуренции, контроль над
структурой рынка, предотвращение
злоупотреблений рыночной власти,
стимулирование предпринимательской
деятельности. В переходный период
важно создать необходимые условия
для ее появления. Во-первых, следует принять
законы, которые разрешают и стимулируют
предпринимателей открывать новые фирмы.
Во- вторых, процесс приватизации существующих
предприятий должен предусматривать создание
конкурентных рынков. В-третьих, важно
открыть внутренние рынки для иностранных
предпринимателей. И, наконец, необходимы
законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие
ценовые сговоры.
Высшим органам Республики Беларусь
предстоит принят пакет законов, обеспечивающих
гарантии полноправного чествования конкуренции
в отечественной экономике, а также защиты
ее от ведомственного произвола и разнообразных
под законных актов и инструкций, искажающих
(порой до неузнаваемости) смысл государственных
решений.
Становлению конкурентных отношений
в Беларуси могла бы способствовать
реализация механизма банкротства
субъектов хозяйствования, чья деятельность
признается экономически нецелесообразной.
Изучение зарубежного опыта реализации
конкурентной политики дает основание
считать, что в Беларуси также
необходимо проводить институциональные
преобразования - осуществить структурную
перестройку экономики, обеспечить
рациональное сочетание различных
форм собственности и эффективное
функционирование государственной,
снижение уровня монополизации
экономики и становление конкурентной
среды, финансовое оздоровление
страны и проведение земельной
реформы. Кроме того, следует реструктурировать
предприятия и создать рыночную
инфраструктуру, обеспечивающую функционирование
основных рынков в условиях
конкуренции и разумного антимонопольного
регулирований А главное - устранить экономические
основы
(условия) злоупотреблений доминирующим
положением и создать условия
для конкурентных отношений, для
чего необходимо:
1) выявить природу монополий и
их виды, а также возможности
субъектов, обладающих чрезмерной
экономической властью;
2) отказаться от тотального устранения
монопольных структур, подходить
дифференцированное к монополистам
и лишать монопольной власти
тех, кто не способствует прогрессивным
сдвигам в экономике, ее оздоровлению,
тормозит развитие НТП, допускает
расточительство, производит морально
устаревшую продукцию;
3) не столько реорганизовать функционирующие
монополии, сколько изменить окружающую
их экономическую среду; осуществить
разумную либерализацию национального
рынка, обеспечить развитие производственной
инфраструктуры (транспорта и связи);
стимулировать производство товаров-
субститутов и т.д.
Антимонопольному регулированию
в республике должны были предшествовать
принятие закона о конкуренции,
разработка законодательства о
ней, играющего важную роль
в формировании конкурентной
среды. Оно, как правило, включает
возведенные в закон «правила
игры», нормы поведения, регулирующие
взаимоотношения хозяйствующих
субъектов в сфере бизнеса.
При этом в условиях переходной
экономики должны преобладать
меры не столько ограничительного,
сколько стимулирующего характера,
направленные на становление
и развитие конкуренции. Необходима
разработка концепции и программы
государственной политики в области
конкуренции.