Конкуренция и монополия, за кем победа в национальной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:26, реферат

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как
они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в
целом.

Содержание

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РБ 4
1.1 Формирование конкурентной среды РБ. 4
1.2 Регулирование конкуренции в РБ. 8
1.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 14
ВЫВОДЫ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

     - длительные сроки окупаемости  капиталовложений,

     - неплатежи,

     - политика существующих на рынке  структур;

     - неразвитость рыночной инфраструктуры;

     - ограниченность ресурсов, отсутствие  навыков предпринимательской деятельности  у администрации негосударственных  предприятий, криминальные барьеры.

             1.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ.

 

      Механизм создания эффективной  конкурентной среды на потребительском  рынке республики и повышения  ее уровня интенсивности должен  быть отрегулирован государственными  органами. Этот шаг не следует  рассматривать как возврат к  усилению методов административного  воздействия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров.

      Для появления конкуренции в  Беларуси необходимы следующие  условия:

     - полное обособление производителей  как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

     - множественность производителей  однородной продукции (достигается  путем создания новых экономических  структур в монополизированных  отраслях), развитие малого и среднего  бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений; 

     - заинтересованность субъектов  в предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная  самостоятельность в производственной  и коммерческой деятельности  хозяйствующего субъекта (выбор  вида деятельности, организационных  форм, определение источников финансирования, методов и структур управления  производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со стороны  правительства (государства);

      - наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

     - ликвидация барьеров для входа  на рынок новых хозяйствующих  субъектов;

     - преодоление монополизма государственных  управленческих структур; контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения права собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)

      Кроме этого, для повышения  конкурентоспособности белорусским  предприятиям необходимо решить  следующие задачи.

      Совершенствовать маркетинговую  деятельность. В этих целях:

      — проводить мероприятия по  совершенствованию организации  маркетинга

     (создать службу или назначить  исполнителя по маркетингу; определить  должностные обязанности, разделить  полномочия, определить ответственность  и поощрение; провести переподготовку  кадров; при подборе кадров устанавливать  жесткие квалификационные требования  к образованию и специальности);

      — осуществлять поиск рыночных  ниш, выявлять перспективные сегменты  рынка, проводить позиционирование  товара на рынке;

      — выявлять потребности покупателей  и постоянно повышать конкурентоспособность  продукции, внедрять новые товары;

      — проводить гибкую ценовую  политику, применяя разный уровень  цен на разных рынках, для разных  сегментов, применять систему  скидок;

      — проводить анализ и осуществлять  поиск перспективных рынков и  каналов сбыта; осваивать внешние  рынки;

      — осуществлять эффективную рекламную  кампанию, мероприятия по стимулированию  сбыта, направленные на формирование  покупательских предпочтений и  приверженности к предприятию  и его продукции.

      Улучшать финансовое состояние  предприятия. В этих целях:

      — разрабатывать мероприятия,  направленные на снижение затрат;

      — ускорять оборачиваемость оборотных  средств:

      — при выборе управленческих  решений проводить оптимизацию  затрат.

      Совершенствовать менеджмент. В  этих целях:

      — четко определять цели;

      — выработать стратегии (общую  для предприятия, маркетинговую,  по элементам комплекса маркетинга, по финансам, производству);

      — совершенствовать организацию  управления предприятием,

      — разработать систему мотивации  работников к эффективной деятельности.

      Представляется, что решение этих  задач в комплексе позволит  повысить конкурентоспособность  отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга.

      В условиях отсутствия конкуренции  конкурентная среда должна формироваться  поэтапно, начиная с появления  конкуренции между субъектами  и заканчивая формированием структурных  элементов по ее обеспечению.

      На первом этапе происходит  становление конкуренции между  отечественными производителями  одной отрасли за рынки сбыта  и сырья, между банками —  за долгосрочное кредитование  производственных программ, между  торговыми организациями - за  установление связей с производителями.

      На втором этапе формируется  межотраслевая конкуренция за  норму прибыли, происходит становление  нетоварных форм конкуренции  между концернами, холдингами, финансовыми  группами за финансовое лидерство.

      На третьем этапе предусматривается  обеспечение равно-партнерских отношений  между отечественными и иностранными  производителями.

      С нашей точки зрения, эти этапы  должны совпадать с этапами  развития рыночных отношений  в республике.

      Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

      Конкурентная политика - это совокупность  государственных мер, направленных  на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не  только развитые и развивающиеся  страны, но и государства с  трансформируемой экономикой. Принципами  такой политики в рыночной  экономике являются: эффективность,  справедливость, правовая защита  производителя (продавца) и потребителя.  Она направлена на стимулирование  эффективности и контроля в  экономике, предотвращение эксплуатации  более слабых участников рынка.

    Основными целями конкурентной политики в развитых странах являются: обеспечение экономического роста и международной конкурентоспособности  экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных предприятий. При этом главные стратегические задачи государства заключаются в создании законодательной основы конкурентных отношений, а также нового хозяйственного механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции.

      Ведущие направления государственной  конкурентной политики сводятся  к разработке и совершенствованию  законодательства о конкуренции,  контролю над структурой рынка,  предотвращению злоупотреблений  рыночной властью, к стимулированию  предпринимательской деятельности.

      Основными направлениями конкурентной  политики являются: разработка и  совершенствование законодательства  о конкуренции, контроль над  структурой рынка, предотвращение  злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской  деятельности. В переходный период  важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во- вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

      Высшим органам Республики Беларусь  предстоит принят пакет законов, обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной экономике, а также защиты ее от ведомственного произвола и разнообразных под законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл государственных решений.

      Становлению конкурентных отношений  в Беларуси могла бы способствовать  реализация механизма банкротства  субъектов хозяйствования, чья деятельность  признается экономически нецелесообразной.

      Изучение зарубежного опыта реализации  конкурентной политики дает основание  считать, что в Беларуси также  необходимо проводить институциональные  преобразования - осуществить структурную  перестройку экономики, обеспечить  рациональное сочетание различных  форм собственности и эффективное  функционирование государственной,  снижение уровня монополизации  экономики и становление конкурентной  среды, финансовое оздоровление  страны и проведение земельной  реформы. Кроме того, следует реструктурировать  предприятия и создать рыночную  инфраструктуру, обеспечивающую функционирование  основных рынков в условиях  конкуренции и разумного антимонопольного  регулирований А главное - устранить экономические основы

     (условия) злоупотреблений доминирующим  положением и создать условия  для конкурентных отношений, для  чего необходимо:

     1) выявить природу монополий и  их виды, а также возможности  субъектов, обладающих чрезмерной  экономической властью;

     2) отказаться от тотального устранения  монопольных структур, подходить  дифференцированное к монополистам  и лишать монопольной власти  тех, кто не способствует прогрессивным  сдвигам в экономике, ее оздоровлению, тормозит развитие НТП, допускает  расточительство, производит морально  устаревшую продукцию;

     3) не столько реорганизовать функционирующие  монополии, сколько изменить окружающую  их экономическую среду; осуществить  разумную либерализацию национального  рынка, обеспечить развитие производственной  инфраструктуры (транспорта и связи); стимулировать производство товаров- субститутов и т.д.

      Антимонопольному регулированию  в республике должны были предшествовать  принятие закона о конкуренции,  разработка законодательства о  ней, играющего важную роль  в формировании конкурентной  среды. Оно, как правило, включает  возведенные в закон «правила  игры», нормы поведения, регулирующие  взаимоотношения хозяйствующих  субъектов в сфере бизнеса.  При этом в условиях переходной  экономики должны преобладать  меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера,  направленные на становление  и развитие конкуренции. Необходима  разработка концепции и программы  государственной политики в области  конкуренции.

Информация о работе Конкуренция и монополия, за кем победа в национальной экономике Беларуси