Конкуренция и монополия, за кем победа в национальной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:26, реферат

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как
они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в
целом.

Содержание

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РБ 4
1.1 Формирование конкурентной среды РБ. 4
1.2 Регулирование конкуренции в РБ. 8
1.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 14
ВЫВОДЫ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь.docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

      Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

      Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

      Антимонопольное законодательство  промышленно развитых стран, предназначенное  для условий превышения предложения  над спросом и призванное охранять  налаженную конкурентную среду,  не годится для условий тотального  дефицита и отсутствия конкуренции.  Решать вопрос о разрушении  давно сложившихся в республике  монопольных структур необходимо  на основе общей реформы собственности  и организации управления хозяйством.

      Из существующего опыта западного  антимонопольного регулирования  можно заимствовать лишь общую  идею необходимости борьбы с  негативными проявлениями монополии,  деформирующей рыночные отношения,  препятствующими развитию конкуренции,  а также некоторые технические  приемы. Республике

      Беларусь необходима своя концепция,  призванная не столько спасать  и защищать конкуренцию, сколько  создавать условия для ее возникновения,  способствовать формированию новых  производственных структур, лишенных  возможности злоупотреблять монопольным  положением на рынке; а также  предотвращать сговоры между  предприятиями, выпускающими однородную  продукцию с целью навязывания  своей воли потребителям, стимулировать  диверсификацию предприятий, развитие  малого бизнеса.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

 

      С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

     1. Конкуренция - эффективный, дешевый  метод экономического контроля.

      Они толкает производителя на  сокращение издержек производства, иен, увеличение объема сбыта,  па борьбу за потребителя и  улучшение качества.

     2. Государство играет активную  роль в регулировании конкуренции  в национальных границах, руководствуясь  общенациональными интересами. Именно  от государства во многом зависит  создание условий для благоприятной  конкурентной среды.

     3. В современных условиях важна  не столько ценовая конкуренция,  сколько конкуренция новых товаров  и услуг. Однако высокая степень  экономического риска сдерживает  немало производственников от  внедрения инноваций в производство.

     4. Несмотря па то что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.

      Можно также еще раз подчеркнуть,  что основу для решения проблемы  формирования конкурентной среды  создает политика государства  в этой области, а полученные  возможности уже в той или  иной мере реализуются на фирменном  уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

      Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

      Только в этом случае можно  ожидать от субъектов рынка  отказа от неэффективных, полулегальных  и недобросовестных форм конкурентного  поведения на рынке, повышения  цивилизованных и добросовестных  форм конкуренции на потребительском  рынке республики. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Атамалиева Л. ”Конкуренция и ее роль в работе предприятий. “ // “ФУА”. -

2000, №  9. с.31- 32

    2. Пыко В.Т. “Рыночная деятельность фирмы.” // “Вестник БДЭУ.”-2000, № 5. С. 21-25

    3. “ Экономическая теория ”// Гурко С. П. и др.- Мн., ИП Экоперпектива, 2001-637 с. 177-182

     4. “ Экономическая теория ”// Базылев Н.Н. - Мн., ИП Экоперпектива, 2001.-

538 с.

     5. “ Экономика.” Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.

 


Информация о работе Конкуренция и монополия, за кем победа в национальной экономике Беларуси