Консолидированный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении консолидированного бюджета Российской Федерации. Я считаю выбранную тему актуальной, так как на основе анализа консолидированного бюджета Российской Федерации можно судить о ситуации в стране в целом. В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Консолидированный бюджет: понятие, характеристика формирования доходов и расходов
1.1 Понятие и назначение консолидированного бюджета…………………..6
1.2 Общая характеристика формирования доходов и расходов консолидированного бюджета………………………………………………..11
Глава 2. Анализ расходов консолидированного бюджета РФ (на примере Краснодарского края)
2.1 Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края………………………………………………………………………………17
2.2 Расходы консолидированного бюджета…………………………………19
2.3 Анализ межбюджетных отношений………………………………………21
Глава 3. Формирование консолидированного бюджета РФ
3.1 Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ………….27
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложение……………………………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

консолидированный бюджет.docx

— 129.44 Кб (Скачать файл)

Важным документом в бюджетном  процессе является Бюджетное послание Президента РФ. Послание предусмотрено  ст.179 Бюджетного кодекса, оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее  марта года, предшествующему очередному финансовому году. Иными словами  послание на 2009 год должно быть направлено в марте 2008 года. Данный срок обусловлен тем, что работа над составлением проекта федерального бюджета в  соответствии с бюджетным кодексом начинается не позднее, чем за 10 месяцев  до начала очередного финансового года. Основное предназначение послания –  определение бюджетной политики на очередной финансовый год. Бюджетное  послание содержит итоги предшествующего  финансового года, задачи бюджетной  политики в области доходов и  расходов, межбюджетных отношений, управлении государственным долгом и в области  совершенствования управления финансами. [2]

 

1.2 Общая характеристика  формирования доходов и расходов  консолидированного бюджета

Доходы консолидированного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные  поступления и доходы целевых  бюджетных фондов. [5]

Налоговые доходы состоят  из следующих подгрупп:

  • налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

 Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

    • от нерезидентов;
    • от бюджетов других уровней;
    • от государственных внебюджетных фондов;
    • от государственных организаций;
    • от наднациональных организаций;
    • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных  фондов включают в себя следующие  целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный  фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный  фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный  фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и  воспроизводства водных биологических  ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. [12]

В свою очередь подгруппы  делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и  подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и  налог на игорный бизнес.

Расходы консолидированного бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Эти затраты  выражают экономические отношения, на основе которых, происходит процесс  использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. [22]

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Значит, расходы  бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды.

Экономическая сущность расходов консолидированного бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся  на текущие и капитальные. Текущие  расходы бюджета – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в  капитальные расходы. Эти расходы  являются преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета. [10]

Капитальные расходы бюджета  – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для  инвестиций в действующие или  вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

За последние годы, в  структуре расходов консолидированного бюджета РФ наибольший удельный вес  приходится на такие статьи расходов, как:

         1) обслуживание государственного долга;

2) национальная оборона;

3) правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

4) финансовая помощь бюджетам  других уровней;

5) международная деятельность.

Основные задачи в области  расходов:

- сократить число федеральных  целевых программ, обеспечить концентрацию  средств бюджета на наиболее  эффективных и социально значимых  проектах;

- снизить расходы на  содержание госаппарата;

- продолжить децентрализацию  инвестиционного процесса, расширив  практику государственного финансирования  проектов;

- повысить эффективность  использования ассигнований на  национальную оборону и оборонный  комплекс, концентрируя их на  решение социальных проблем и  перспективных научно-исследовательских  работ;

- снизить уровень детонации  отдельных регионов;

- усилить контроль над  исполнением бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное  финансирование расходов на науку,  культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ расходов консолидированного бюджета РФ на примере Краснодарского края

2.1 Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края

Консолидированный бюджет - объединенный бюджет территориальных  единиц, регионов, образующих единую административно-территориальную  совокупность (автономию, республику, государство). [7]

Консолидированный бюджет - свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, т. е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных  образований страны. Он используется для анализа показателей бюджетной  системы, в частности, при установлении нормативов от федеральных налогов  в бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований.

Консолидированный бюджет утверждается законодательным органом власти. Он представляет собой форму образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации  и местного уровня. Иногда в состав консолидированного бюджета включаются некоторые внебюджетные фонды. Советы министров республик в составе  России, исполнительные органы субъектов  Федерации также составляют консолидированные  бюджеты, представляющие собой своды  бюджетов соответствующих территорий. [25]

Составляющие доходной части:

  • ускоренное развитие базовых отраслей экономики края;
  • увеличение инвестиций в основной капитал;
  • рост эффективности налогового администрирования.

Налогооблагаемая база территорий.

1.Доходы бюджетов поселений:

  • налог на имущество физических лиц и земельный налог – 100%;
  • налог на доходы физических лиц – 10%;
  • единый сельскохозяйственный налог – 30%;
  • транспортный налог – 10%;
  • арендная плата за земли до разграничения собственности – 50%.

2. Доходы муниципальных  районов:

  • налог на прибыль – 5%;
  • налог на доходы физических лиц – 20%;
  • единый сельскохозяйственный налог – 60%;
  • единый налог на вмененный доход – 90%;
  • транспортный налог – 20%;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду – 40%;
  • арендная плата за земли до разграничения собственности – 50%.

3. Доходы городских округов:

  • сумма налогов (пункты 1 и 2);
  • арендная плата за земли до разграничения собственности – 80%.

Доходы консолидированного бюджета края на 2008 год и источники  его формирования:

Прогнозируемые доходы – 106,5 млрд. рублей, с приростом в 19% к 2007 году.

Консолидированный бюджет включает в себя:

- краевой бюджет;

- 426 бюджетов муниципальных  образований (бюджеты городских  округов, муниципальных районов,  городских и сельских поселений).

Динамика доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.) представлена на рис.2.

       Структура доходов консолидированного бюджета края на 2008 год представлена на рис. 3.

       Объем консолидированного бюджета края на 2008 год формируют в основном, налоги на доходы физических лиц, на прибыль предприятий и организаций, на имущество юридических лиц, земельный налог, акцизы и арендная плата за землю. Доходы краевого бюджета составляют 74,1% от общего объема консолидированного бюджета Краснодарского края на 2008 год.

Информация о работе Консолидированный бюджет