Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:49, контрольная работа
Как юридическая категория собственность это субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения. Здесь право собственности устанавливается законом правил. А эти правила определяют какими вещами может пользоваться то или иное лицо, какими оно может распоряжаться и правила определяют при каких условиях такое пользование, распоряжение возможно. Теоретический анализ собственности показывает, что она являет собой совокупность как экономических, так и правовых отношений в обществе. Собственность – это единство субъективного и объективного. Американские ученые-экономисты Кодз и Алчиан создали новую теорию собственности.
1. Собственность: понятие, формы собственности, процессы приватизации, национализации
1.1 Понятие, формы собственности………………….…………………3
1.2 Процессы приватизации, национализации……………………….5
2.Основные признаки и принципы рыночной конкуренции………10
3. Эластичность спроса и предложения
3.1 Эластичность спроса…………………………………………………15
3.2 Эластичность предложения…………………………………………19
Литература…………..………………………………………………………….
Преодолеть этот недостаток аукционных
торгов можно с помощью конкурсных
торгов. Конкурсные торги - это продажа
государственной собственности
частным лицам в соответствии
с требованиями и условиями, выдвинутыми
государством. Но проведение конкурсов
увеличивает текущие расходы (содержание
специальных комиссий), снижает доходы
(более низкая цена приватизации) и
требует более длительного
Приватизация в форме продажи
акций работникам предприятия означает
развитие рабочей акционерной
Приватизация не всегда сопровождается
продажей государственного имущества.
Нередко государственная
Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.
Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.
Национализация - переход в собственность
государства земли, промышленных предприятий,
банков, транспорта и другого имущества,
принадлежащего частным лицам или
акционерным обществам. Может осуществляться
через безвозмездную
Понятие «национализация» прежде всего, означает установление государственной собственности на определенную категорию объектов с одновременным недопущением частной собственности на подобного рода объекты. Но иногда понятие «национализация» употребляется для обозначения самого факта перехода права собственности на определенные объекты от частных лиц к государству. В этом смысле мы, например, говорим, что в октябре 1917 г. была произведена национализация земли в России.
Однако не всякий переход к государству имущества частных лиц означает его национализацию. Так, например, не будет означать национализации переход к государству имущества в порядке конфискации, в порядке реквизиции, в порядке наследования или иным гражданско-правовым способом, поскольку при этом не устанавливается принципа недопустимости права частной собственности на переходящие к государству объекты.
И, наоборот, каким бы способом ни приобрело государство то или иное имущество, но если установлено правило, что подобного рода имущество не может быть в частной собственности, то такое имущество одновременно с приобретением его государством считается национализированным. Так, например, если мы возьмем объекты, приобретаемые государством в порядке его производственной деятельности, то одни из них, которые не могут быть в собственности других лиц, помимо государства, как, например, здания и оборудование промышленных предприятий, считаются национализированными, а другие, которые могут быть отчуждаемы и другим лицом, как, например, предметы потребления, производимые на промышленных предприятиях, не являются национализированными.
2.Основные признаки и принципы рыночной конкуренции
Конкуренция является естественным атрибутом рынка. Конкуренция (от латинского слова «конкуро» — сталкиваться) — это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, реализации и приобретения товаров. Она является формой проявления активности продавцов и покупателей, направленной на реализацию их экономических интересов. Поэтому конкуренцию можно считать движущей силой рыночного процесса.
Рынок не мог бы функционировать, если бы в его экономике, кроме действия закона спроса и предложения, не было конкуренции.
Конкуренция – экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. Конкуренция побуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенности производства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой их реализации.
Экономическое соперничество обычно
приобретает такие формы, порождает
такие эмоции и страсти, к которым
в литературе вполне уместно применяется
выражение «конкурентная
Конкуренция полезна для общества:
стимулирует рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают сами потребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке.
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Полл Самуэльсон отметил, что конкуренция как сложный механизм непроизвольной координации производства через систему цен и рынков объединяет знания и действия миллионов индивидов. Тем не менее, система удовлетворяет первое требование, которое ставится перед любым социальным организмом – «способность выжить.
Вместе с тем конкуренция имеет и отрицательные черты: является одной из причин безработицы, прямо или опосредствованно влияет на неравномерное распределение доходов между разными группами населения приводит к разорению мелких товаропроизводителей способствует концентрации производства, отсюда – значительному обогащению крупных собственников может порождать монополию со всеми ее негативными последствиями.
Роль конкуренции как движущей силы экономики особенно видна благодаря ее мощным стимулам в развитии производства. Новаторское применение передовой техники и технологии, способствующее улучшению качества продукции и уменьшению ее себестоимости, обеспечивает предприятиям значительные преимущества перед конкурентами.
Конкуренция как один из важных элементов
функционирования рыночного механизма
возможна лишь при условии, что основная
часть товаропроизводителей – предприятий,
организаций, граждан – свободна
в своей хозяйственной
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец – для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции
есть независимость субъектов
Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве. Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.
1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, например, японские фирмы, осваивая новые зарубежные рынки) имеет смысл, поскольку победитель в ценовой конкуренции может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Однако этот путь опасен, поскольку ценовое соперничество может закончиться и обоюдным разорением конкурентов. Силовая/ценовая конкуренция преобладала до 20 в., пока фирмы были не очень крупными, а покупатели стремились, прежде всего, минимизировать свои расходы. В современном же рыночном хозяйстве преобладает неценовая конкуренция – конкуренция скорее за качество товара, чем за цену.
2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели. Завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» – сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребления.
3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений. Именно так организован, например, рынок автомобилей в США: сначала местные торговые центры собирают заявки от покупателей, желающих приобрести новые автомашины с какими-либо особыми характеристиками (скажем, с тонированными стеклами или с вмонтированным аудиоплейером), затем прямо на заводском конвейере собирают автомобили «под конкретного клиента», используя как стандартные, так и особые узлы и агрегаты.
4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха. Именно благодаря такой стратегии появляются принципиально новые товары или методы производства – конвейер, электрическая лампочка, шариковая ручка, вертолет, телевизор и т.д.
Все эти четыре метода конкурентной борьбы можно применять одновременно, однако обычно фирма делает ставку на какой-то один прием, используя другие как дополнительные. Наряду с перечисленными «честными» методами есть и многие «нечестные», запрещенные законом: промышленный шпионаж, коррупция, «черный пиар», торговое пиратство и др.
Конкуренция может вестись между
производителями не только одинаковых
или взаимозаменяемых товаров, но и
между фирмами совершенно не связанных
друг с другом отраслей. Поскольку
реклама стала одним из важнейших
условий реализации произведенных
товаров (у некоторых товаров
издержки рекламы составляют более
половины продажной цены), то производители,
например, «Кока-колы» и женских
колготок могут ожесточенно
Чистая (совершенная) конкуренция – это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Информация о работе Контрольная работа по "Основам экономической теории"