Контрольная работа по "Основам экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Как юридическая категория собственность это субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения. Здесь право собственности устанавливается законом правил. А эти правила определяют какими вещами может пользоваться то или иное лицо, какими оно может распоряжаться и правила определяют при каких условиях такое пользование, распоряжение возможно. Теоретический анализ собственности показывает, что она являет собой совокупность как экономических, так и правовых отношений в обществе. Собственность – это единство субъективного и объективного. Американские ученые-экономисты Кодз и Алчиан создали новую теорию собственности.

Содержание

1. Собственность: понятие, формы собственности, процессы приватизации, национализации
1.1 Понятие, формы собственности………………….…………………3
1.2 Процессы приватизации, национализации……………………….5
2.Основные признаки и принципы рыночной конкуренции………10
3. Эластичность спроса и предложения
3.1 Эластичность спроса…………………………………………………15
3.2 Эластичность предложения…………………………………………19
Литература…………..………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 101.15 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт  в одно и то же время, для чего необходимы:

  • неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
  • абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
  • абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
  • абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
  • абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
  • наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
  • отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Однако практически ситуации, когда  все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.

 

3. Эластичность спроса и предложения

3.1 Эластичность спроса

 

Способность спроса и предложения  адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Hачнем со спроса и прежде всего - с его реакции на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Hапример, подорожание коробка спичек с 1 коп. до 5 коп. (то есть в 5 раз) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший товар.

Графически различная ценовая  эластичность спроса на товар может  быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся  к бесконечности) графически будет  выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия (рис. 1).

 

                                                           Рис.1 

Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса. Степень  эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E, price elasticity):

 

 
 

Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед  коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).

Применение процентов при исчислении коэффициентов эластичности позволяет  исключить влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и так далее) на величину эластичности.

В случае линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от наклона к координатным осям эластичность спроса будет различной на разных участках (рис. 2).

При одинаковых абсолютных изменениях цен (  P) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса (  Qd), то есть  Q/  = const. Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке P' (В отношении  Q/:  P/при постоянных числителях первая дробь при движении к (·) P' увеличивается, а вторая - уменьшается). В нижней части графика ситуация обратная. Первая дробь уменьшается, а вторая увеличивается. В результате абсолютное значение коэффициента эластичности уменьшается, стремясь к 0 в точке Q'. И только в середине графика, в точке N (Q'/2;P'/) эластичность спроса будет равна единице.

 
 

 
                                                                  Рис. 2 

Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его  от других факторов (условий). К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:

 
            Ed=  Qd/Qd :  I/=  Qd/  ·I/Qd ,

 

где Qи I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.

 

Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если Ed> 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при Ed< 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < Ed< 1), второй необходимости (Ed= 1), и предметы роскоши (Ed> 1).

Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар «b»:

 
          Edab =  Qda/Qda :  Pb/Pb =  Qda/  Pb ·Pb/Qda .

 

Характер изменения спроса на товар «a» от изменения цены на товар «b» зависит от того, в  каком отношении друг к другу  находятся товары «a» и «b»:

если Edab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные прохладительные напитки);

если Edab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и бензин и т. п.);

если Edab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например, хлеб и цемент).

Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:

Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

  1. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
  2. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
  3. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.
  4. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
  5. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
  6. «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. д.

 

 

 

 

3.2 Эластичность предложения

 

Обратимся теперь к эластичности предложения.

Как и спрос, количество предлагаемого  на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и  прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и  эластичность спроса, колеблется в  пределах от 0 до бесконечности. При  тех же самых оговорках различную  степень эластичности предложения  можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения (рис. 3).

 
 

 
 
                                                      Рис. 3

 

Вертикальная линия соответствует  абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, - абсолютно  эластичному. Другие положения линии предложения будут характеризовать либо эластичное (при E> 1), либо неэластичное (при E< 1) предложение. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям. В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. Hа нижнем, наоборот, эластичность больше 1 (рис. 4).

 

 

     Рис. 4

 
 
     Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

       Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

  1. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.
  2. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе).
  3. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.
  4. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.
  5. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении  ценовых надбавок или скидок, производитель  должен улавливать те изменения, которые  происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в  ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание  ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных  решений.

Литература

 

1.Долан Э. и др.  Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. –  Ленинград., 1991

2.Долан Э. Микроэкономика. – СПб., 1993. – 479 с.

3.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.  В 2-х т. – М., 1992.

4.Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. – М.: Дашков и К, 2005.

5.Мельникова Н. А. Бюджетная и налоговая система в Республике Беларусь.Учебное пособие. – Минск: БГУ , 2005.- 262 с.

6.Самуэльсон П. А. Экономика. – М., 1993.

7.Экономика. Университетский курс / Под ред. П. С. Лемещенко, И. А. Лаврухиной, Н.А.Мельниковой. – Мн., БГУ, 2007 г.

8.Экономическая теория: Учебное пособие / В.Л. Клюня, Л.И. Дакуко, М.Л. Зеленкевич и др. / Под общей ред.  В.Л. Клюни, Л.И. Дакуко. – Минск: БГУ, 2002.

9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. -2-е изд., исп. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Основам экономической теории"