Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:49, контрольная работа
Как юридическая категория собственность это субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения. Здесь право собственности устанавливается законом правил. А эти правила определяют какими вещами может пользоваться то или иное лицо, какими оно может распоряжаться и правила определяют при каких условиях такое пользование, распоряжение возможно. Теоретический анализ собственности показывает, что она являет собой совокупность как экономических, так и правовых отношений в обществе. Собственность – это единство субъективного и объективного. Американские ученые-экономисты Кодз и Алчиан создали новую теорию собственности.
1. Собственность: понятие, формы собственности, процессы приватизации, национализации
1.1 Понятие, формы собственности………………….…………………3
1.2 Процессы приватизации, национализации……………………….5
2.Основные признаки и принципы рыночной конкуренции………10
3. Эластичность спроса и предложения
3.1 Эластичность спроса…………………………………………………15
3.2 Эластичность предложения…………………………………………19
Литература…………..………………………………………………………….
Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
Однако практически ситуации, когда
все эти условия присутствуют,
не может быть, поэтому не существует
свободного и совершенного рынка. Многие
реальные рынки функционируют по
законам монополистической
3. Эластичность спроса и предложения
3.1 Эластичность спроса
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Hачнем со спроса и прежде всего - с его реакции на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Hапример, подорожание коробка спичек с 1 коп. до 5 коп. (то есть в 5 раз) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший товар.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия (рис. 1).
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E, price elasticity):
Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).
Применение процентов при
В случае линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от наклона к координатным осям эластичность спроса будет различной на разных участках (рис. 2).
При одинаковых абсолютных изменениях цен ( P) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса ( Qd), то есть Q/ P = const. Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке P' (В отношении Q/Q : P/P при постоянных числителях первая дробь при движении к (·) P' увеличивается, а вторая - уменьшается). В нижней части графика ситуация обратная. Первая дробь уменьшается, а вторая увеличивается. В результате абсолютное значение коэффициента эластичности уменьшается, стремясь к 0 в точке Q'. И только в середине графика, в точке N (Q'/2;P'/2 ) эластичность спроса будет равна единице.
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:
EdI =
Qd/Qd :
I/I =
Qd/
I ·I/Qd ,
где Qd и I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если EdI > 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при EdI < 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < EdI < 1), второй необходимости (EdI = 1), и предметы роскоши (EdI > 1).
Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар «b»:
Edab =
Qda/Qda :
Pb/Pb =
Qda/
Pb ·Pb/Qda .
Характер изменения спроса на товар «a» от изменения цены на товар «b» зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары «a» и «b»:
если Edab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные прохладительные напитки);
если Edab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и бензин и т. п.);
если Edab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например, хлеб и цемент).
Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:
Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).
3.2 Эластичность предложения
Обратимся теперь к эластичности предложения.
Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения (рис. 3).
Вертикальная линия
Рис. 4
Помимо цены на эластичность
предложения влияют другие факторы:
Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.
Понятие эластичности, особенно
эластичности спроса, имеет прямое
отношение к ценовой политике
производителей. При установлении цены
на свой товар, а также при определении
ценовых надбавок или скидок, производитель
должен улавливать те изменения, которые
происходят на рынке и имеют какое-либо
отношение к изменению
Литература
1.Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – Ленинград., 1991
2.Долан Э. Микроэкономика. – СПб., 1993. – 479 с.
3.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. – М., 1992.
4.Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. – М.: Дашков и К, 2005.
5.Мельникова Н. А. Бюджетная и налоговая система в Республике Беларусь.Учебное пособие. – Минск: БГУ , 2005.- 262 с.
6.Самуэльсон П. А. Экономика. – М., 1993.
7.Экономика. Университетский курс / Под ред. П. С. Лемещенко, И. А. Лаврухиной, Н.А.Мельниковой. – Мн., БГУ, 2007 г.
8.Экономическая теория: Учебное пособие / В.Л. Клюня, Л.И. Дакуко, М.Л. Зеленкевич и др. / Под общей ред. В.Л. Клюни, Л.И. Дакуко. – Минск: БГУ, 2002.
9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. -2-е изд., исп. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.
Информация о работе Контрольная работа по "Основам экономической теории"