Контрольная работа по "Основам экономической теории "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Экономическая теория ( Э.Т.)– это наука об обществе, социуме; совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Э.Т. исследует наиболее общие сущес-твенные связи, необходимые причинные зависимости, внутренне присущие экономическим процессам развития ры-ночной и других типов экономики. Э.Т. изучает развитие способа производства и распределения, направления, использования результатов труда, отношения собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

микро.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

                                                                          

   ВОПРОС 1.   МЕТОДОЛОГИЯ  И  МЕТОДЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ.

 

      Экономическая теория  ( Э.Т.)– это наука об обществе, социуме; совокупность научных взглядов на экономические         системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности.  Э.Т. исследует наиболее общие сущес-твенные связи, необходимые причинные зависимости, внутренне присущие экономическим процессам развития ры-ночной и других типов экономики. Э.Т. изучает развитие способа производства и распределения, направления, использования результатов труда, отношения собственности.

      «Пять фундаментальных  экономических вопросов» – пять  вопросов, на которые каждая экономика должна дать ответ:

  • что производить
  • как производить
  • как распределить общий обьем произведенного
  • как поддерживать общую занятость
  • как обеспечить гибкость экономической системы

Э.Т. изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов.

   Э.Т. выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогнозтическую,идеологическую.                                                                                                                                                    Э.Т. должна ответить на ряд принципиальных вопросов:

  1. Что собой представляет экономическая система.
  2. Как функционирует экономическая система.
  3. Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества.

Предметом Э.Т. являются экономические отношения в обществе. « Предмет экономической теории  изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые наз- начения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребле- ния различных индивидов или групп общества.» -  Самуэльсон. 

  Специфика предмета предполагает  специфику методологии и методов  исследования.

                Методология – это система методов и приемов анализа при определенном филосовском подходе, научные спо-    собы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освящения экономического развития. В нас-   тоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает анализ обьективной ре-          альности в постоянной динамике, включая анализ внутренних связей, законов производства, распределения, обмена               и потребления; изучения и открытия объективных рациональных законов экономической цивилизации на основе це-лостного исследования экономической системы. В качестве инструментов используется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. « Э.Т. – это ящик с инструментами» – Барр.  Результатом исследования являются эконо- мические модели, графики, схемы.

        Методология  основывается на методах Метод  – это совокупность приемов, способов,принципов.В  отличие от    предмета науки  и ее методологии, которые характеризуются  тем, ЧТО исследуется, метод показывает  КАК  иссле- дуется.

         В  Э.Т. применяются разнообразные методы познания: позитивный, нормативный,научная абстракция, система-тизация фактов, эксперимент и многие другие.

         ПОЗИТИВНЫЙ  метод познания предполагает  формулирование знаний об экономике, законах развития эконо- мической среды. Это анализ фактов, данных, опыта, рыночных наблюдений с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.

          НОРМАТИВНЫЙ  метод основан на оценочных  суждениях людей относительно того, какой должна быть эко-номика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики, предполагает анализ практической дея-тельности человека с точки зрения принцпов максимальной эффективности. Подход нормативный, в противополож- ность  ДЕСКРИПТИВНОМУ подходу, выдвигает рекомендации: как должна быть устроена и как должна действовать изучаемая система, чтобы приносить пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов решения экстремальных задач, системных ситуаций и проблем.

           ИНДЕКСНЫЙ  метод – метод статистического  исследования, позволяющий с помощью  индексов соизмерять  сложные  социально-экономические явления  путем приведения анализируемых  величин к некоторому общему единст-   ву. В роли единства могут выступать: денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Этот метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменеие изучаемого явления.Используется        для парных, многосторонних и региональных сопоставлений.

           Метод  ИНДУКЦИИ –анализ частного, при  котором выводятся общие положения  и принципы.

           Метод  ДЕДУКЦИИ (гипотетический) – на основе  общих положений основываются  те или иные частности эко-номических объектов и процессов.

           Нельзя  рассмативать экономические категории  и законы, процессы и явления  как застывшие, неподвижные, вечные. Они изменяются, развиваются. Необходимо  выяснить как, почему и в силу  каких причин возникают экономи-ческие явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают.  ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ метод исходит из того,      что и в природе, и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему.

            Один из методов, активно используемый в Э.Т.,- метод  ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТ-НОМУ, ОТ СУЩНОСТИ К ЯВЛЕНИЮ. Это - метод исследования объекта, состоящий в переходе от абстрактного и одностороннего знания о нем ко все более конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении как системы

 научных определений, один из  основных принципов диалектики.

           АБСТРАКЦИЯ(отвлечение) позволяет не упустить сущность  и высветить ту причинно-следственную  связь,кото- рая дает возможность  управлять ситуацией.

            Однако и здесь нужна ОПТИМИЗАЦИЯ, то есть процесс выбора наилучшего варианта из возможных и процесс  приведения системы в наилучшее состояние.

            Общенаучные методы включают  в себя прежде всего метод  НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ. Это форма  познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свя- зей и свойств, от всего второстепенного и случайного, от несущественных сторон, свойств явлений и отыскании главно- го. Таким образом улавливается сущность явления. Абстракция- это исключение из экономического анализа не относя-щихся к предмету экономических и внеэкономических фактов. В процессе абстрагирования формулируются научные ка-тегории,то есть понятия выражающие отдельные или обобщенные стороны ( внешние или внутренние) предметов,явле-ний, процессов.

             Абстрактное мышление порождает  метод АНАЛИЗА и СИНТЕЗА, которые  относятся к общенаучным методам. АНАЛИЗ (разложение) – это расчленение  изучаемого объекто на элементы, каждый из которых подвергается  детально-  му изучению, выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются абстрактные определения, вы-ражающие сущность экономических явлений. Метод анализа – аналитический аппарат исследования экономических  процессов. В зависимости от степени глубины исследования взаимосвязей макро- и микроэкономики применяют раз-личные методы, способы, приемы. Наиболее часто используемыми методами являются: нормативный, балансовый, ин-дексный, структурный, моделирования, вариантный, системный. Методы связаны с моделированием системы взаимо-связей, характерных для рассматриваемого экономического процесса.В условиях компьютеризации привлекаются эко-номико-математические модели и соответствующие им статистические и математические методы.

             ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  моделирование – метод описания любого явления словами, графичес ки, таблицами, а также вывод закономерности его появления в математической форме.

              Анализ  МАКРОэкономический –  часть Э.Т.,исследующая экономику как целое, а также такие составляющие          ее важнейшие совокупности, как домохозяйство, бизнес, государственный сектор и т.д.. и использующая для этого обоб- щенные экономические показатели.

               Анализ МИКРОэкономический – исследует, во-первых, такие обособленные экономические еденицы, как от-расли, фирмы, и во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкурентные товары и услуги.

               Также различают ПОЗИТИНЫЙ и  НОРМАТИВНЫЙ анализ.

                ПОЗИТИВНЫ анализ исследует взаимосвязи  экономических явлений, как они есть.

                НОРМАТИВНЫЙ подход основан на  исследовании того, как должно  быть.

                Анализ неразрывно связан с  синтезом. Анализ и синтез находятся  в органическом единстве: анализом  начина-ется процесс раскрытия сущности, синтезом он завершается. Только путем анализа и синтеза можно проникать в суть явлений, формировать законы и закономерности, выявлять законы развития составных частей и общие законывсей сис-темы в целом.

                При  СИНТЕЗЕ происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, рас- крывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, выясняются противоречия между ними, намечаютс-я пути их устранения.

                 Проникновение в сущность экономических процессов, явлений обеспечивает единство ИСТОРИЧЕСКОГО     и ЛОГИЧЕСКОГО подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но  и      для обоснования тенденций развития, его этапов. Э.Т. должна показать явление в развитии, движении, то есть истори-  чески. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического раз-  вития, то есть логически.

                  Определенную роль среди используемых  методов играет  ЭКСПЕРИМЕНТ и  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  РЕФОР-  МЫ.   Экономический эксперимент – научно поставленый опыт в экономической области с целью проверки эффектив-  ности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента – доказательство правильности определенной гипо- тезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития.

                  Таковы основные методы и приемы  организации научного анализа.

 

 

 

ВОПРОС  2.  СТАНОВЛЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ.

 

                   Следует различать период предистории экономической теории (Э.Т.)  и формирование целостного, систем-       ного взгляда на экономические отношения общества.

       Различают следующие  этапы развития экономических  теорий:

  1. Возникновение.
  2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.
  3. Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

  1. Объективные потребности хозяйственной жизни.
  2. Социально-классовые конфликты и противоречия.
  3. Противоречия в развитии самой теории.

Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие функции – объяснительная, прогнозтическая, методологическая,

идеологическая, познавательная, практическая.

       Профессор императорского  Московского университета Чупров  в 1892 году писал: «Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшествинников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания на долю строителя редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не сла-гаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией или компромиссом».

       Э.Т. – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Первоначально взгляды на экономику воспроизводились исходя из простых представлений об экономике, свойственных натураль-ному хозяйству и зарождающихся товарных отношений. Главное различие между взглядами на экономику заклю-чалось в отношениях к натуральному и денежному хозяйству.

       Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделил и систематизировал такие две формы – экономика и «хремастика».Экономика по Аристотелю – это богатство как совокупность полезных вещей, а «хремастика» – бо-гатство как накопление денег. Только «хремастика» занималась исследованием движения богатства в денежной форме.

       Другая линия  в развитии экономических воззрений  уже связывала экономические  взгляды с социальной оцен-кой  экономических действий и мер. Важное место в учениях Фомы Аквинского занимает теория «справедливого обмена», «справедливой цены»: справедливой ценой он считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товаров, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему со-циальному положению. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отра-жает интересы класса феодалов и купечества.

       Однако древние  мыслители не создали законченных  систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической  науки связано с развитием  «буржуазного» способа производства. В позднее средневековье (ХVI-XVII вв) в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур, перехода от феодализма к капитализму.

       Меркантилизм (италь. Мерканто- торговля) в качестве высшей формы богатства рассматривал деньги, а уве-личение богатства – в увеличении суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли (А.Серра, Т.Мен, У.Стаффорд, А Монкретьен). Меркантилизм пытается решить проблемы первоначального накопления ка –питала и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.Также меркантилизм зани-мался решением проблем политики в колониях.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам экономической теории "