Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

экономич теория контрольная.docx

— 27.08 Кб (Скачать файл)

1.Охарактеризуйте основные виды валютных курсов.

Виды валютных курсов

Валютный курс - это стоимость  денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и  услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых  товарных рынках, а также стоимостных  показателей разных стран; для периодической  переоценки счетов в иностранной  валюте фирм, банков, правительств и  физических лиц. Курс национальной валюты может изменяться неодинаково по отношению к различным валютам  во времени. Так, по отношению к сильным  валютам он может падать, а по отношению к слабым - подниматься. Они подразделяются на 2 вида: плавающие  и фиксированные.

Плавающий курс валют значительно  колеблется по величине и зависит  от рыночного спроса и предложения  на определенный вид валют. На динамику плавающего валютного курса оказывают  сильное влияние центральные  банки стран, а также различные  временные рыночные искажения и  другие факторы.

Фиксированный курс валют  колеблется в узких рамках. Он определяется установленным соотношением денежных единиц разных стран.

Так же есть “кросс-курс”. Он представляет собой котировку двух иностранных валют, ни одна из которых  не является национальной валютой участника  сделки устанавливающего курс, например курс доллара к йене, установленный  немецким банком. Котировки кросс-курсов на различных национальных валютных рынках могут отличаться друг от друга.

Так же существуют реальный валютный курс, номинальный валютный курс и валютный курс поддерживающий постоянный паритет покупательной силы.

Реальный валютный курс –  это отношение цен товаров  двух стран, взятых в соответствующей  валюте.

Номинальный валютный курс –  курс действующий в настоящий момент времени на валютном рынке.

Валютный курс поддерживающий постоянный паритет покупательной силы – это когда номинальный и реальный курс совпадают.

Текущий курс, или курс спот - это курс наличной, т.е. кассовой сделки. По нему производятся расчеты в течение двух дней.

Критерий 

Виды валютного курса

1. Способ фиксации 

Плавающий

 

Фиксированный

 

Смешанный

2. Способ расчета 

Паритетный

 

Фактический

3. Вид сделок 

Срочных сделок

 

Спот-сделок

 

Своп-сделок

4. Способ установления 

Официальный

 

Неофициальный

5. Отношение к паритету  покупательной способности валют 

Завышенный

 

Заниженный

 

Паритетный

6. Отношение к участникам  сделки 

Курс покупки

 

Курс продажи

 

Средний курс

7. По учету инфляции 

Реальный

 

Номинальный

8. По способу продажи 

Курс наличной продажи

 

Курс безналичной продажи

 

Оптовый курс обмена валют

 

Банкнотный

5. Проанализируйте основные этапы развития международной экономической интеграции.

 Прежде чем говорить о сущности международной экономической интеграции необходимо дать определение понятию Интеграция.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами

2.1 Этапы экономической интеграции

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует  о степени ее зрелости:

зона свободной торговли,

 

таможенный союз,

 

общий рынок,

 

экономический союз и 

 

политический союз.

 

На каждой из этих ступеней устраняются  определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими  в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока  складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности  деятельности фирм и понижения государственных  расходов на таможенный контроль.

Сначала создается зона свободной  торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между  странами-участницами. Страны добровольно  отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в  отношениях с третьими странами они  выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние  тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей  двух тесно сотрудничающих стран, к  которым затем присоединяются новые  страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с  Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном  этапе.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного  блока переходят к таможенному  союзу. Теперь уже унифицируются  внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники  союза совместно устанавливают  единый тарифный барьер против третьих  стран. Когда таможенные тарифы в  отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран  вне зоны свободной торговли проникать  через ослабленную границу одной  из стран-участниц на рынки всех стран  экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать»  Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря  отсутствию внутренних пошлин, легко  перепродадут во Францию. Унификация внешних  тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать  на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного  интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного  союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают»  до таможенного союза.

 

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений  на перемещение из страны в страну различных факторов производства –  инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает  экономическую взаимозависимость  стран – членов интеграционного  объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА  приближается к нему.

 

Но и общий рынок  не является завершающим этапом интеграционного  развития. Для формирования единого  рыночного пространства мало свободы  передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей  силы. Чтобы завершить экономическое  объединение, надо еще выровнять  уровни налогов, унифицировать хозяйственное  законодательство, технические и  санитарные стандарты, скоординировать  национальные кредитно-финансовые структуры  и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к  созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

 

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться  предпосылки для высшей ступени  региональной интеграции – политического  союза. Речь идет о превращении единого  рыночного пространства в целостный  хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза  к политическому возникает новый  многонациональный субъект мирохозяйственных  и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов.

 

  1. 15 Охарактеризуйте значение государственного сектора для современной экономики.
  2. Государственный сектор – это комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам. Понятие «государственный сектор» означает весь комплекс различных форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ.

 

Роль и значение государственного (общественного) сектора в экономике  индустриально развитых стран различается  как по объему, так и по структуре. Традиционно минимальное значение имеет этот сектор в США (1 – 2% в  национальном доходе), в то же время  в Западной Европе его доля традиционно  значительна. Однако общей долговременной тенденцией является повышение роли и места этого сектора экономики, несмотря на некоторое сокращение его  доли. В мировой экономической  науке понятие госсектора связано  не столько с самой государственной  собственностью, сколько со всей совокупностью  форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может  выполнять свои функции. Например, государственный  бюджет нужен ему для перераспределения  доходов, финансирования выпуска «общественных  товаров». В сфере распределения  удельный вес государства очень  велик, а в производстве вмешательство  государства должно быть минимальным. Роль государства в странах с переходной экономикой (то есть осуществляющих переход от командно-административной системы к современной рыночной экономике) снижается.

 

Большой проблемой является эффективное функционирование этого  сектора, так как здесь возникают  хорошо известные из советской практики тенденции к снижению эффективности  и качества, что связано, с одной  стороны, с гораздо меньшим давлением  на эти предприятия рыночных сил, а с другой – с поддержкой государством (дотации, всевозможные льготы). В России, для преодоления монополизма  государственной собственности  с целью повышения эффективности  ее использования в 1992 году начался  процесс приватизации (или разгосударствления), то есть преобразования государственных  предприятий в предприятия других (негосударственных) форм собственности.  И тем не менее, государственный сектор существует в нашей стране до сих пор, как и в большинстве других стран. Однако, в смешанной (то есть современной рыночной)  экономике роль государства все-таки ограничена. Теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики впервые были изложены в работах английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

26Этапы развития интеграционных группировок.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить следующие: в Западной Европе — Европейский  союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ); в Северной Америке — Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА); в Азиатско-Тихоокеанском  регионе — Ассоциацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Евразии – СНГ; в Азии —  Ассоциацию государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН); в Латинской Америке  — Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) и “Меркосур”; в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК). В «третьем мире» есть несколько десятков региональных экономических союзов (Приложение 3), но их значение, как правило, относительно невелико.[11]

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно  условно подразделить на четыре этапа на примере конкретной группировки.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался  досрочным созданием таможенного  союза, сравнительно успешным формированием  единого аграрного рынка, вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего  рынка», были: постепенное устранение всех ограничений в торговле между  странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с  третьими странами; ликвидация ограничений  для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; создание валютного союза; унификация налоговой системы; сближение законодательства; разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок  была создана комплексная управленческая структура — Совет министров  ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский  суд, Европейский парламент.

 

Своей первой целью ЕЭС поставило  решение задачи создания общего рынка  товаров, капиталов, услуг и рабочей  силы стран-участниц. Для этого был  создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:

 

· ликвидированы торговые ограничения  во взаимной торговле стран-участниц

 

· установлен единый таможенный тариф  по отношению к третьим странам;

 

· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

 

· обеспечена свободная миграция рабочей  силы и свобода выбора места жительства.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"