Контрольная работа по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 23:15, контрольная работа

Краткое описание

1 Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства в эти процессы из российской практики.
Задача
Спрос на продукцию монополизированной отрасли описывается функцией QD=200-P а функция суммарных издержек имеет вид ТС=2,5Q2-10Q Определить: 1. предельный доход и предельные издержки при производстве 2 единиц продукции; 2. оптимальный объем выпуска для монополии; 3. по какой цене монополия будет продавать оптимальное количество продукции; 4. чему равна прибыль монополиста; 5. каково значение оптимального объема выпуска в отрасли при восстановлении в ней конкурентной среды; 6. по какой цене конкурентные фирмы будут продавать данное количество товара?

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 4 контрольная по Микроэкономике.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

Вариант 4

1 Целесообразно ли  государственное вмешательство  в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и  неудачного государственного вмешательства  в эти процессы из российской  практики.

Конечно, целесообразно, если не будет государственного  вмешательства, цены никто не будет контролировать, монополисты будут диктовать свои условия, от которых будет страдать только простой народ. Цены необходимо сдерживать (по крайней мере на лекарства, продукты питания первой необходимости, медицину, образование).

Примером  могут  служить:

+ Прямым государственным вмешательством  в этот процесс является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

+ В военных отраслях промышленности.

+ Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм.

+ Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от возврата налогов.

+ Контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину, не допустим рост цен.

+ Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и постово-телеграфных тарифов.

- Трудности рынка , что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей.

- Установления верхнего предела цены является снижение качества продукции.

- Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ.

- Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен.

- Особая сфера ценообразования - цены на жилье. С учетом выдачи государством жилищных субсидии происходит рост цен за м2 .

2 Объясните, почему в условиях монополистической конкуренции фирма часто предпочитает неценовую конкуренцию ценовой?

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного  сбивания  цен  на данную  продукцию.  При  этом  широко  используются  ценовая  дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам  и эти различия не оправданы  различиями  в  издержках.  Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

              . продавец должен быть  монополистом  или  обладать  некоторой степенью  монопольной власти;

              . продавец должен быть способен  выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность  платить за продукт;

              . первоначальный покупатель не  может  перепродать  товар  или  услугу.

Ценовая дискриминация часто применяется при оказании услуг (услуги врача, адвоката и  т.  п.),  при  оказании  услуг  транспортировке  продукции;  при реализации товара, которой не подается перераспределению с одного  рынка  на другой  (транспортировка  скоропортящихся  продуктов  с  одного   рынка   на  другой).

Неценовая   конкуренция   проводится,   главным   образом,    посредством  совершенствования качества продукции  и  условий  её  продажи,  «сервизации»  сбыта.  Повышения   качества   может   осуществляться   по   двум   основным  направлениям:

первое – совершенствование технических  характеристик  товара; 

второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. 

Неценовая конкуренция  посредством  совершенствования  качества   продукции   получила  название конкуренции по  продукту.  Этот  вид  конкуренции  основывается  на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем  выпуска  новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой  модели,  либо  представляют её модернизированный вариант. Конкуренция, основанная  на  совершенствовании качества,  носит  противоречивый  характер.  С  одной   стороны,   повышения  качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта;

с  другой – «качество» –   это  субъективная  оценка,  которая  открывает  возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем совершенствования  сбыта  продукции  получила название конкуренция по условиям продаж. Этот вид  конкуренции  основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.  Сюда  входит  воздействие  на потребителя через рекламу, совершенствование  торговли,  установление  льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в  процессе  его эксплуатации.

3 Ценовая дискриминация предполагает  реализацию одного и того же  товара по разным ценам:

А) в различных регионах страны;

Б) в зависимости от сезонности;

В) в зависимости от эластичности спроса отдельных групп покупателей;

Г) в зависимости от издержек производства и транспортировки;

4 Выберите правильный ответ. Какое из следующих утверждений относится к характеристике неэластичного спроса:

А) имеется большое количество товаров-заменителей;

Б) потребители расходуют на товар значительную долю своего бюджета;

В) товар не является для потребителей предметом первой необходимости;

Г) товар является для потребителей предметом первой необходимости;

5 Выберите правильный ответ. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняется:

А) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;

Б) кривые средних и предельных издержек имеют U – образную форму;

В) фирма находится в равновесии, когда её предельных доход равен предельным издержкам;

Г) кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия

6 Решите задачу

Даны функции спроса и предложения товара: QD=15-3Р QD= -5+2Р Производство данного товара субсидируется из бюджета в размере 2 рубля за единицу. Определить: 1. равновесную цену и равновесное количество товара до и после введения субсидии; 2. общую сумму расходов на субсидирование товара; 3. как и насколько изменится потребительский излишек после введения субсидии.

Решение:

На основании условий, при введении дотации формула предложения будет иметь следующий вид:

Qs =  5 + 2 ( Р + 2)

Уравнивая это выражение со спросом, который мы полагаем неизменным, получаем:

- 5 + 2 (Р+2) = 15 – 3 Р

- 5 + 2Р +4 = 15 – 3Р

5Р = 16 : 5

Р= 3,2 – равновесная цена

Qd = 15 – 3 * 3,2 = 15 – 9,6 = 5,4

Qs = - 5 + 2 * (3,2 + 2) = - 5 + 10,4 = 5,4

Qd = Qs = Qe

Qe = 5,4

5,4 * 2 = 10,8

Таким образом, общая сумма расходов бюджета на субсидирование товара 10,8 руб.

После введения субсидий потребительский излишек увеличится.

7 Задача 

Допустим, что вы решили заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сфере частного извоза (частное такси). Стоимость бензина в месяц 450 руб, цена вашего авто, который будет использоваться в течение 5 лет, составляла 10 тыс.руб. Авто не нуждается в ремонте, и его ликвидационная стоимость = 0. Предположим, что ваш доход от извоза составит 2 тыс.руб. в месяц. Налог на прибыль составляет 35%. Работая на заводе, вы получали бы 1 тыс.руб. в месяц при подоходном налоге 13%. Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль в год. Есть ли смысл начинать свое дело?

Решение

При занятии частным извозом бухгалтерские затраты за год составят:

10000 * 1/5 (амортизационные отчисления) + 450 * 12 (бензин) = 7400 руб.

Общая прибыль равна 2000 * 12 – 7400 = 24000 – 7400 = 16600 руб., таким образом, чистая прибыль равна 16600 – 0,35 * 16600 = 16600 – 5810 = 10790 руб.

Если остаться на заводе, то получим на руки за год

12 * 1000 = 12000 руб.

12000 * 13 % = 1560 руб.

12000 – 1560 = 10440 руб.

Таким образом, при занятии частным бизнесом экономическая прибыль будет равна 10790 – 10440 = 350 руб.

Таким образом, имеет смысл начинать свое дело.

8 Задача 

Компания имеет следующие показатели производственной деятельности за год: совокупный объем продаж Q=100 тыс.ед. Рыночная цена Р= 1,5 ден.ед. Суммарные издержки производства ТС = 160 тыс.ден.ед. Средние постоянные издержки AFC=0,2 ден.ед. Оценка перспектив рыночного спроса и рыночных цен не выявила возможности улучшения ситуации на рынке и руководство фирмы принимает решение о закрытии производства. Что можно сказать о правильности решения на основе имеющихся данных? Вывод сделать на основании полных расчетов.

Решение

TR=P*Q=100000*1,5=150000 ден.ед.

FC=0,2*100000=20000

ATC=160000/100000=1,6

VC=160000-20000=140000

общий убыток:

TR – TC = 150000 – 160000 = -10000 ден.ед.

Таким образом, по привлекательности можно отметить, что данный рынок не привлекателен, т.к. он убыточен.

9 Задача 

Функция спроса на продукцию фирмы, обладающей монопольной властью имеет вид: QD= 20-2Q МС=АТС=4 Чему равен коэффициент эластичности спроса по цене, если фирма ищет максимум прибыли?

Решение:

Составим уравнение 4/Q + 20 – 2Q

Коэффициент эластичности спроса на продукцию фирмы по цене равен - 2. (Ed= 2)

10 Задача 

Спрос на продукцию монополизированной отрасли описывается функцией QD=200-P а функция суммарных издержек имеет вид ТС=2,5Q2-10Q Определить: 1. предельный доход и предельные издержки при производстве 2 единиц продукции; 2. оптимальный объем выпуска для монополии; 3. по какой цене монополия будет продавать оптимальное количество продукции; 4. чему равна прибыль монополиста; 5. каково значение оптимального объема выпуска в отрасли при восстановлении в ней конкурентной среды; 6. по какой цене конкурентные фирмы будут продавать данное количество товара?

Решение

а) MR=(TR)'=(P*Q)'=((304-2Q)*Q)'=(200Q-2Q²)'=200-4Q  следует при Q=10  MR=264

MC=4+16Q следует при Q=2 MC=164

б) Оптимальный выпуск в условиях монополии достигается при MR=MC

200-2Q=4+16Q   Q=11

в) Р=200-2Q следует P=200-22=178

г) Прибыль=TR-TC=178*11-(302,5- 10 * 11)=1765,5

д) в условиях конкуренции P=MC, следует  200-2Q=4+16Qследует Q=14

е) P=200-2*14=172

11 Покажите на графике ситуацию долгосрочного равновесия для фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции.

Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LAC. Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в длительном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних затрат. И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия.

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (напомним, что последняя равна минимуму средних затрат). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар "лишние" деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства (см. лекцию 26, раздел 4). В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних затрат, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, так что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль.

Информация о работе Контрольная работа по «Экономической теории»