Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:57, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике широко используются кредитные отношения, поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах с целью получения дохода.
Кредит происходит от латинского «кредитум» (ссуда, долг). В то же время переводится как «верую», «доверяю». В широком смысле слова - и с юридической, и с экономической точки зрения - кредит - это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде.

Содержание

1.Реферат на тему «Сущность и принцип кредитования»...................
2.Контрольные вопросы……………………………………………….….…..21
3.Тест………………………………………………………………………......…39
4.Список используемой литературы…………………………………....……42

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая контр экономическая теория.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)
  1. Система экономических интересов и возможные пути ее формирования.

Развитие экономики  России и формирование новых экономических  отношений происходит в условиях обострения противоречий экономических  интересов. Успехи на пути экономического регулирования, а также неудачи  на этом пути тесно связаны с тем, в какой мере разрешаются противоречия в системе экономических интересов и каким образом достигается их согласование. Если внимательно проанализировать любую неудачу в социально-экономической политике, то оказывается, что это результат столкновения противоречивых экономических интересов и недоучёта их при принятии и реализации решений. Так обстоит дело и с процессами приватизации государственной собственности, и с либерализацией цен, и с монетизацией льгот, и с провалами в административной реформе, и с проектами реформирования жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, науки, образования, здравоохранения, и с другими социально-экономическими реформами. Проблемы реформирования естественных монополий, борьбы с криминализацией и бюрократизацией в экономике не решаются или решаются частично из-за противодействия со стороны различных элитных групп, руководствующихся своими частными интересами. Когда многими авторами указывается на необходимость институционализации экономических взаимодействий, на роль институтов в регулировании экономического развития, на необходимость «выращивания» (термин Г.Клейнера) институтов, адекватных специфике экономики России, то это не вызывает возражений. Однако нельзя не заметить, что сами процессы институционализации, формирования институтов зависят от соотношения сил в реализации противоречивых экономических интересов. Правила игры, правила, которыми регулируются экономические взаимодействия и ограничивается поведение экономического субъекта, не будут установлены, а если и будут приняты, не станут соблюдаться, если не достигнуть необходимого согласования экономических интересов.

Поэтому возможно более  глубокое исследование системы экономических  интересов служит необходимой предпосылкой успешного решения проблем развития экономики и его институционального обеспечения. Достаточно большое количество учёных-экономистов посвятили свои исследования проблематике экономических интересов. В той или иной степени вопросы о роли экономических интересов, проблемы о взаимосвязях и противоречиях экономических интересов общества и государства, степени отражения частных и групповых экономических интересов в политике государства исследовали Дж.Бьюкенен, Т.Веблен, Т.Гоббс, Дж.Кейнс, П.Козловски, К.Маркс, Дж.Милль, Д.Норт, В.Ойкен, М.Олсон, Э.де Сото, А.Смит, О.Уильямсон. Проблематика экономических интересов представлена в научных разработках отечественных экономистов - Л.Абалкина, РХвелесиани, С.Глазьева, О.Иншакова, Г.Клейнера, О.Мамедова, Р.Нуреева, А.Олейника, Ю.Осипова, В.Тамбовцева, АШаститко. Разные аспекты согласования экономических интересов в своих трудах рассматривали экономисты отечественной школы: В.Бернацкий, Б.Гершкович, А.Даниелян, О.Запускалова, И.Козлов, А.Кусжанова, Т.Осин, В.Соколов, А.Ханипов, НЛернецова, А.Шапошников, В.Юрьев а также зарубежные учёные - Э.Аткинсон, М.Вебер, Дж.Стиглиц, Г.Таллок, Дж.Уилли, Ф.Хайек, А.Хиршман, ПШерман, Ф.Энгельс.

Однако многие стороны  в процессах формирования системы  экономических интересов и противоречий в них (в особенности применительно  к условиям экономики современной России), путей их согласования исследованы явно недостаточно. Мало изучен характер этих противоречий на разных уровнях экономической системы. Требуется анализ природы и противоречий экономических интересов индивидов, социальных групп, элит, фирм, корпораций, общества, регионов, государства. Учитывая широту проблематики и сравнительно большую разработанность её на микроуровне - на уровне индивида, стремящегося к максимизации потребности, и на уровне фирм и корпораций при определении ориентации их на максимизацию прибыли, а также при анализе экономического поведения внутри фирмы или корпорации её собственников, менеджеров, наёмных работников, мы в своём диссертационном исследовании сосредотачиваем внимание на выявлении природы экономических интересов и определении путей их согласования на уровне страны в целом и её регионов. И здесь, прежде всего, встаёт проблема разрешения противоречий между экономическими интересами общества в целом, страны, её населения, то есть национальными интересами, с одной стороны, и интересами государства, призванного представлять и защищать национальные экономические интересы, но имеющего и свои собственные, в разной степени несовпадающие с интересами общества, с другой стороны. Применительно к региону страны эта проблема трансформируется в проблему противоречий и путей согласования экономических интересов при взаимоотношениях между федеральной и региональной властью, между экономическими интересами региональной власти и населением региона, которые делегировали региональной власти представление и защиту своих экономических интересов.

Экономическое стимулирование выступает фактором, определяющим целенаправленные действия, средством, с помощью которого один из субъектов интереса воздействует на другой, для чего используются разнообразные экономические формы, включая ценообразование, заработную плату, кредитование, управление, налогообложение и другие.

Экономические интересы существуют в виде определенной системы, что обусловлено рядом факторов: народнохозяйственными, характеризующимися интересами субъектов при сложившейся системе разделения труда; государственными, выражающимися в общей системе права, выявления и согласования интересов; этносоциальными, которые проявляются в единых стереотипах поведения, приоритетах развития в общественном сознании; региональными и так далее.

В условиях транзитивной экономики особенно актуально потребность  в выявлении и характеристике системы экономических интересов  и ее важнейших звеньев.

В системе интересов, существовавшей в дорыночной экономике РФ, и состоявшей из общенародных, коллективных и личных интересов, выделялись интересы отраслевые, территориальные, ведомственные6. Предполагалось, что интересы отражают специфику общественного производства, в рамках которого существуют интересы промышленности, сельского хозяйства7. Разнообразие мнений отражает сложность данного вопроса и в то же время игнорирование основной связи интересов с экономическими отношениями и потребностями.

В данном случае исходим  из того, что в обществе существуют различные типы, формы и разновидности интересов, это подчеркивает их связь с отношениями собственности. Так, типу общих экономических интересов соответствуют интересы общества, регионов, определенных трудовых коллективов, которые выражают реально существующие отношения общей собственности.

Интересам частной собственности  на условия и результаты производства соответствует широкий диапазон частных интересов: от интересов  частного предпринимателя до работника.

В рамках этих типов существуют формы и в их пределах - разновидности. Например, в аспекте интересующего нас вопроса нельзя отождествлять интересы регионов с различной долей государственной или негосударственной собственности, а в рамках этих форм - такие разновидности, как интересы производственных и рекреационных регионов.

Подобный раздел интересов  представляется более обоснованным исходя из следующих обстоятельств: объективно обусловленная структура  экономических отношений общества включает их разноуровневые, разнокачественные  отношения и подсистемы, характеризуемые множеством экономических отношений и потребностей субъектов-носителей интересов, которые позволяют оценить их положение в сфере производства, распределения, обмена и потребления, обуславливает их экономические интересы и противоречия между ними. Это означает соотнесение структуры экономических интересов со структурой экономических отношений в обществе, всеобщий характер интересов и их трансформативность в зависимости от изменений в самой экономической системе. Такой методологический подход особенно важен для формирования теории экономических интересов применительно к условиям рыночной экономики, отличающейся многосубъектностью.

Многоукладная экономика  означает наличие двух основных типов  собственности: частной и общей  и соответствующих им форм и разновидностей. Это дает основание тому, чтобы всю систему многообразных экономических интересов дифференцировать также на два типа, каждый из которых имеет свою подсистему, состоящую из разнообразных форм и разновидностей8.

Если более подробно остановиться на характеристике региональных экономических интересов, то следует отметить, что этот вопрос не совсем прост ввиду того, что под регионом в прошлом и в настоящее время подразумевают неравнозначные структуры общества, под которыми в одном случае имеют в виду федеральный округ, в другом - каждый из субъектов федерации, в третьем - часть субъекта Федерации с обособленными и ярко выраженными функциональными характеристиками, как, например, рекреационные регионы, административные районы.

Этот подход представляется нам хотя и неточным, но имеющим свое оправдание. Неточность, на наш взгляд, состоит в том, что в большинстве из перечисленных случаев определение региона имеет в своей основе не экономический, а территориально-производственный принцип. Что касается оправданности указанного принципа, то она связана с тем, что в прошлом регионы не были относительно обособленными субъектами отношений собственности и товарно-денежных отношений.

Как было показано, региональная система интересов обладает подсистемами на "горизонтальном" срезе в связи с функциональной значимостью каждой из фаз воспроизводства. Вместе с тем есть все основания говорить об этой системе в "вертикальном" срезе. Здесь, даже абстрагируясь от верхнего среза этой системы ("общество - регион"), хотя очевидно, что и он отнюдь не безразличен для интересов региона, можно четко указать, как на составляющие, на интересы муниципальных образований, государственных территориальных структур и хозяйствующих субъектов во всех их многочисленных разновидностях.

Многообразие экономических  интересов и их разнонаправленность, рождаемая многосубъектностью их носителей, являются причинами их объективной  противоречивости, которая является взаимной и внутренней. Первое означает наличие объективных противоречий между различными субъектами интересов (например, региона и хозяйствующего субъекта), а второе - наличие противоречий в рамках каждого из этих субъектов, когда, например, региону приходится решать вопрос о развитии производственной, социальной или рекреационной сферы, каждая из которых требует ресурсов из одного и того же источника.

В определенной научной  литературе способом разрешения этих противоречий в рыночных условиях является согласование посредством экономических  механизмов, которое исходило бы из правового равенства каждого из носителей экономических интересов. Естественно, что этот принцип относится и к регионам в их экономических отношениях между собой и внутрирегиональными административными и хозяйственными структурами.

Становление рыночных отношений  приводит к новой персонификации экономических интересов. Признавая равноправие их в рамках названных выше типов - частных и общих, порой отмечается, что в процессе согласования интересов более существенна роль тех из них, которые разворачиваются на макро-, а не на микроуровне, поскольку они определяют правила "игры", создают экономическую среду функционирования субъектов. В данном случае следует заметить, что такое смещение акцентов в большей мере отражает отношения прошлых лет, когда интересы региона вообще не выделялись в системе экономических интересов в силу неопределенности его экономического статуса.

В условиях рыночной трансформации  экономики, становления регионов как  реальных субъектов экономических  отношений возникла возможность  выделения региональных экономических интересов как экономической категории.

Экономические интересы в регионе проявляются в вертикальном срезе как связи с федеральными структурами, муниципалитетами и хозяйствующими субъектами внутри региона, образуя  цепочку: федерация - округ - регион - муниципалитет - хозяйствующие субъекты, а также в качестве горизонтальных связей, проявляющихся в виде взаимодействия между другими регионами и прочими субъектами внутри Федерации и за ее пределами.

Реализация таких разнокачественных  интересов возможна лишь путем системной организации экономических отношений, которая, в свою очередь, может трактоваться как совокупность норм, механизмов, форм согласования принципов рыночной экономики с принципами федерализма, регионального и местного самоуправления, которые позволяют осуществлять компромисс экономических, социальных, экологических и иных интересов самых различных субъектов рассматриваемых отношений. К числу наиболее важных системно реализуемых средств относятся такие, как закрепление в общественном сознании общепринятых посылок системной организации экономических отношений, в первую очередь отношений собственности: земельных, бюджетно-налоговых, природоресурсных и иных; в сфере регулирования хозяйственной деятельности - правовое оформление экономических отношений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Основная проблема в  построении такой региональной политики заключается в том, что выделение  экономических интересов региона  и признание их одной из качественно  определенных форм общих интересов, наряду с федеральными и муниципальными, происходит в условиях становления многообразных отношений собственности. Речь идет не только об объектах внутри регионов, но и о самих регионах, поскольку они также становятся одними из таких субъектов собственности.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"