Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

1. . В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения:
1) собственно монополию,
2) олигополию (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.),
3) монопсонию (ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж) 4) олигопсонию (ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей)).
2. Государственный бюджет и его сбалансированность
Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Содержание

1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка………………3
2. Государственный бюджет и его сбалансированность…………………...8
3. Экономические и социальные последствия инфляции…………………14
4. Переходные процессы и особенности современной российской экономики………………………………………………………………………...20
Задачи…………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория!!!!!!.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

       Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

        Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. [3, с. 78]

       В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

        Главной темой состоявшегося в июне 2008 г заседания Правительственной комиссии по бюджетным корректировкам стало рассмотрение поправок в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В ходе заседания премьер-министр Владимир Путин предложил увеличить расходы бюджета в части социального обеспечения. Однако восприятие этих инициатив в экспертной среде не было столь однозначным, как это могло бы показаться. Действительно, поддержка населения необходима, но, осуществленная в денежной форме, она лишь подстегнет и без того стремительно растущую инфляцию. По прогнозам Минфина, в текущем году в федеральный бюджет поступит свыше 900 млрд руб., и в итоге его величина составит около 9 трлн. рублей. Поступления во внебюджетные фонды в сумме будут равны 100 млрд. рублей. По словам премьер-министра, "такой результат достигнут не только за счет повышения мировых цен на энергоносители, но, во многом, за счет роста российской экономики".Что касается расходов, то были предложены следующие изменения. Необходимо выделить 8,9 млрд. руб. на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны. Также 4,4 млрд. руб. - на обеспечение инвалидов войны специальным инвалидным транспортом, либо на выплату им соответствующей денежной компенсации. На повышение пособия по уходу за престарелыми гражданами, инвалидами и детьми-инвалидами направляется 4,8 млрд рублей.

        На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов. [2, с. 112]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономические и социальные последствия инфляции

Последствия инфляции.

       В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

      В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, был затронут вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.

     Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

        Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3--4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

          Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

       Чтобы это понять, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Задумайтесь на минуту, и вам станет ясно, что если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится. Изменение реального дохода можно приблизительно выразить следующей формулой:

Изм. реал. дох.(%) = Изм. ном. дох.(%) - Изм. ур. цен(%)

        Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

         Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

         От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, X млн. руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

        Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая деятельность тянет к наиболее доходным и быстро окупаемым видам деятельности, и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты. А теперь подробнее рассмотрим влияние инфляции на различные социальные группы. [5, с. 78]

Последствия ожидаемой инфляции.

        Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно также внести изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором, о которых мы только что говорили. Предположим, что кредитор и получатель ссуды договариваются о том, что 5% являются умеренной процентной ставкой по займу сроком на один год в том случае, если уровень цен останется неизменным. Но вследствие инфляционных процессов как кредитор, так и получатель ссуды полагают, что есть основания ожидать 6%-ного повышения цен в течение будущего года. Если банк дает заемщику ссуду в 100руб. при 5%-ной ставке, то в конце года он получит 105 руб. Но если инфляция действительно достигнет 6% в течение этого года, то покупательная способность этих 105 руб. упадет примерно до 99 руб.

        Фактически получается, что кредитор заплатит получателю ссуды один рубль за то, что последний в течение года пользовался его деньгами. Кредитор может избежать выплаты такой странной субсидии, если повысит процентную ставку в соответствие с предполагаемой уровнем инфляции. Например, назначив ставку в 11%, кредитор в конце года получит 111 руб., которые с учетом 6%-ной инфляции имеют реальную стоимость, или покупательную способность, примерно 105 руб. В этом случае за пользование 100 руб. в течение года происходит приемлемая для обеих сторон передача 5руб., или 5%, от дебитора кредитору. Уместно отметить, что сберегательные и ссудные учреждения ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы защитить себя от негативного воздействия инфляции. Между прочим, эти примеры показывают, что высокие номинальные процентные ставки являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной. Наш пример указывает на различие между реальной процентной ставкой, с одной стороны, и денежной, или номинальной, процентной ставкой - с другой. Реальная процентная ставка - это выражение в процентах увеличение покупательной способности, которые кредитор получает от заемщика. В нашем примере реальная процентная ставка составляет 5%. Номинальная процентная ставка - это выражение в процентах увеличение денежной суммы, которую получает кредитор. В нашем примере номинальная процентная ставка равна 11%.Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что, в отличие от номинальной процентной ставки, реальная процентная ставка корректируется, или “дефлируется“, в соответствии с уровнем инфляции. Другими словами, номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

Инфляция  и налоги

       Другой важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но неполной приспособленности институтов) возникает из-за трудностей адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют две крупные проблемы.

       Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей величине реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"