Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 23:24, контрольная работа

Краткое описание

Приоритеты экономического развития Беларуси .
Равновесное функционирование национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 26.12 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный университет»

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Контрольная работа №1

По дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 11ФКз-1

Шифр 1125010421

Прищепова Виктория Александровна

Проверил преподователь:

Прудникова Е.В.

 

 

 

 

Новополоцк  2011

 

Ситуация в Республике Беларусь, экономические реформы и социально-политические преобразования носят в настоящее время непростой и противоречивый характер. В условиях переходного периода должны сформироваться социально ориентированная рыночная хозяйственная система и демократическое правовое государство. Однако спад производства во всех отраслях хозяйства, многие другие деструктивные процессы в экономике говорят о сложности трансформационного периода. Положение усугубляется еще и криминализацией в экономике - следствие слабости рыночной модели. В стране заметно увеличение масштабов теневой экономики и очевидны недостаточно отработанные механизмы контроля и защиты от противоправных посягательств теневого капитала, когда безнаказанно «отмываются» нелегальные средства; а также негативные последствия либерализации экономической деятельности и приватизации государственной собственности. Все это ведет к возрастанию числа преступлений в экономической сфере, а также к коррупции.  

Повышенное внимание к проблеме обеспечения экономической безопасности объясняется, в первую очередь, первостепенным значением экономики для национальной безопасности страны. Рассматривая динамику ВВП в Республике Беларусь, приходится констатировать существующую тенденцию спада производства в стране, а значит, увеличивается угроза нестабильности национальной безопасности. Важным критерием экономической безопасности является степень управляемости экономикой. В этом аспекте существенное значение приобретает не столько само государственное регулирование, сколько гибкость всего хозяйственного механизма, его открытость к принятию перемен, чему в свою очередь поможет соответствующее вмешательство государства. Показателем экономической безопасности является доля инвестиций в ВВП. К ним относятся темпы роста ВВП, уровень ВВП на душу населения, инвестиции. Для обеспечения экономической безопасности Беларуси необходимо:

а) осуществлять инвестиции в «точки роста» экономики, экспор-тоориентированного и импортозамещающего производства;

б) направлять капиталовложения преимущественно в передовые технологии;

 

в) ускорить создание свободных экономических зон;

г) развивать систему государственного страхования иностранных инвестиций в приоритетные отрасли;

д) привлекать прямые иностранные инвестиции.

При этом нужно обеспечить безопасный уровень зависимости от иностранного капитала и внешнего долга в сопоставлении с доходами на душу населения; не допускать превышения безопасного уровня доли иностранного капитала в экономике страны, а также уровня иностранных «портфельных» инвестиций.

В результате проводимых переговоров Беларуси в течение нескольких лет удается переносить сроки погашения внешнего долга, так как республика в условиях глубокого экономического кризиса мобилизовать такие огромные суммы в иностранной валюте не способна. Ситуацию понимают и страны-кредиторы, которые вынуждены соглашаться на отсрочки, преподносимые в виде экономической помощи Запада на проведение реформ в нашей стране и составляющие большую ее часть

На данный момент в Беларуси целый ряд факторов представляет собой серьезную угрозу валютно-кредитной безопасности как неотъемлемой части национальной экономической безопасности. Существующие валютно-кредитные отношения не только не вносят существенного позитивного вклада в реформирование экономики, но и тормозят ход экономических преобразований в целом. Наиболее распространенными видами экономической преступности являются: уклонение от уплаты налогов, неотражение в бухгалтерской отчетности всех денежных доходов и расходов, приобретающих форму «черного нала», нерегистрация частных лиц, занимающихся торговыми операциями. Коррупция и организованная преступность коснулись всех сфер жизни общества, что осложняет функционирование экономики, искажая все экономические отношения.

В ходе рыночных реформ в экономике образовался «вакуум управления» , который ведет к усложнению обеспечения экономической безопасности страны. Устранение административно-командной системы управления экономикой не привело, однако, к созданию адекватной рыночной экономики новой системы управления. Эту пустоту заполняют мафиозно-теневые связи и отношения. На приватизированных предприятиях нередки были случаи, когда приобретение крупных пакетов акций банками и другими финансовыми структурами представляло собой спекулятивные сделки с целью выгодной последующей их перепродажи. Для решения этой проблемы со всей остротой должна быть поставлена задача борьбы с бюрократизмом и коррупцией, а также поддержка государством различных форм общественного контроля за деятельностью государственного аппарата на всех уровнях.

Еще одной экономической угрозой стала продовольственная проблема. Продовольственный рынок наполнился товаром, но его потребление значительно снизилось. Продовольственная проблема включает в себя соотношение отечественного производства продуктов питания и их ввоза из-за рубежа, со значительным увеличением последнего. В условиях внешнеторговой либерализации стало возможным быстрое вытеснение с продовольственных рынков продуктов питания собственных производителей. Таким образом, важнейшими условиями достижения продовольственной безопасности являются :

- потребление продуктов высокого  качества в количестве, достаточном  для рационального питания по  энергетической ценности и сбалансированного по важнейшим жизнеобеспечивающим элементам;

- экономическая возможность приобретения  продовольствия всеми социальными  группами путем повышения жизненного  уровня или принятия необходимых  мер социальной защиты;

- потенциальный физический доступ  к продуктам питания для каждого  человека.

Основное место занимают проблемы в сельском хозяйстве. Для их решения необходимы: механизм регулирования ценовых соотношений на сельскохозяйственную продукцию и товары производственного назначения (горюче-смазочные материалы, удобрения, технику и т.д.), система государственного обеспечения равноправия разных форм собственности и типов ведения хозяйства, полную свободу конкуренции между ними, создание рыночной инфраструктуры в аграрном секторе, современной системы хранения и переработки продукции.

Одним из важных факторов, влияющих на экономическую безопасность страны, стало резкое углубление социальной и имущественной дифференциации. В переходный период экономических реформ в несколько раз увеличился разрыв в уровне денежных доходов.

Экономическая политика, направленная на достижение указанных целей, должна разрабатываться на основе научно-обоснованных концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития страны, законов и нормативно-правовых актов, которые определяют правовое пространство экономической деятельности субъектов хозяйствования, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. В Беларуси этим целям служат национальная стратегия устойчивого развития, основные направления и программы социально-экономического развития страны, законы о бюджете, бюджетной системе, Национальном банке, Гражданский, Банковский кодексы и др,

Одним из важнейших элементов обеспечения финансовой безопасности государства является эффективная бюджетно-налоговая система. Главной задачей здесь является снижение налоговой нагрузки на экономику при одновременном обеспечении достаточных поступлений в бюджет и низкого уровня дефицита консолидированного бюджета.

Общий перечень основных бюджетно-налоговых показателей государства включает:

  1. уровень золотовалютных резервов; это один из основных показателей; в Беларуси в настоящее время он отстает от требуемого уровня;
  2. уровень налогообложения; более высокий уровень налогов в сравнении с сопредельными странами становится помехой в развитии национальной экономики; косвенным свидетельством этого являются наличие  теневой экономики и вывоз капиталов из страны; структура налоговых платежей в Беларуси существенно отличается от аналогичных в развитых странах с рыночной экономикой, где основная доля налогов изымается с физических лиц, но не с предприятий; это объясняется переходным характером экономики республики;
  3. уровень и структура бюджетных расходов правительства; финансовые средства через бюджет расходуются на: осуществление функций государственного управления; зарплату служащим бюджетных организаций; капитальные вложения; выплату процентов по полученным кредитам и займам; социальную сферу; оборону, обеспечениє общественной безопасности; развитие отраслей национальной экономики и др.;
  4.   финансовая самостоятельность областей; как показывает международный опыт, для эффективного функционирования местные органы власти должны иметь достаточно самостоятельные бюджеты;
  5. уровень бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего долга; принятые по Маастрихтскому договору (создание ЕС) безопасные величины, или пороговые значения, этих параметров составляют для дефицита госбюджета 3% ВВП, для совокупного внутреннего и внешнего долга - 60% ВВП.

В настоящее время приоритетами экономического развития Беларуси являются: реформирование системы управления экономикой, переосмысление роли государства в этом процессе; обеспечение энергосырьевыми ресурсами из альтернативных источников; проведение радикальной реформы сельского хозяйства; формирование валютной и денежно-кредитной политики, адекватной рыночным принципам; либерализация цен; последовательное развитие предпринимательства и частного сектора; разработка и реализация программ инвестиционной деятельности»; социальная защита населения; преодоление одно-векторной ориентации во внешнеэкономической деятельности; развитие отношений с международными финансово-экономическими, торговыми организациями и другие.

 

 

Под равновесным функционированием национальной экономики понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках. На рынке конечных продуктов и услуг равновесие будет означать, что производители максимизируют доходы, а потребители получают максимум полезности от покупаемой продукции. Достижение равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие на него производственные ресурсы нашли своего покупателя, а предельный доход собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение. Равновесие на денежном рынке характеризует такую ситуацию, при которой количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели. 
Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех. 
Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом. Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки за исключением одного находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок. В качестве такового в модели Л. Вальраса выступает рынок денег. 
В микроэкономической интерпретации модель общего экономического равновесия Л. Вальраса предполагает, что спрос и предложение уравниваются по каждому виду товаров, услуг и производственных ресурсов; в макроэкономической-уравнивание совокупного спроса и предложения. Иными словами, согласно закону Вальраса, если на каких-то рынках существует избыточный спрос, то на других- должно существовать избыточное предложение в таких же размерах. В итоге общая сумма избыточного спроса и предложения всегда равна нулю. В формализованном виде закон Вальраса выражается тождеством.

Достижение равновесия по Вальрасу предполагает не только наличие условий совершенной конкуренции, но и неизменность всех факторов спроса и предложения, кроме цен. Естественно, что такие предпосылки в реальной экономике не соблюдаются. Поэтому общее равновесие является не типичным, а мимолетным моментом, характеризующим идеальное состояние конкурентной экономики. Но изучение этой модели "мира без трений" позволяет понять, к какому идеалу стремится конкурентная экономика, и выяснить причины, мешающие ей достичь его в конкретных экономических условиях.

При характеристике способа достижения экономического равновесия наиболее широкое распространение в неоклассических теориях и учебниках получила концепция А. Маршалла. Суть ее состоит в том, что производители и потребители взаимно приспосабливают планы продаж и покупок к состоянию экономической конъюнктуры. В результате равновесие на рынке устанавливается под воздействием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса. Реагируя на такое превыше-ние, производители соответственно увеличивают или уменьшают объемы предложения.

В настоящее время в макроэкономических исследованиях преобладает понимание движения к равновесию как стохастического, вероятностного процесса, основанного на корректировке ожиданий экономических агентов. Это отражает тот факт, что решения об объемах предложения и спроса экономическими субъектами принимаются в разное время. Если совокупный спрос формируется в условиях текущей экономической конъюнктуры, под влиянием действующих цен, то решения об объеме предложения принимаются заранее, до начала процесса производства.

Впервые концепция ожиданий в макроэкономическую теорию была введена в начале 30-х годов шведским экономистом Г. Мюрдалем. Он выделил два типа ожиданий: ожидания "ex post", т. е. оценки производителей и потребителей, сформировавшиеся после завершения рассматриваемого процесса, и ожидания "ex ante" - планы и намерения экономических агентов, формируемые в процессе принятия решений.

В 40-60-е годы развитие научных представлений об ожиданиях привело к формированию ряда экономических теорий, относящихся к проблеме макроэкономического равновесия. Они получили название теорий экстраполяционных, адаптивных и рациональных ожиданий. Суть концепции экстраполяционных ожиданий состоит в том, что для формирования ожиданий "ex ante" важно не только знание абсолютных значений экономических переменных (цен и объемов продаж) в предшествующие перио-ды, но и направленность их изменений. Поэтому цены для любого периода формируются как цены предшествующего периода плюс (минус) разница в ценах двух предшествующих периодов, умноженная на коэффициент ожиданий.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»