Контрольная работа по предмету “Экономическая теория”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 01:17, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
2. Макроэкономическое развитие и экономическая динамика. Модели динамики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Предмет экономической теории…………………………………………..……..4
Структура экономической теории……………………………………………….6
Метод экономической теории……………………………………………………7
Функции экономической теории…………………………..……………………10
Макроэкономическое развитие…………………………………………………10
Модели экономического роста……………………….…………………………16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.по экономич.теории.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Заочное отделение

 

 

                                                                               

Контрольная работа

по предмету “Экономическая теория”

Вариант I

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь – 2008

 

 

Вопросы:

 

–Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

–Макроэкономическое развитие и экономическая динамика. Модели

   динамики.

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Предмет экономической теории…………………………………………..……..4

Структура экономической теории……………………………………………….6

Метод экономической теории……………………………………………………7

Функции экономической теории…………………………..……………………10

Макроэкономическое развитие…………………………………………………10

Модели экономического роста……………………….…………………………16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………………...19

 

 

 

 

            

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

                                 

                         

 

 

 

 

Введение.

 

        Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо оно бесполезно.

Глубокий кризис всех сторон жизни нашего общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки России.   Кризис

экономической науки как частная форма проявления общественного кризиса естественен, ибо экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Если вспомнить историю развития экономической мысли, можно заметить, что именно экономические кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории.

Выход из современного социально-экономического кризиса России большинство ученых и практиков видят в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и заменой открытой экономикой, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др. Поэтому естественны и наши поиски в чрезвычайно богатом мировом опыте преподавании экономической теории. При этом не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если в целом оценить западную экономическую науку, то нельзя не заметить, что она перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественностью.

 

Предмет экономической теории.

 

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом этой науки являются причины роста материального благополучия людей.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др. Дж. М.Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями, - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен уметь размышлять о частностях в понятии общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – такой раздел нашей науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм, отраслей.

Макроэкономика – занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования некоторые проблемы входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.

Экономическая наука относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не является исключением и экономическая наука, ее определяют как знание:

- о богатстве;

- о видах деятельности связанных  с денежными сделками;

- об отношениях по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ;

-о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

-об использовании ограниченных  ресурсов для создания различных  товаров и распределении их  между членами общества в целях  потребления.

Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической теории, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

 

Структура экономической теории.

 

Экономическая наука имеет сложную структуру. Это отражает сложное строение экономической действительности.

Современную экономическую науку можно уподобить дереву, «стволом» которого является общая теория, а «кроной» - совокупность частных дисциплин, которые изучают отдельные стороны экономической системы, прежде всего ее отраслевой, региональный и функциональный аспекты.

Отраслевая организация народного хозяйства предопределяет существование таких экономических наук, как «экономика промышленности», «экономика сельского хозяйства», «экономика транспорта»,    «экономика строительства» и т.д.  особое место в этом ряду занимает «экономика природопользования», поскольку экологические процессы имеют межотраслевой характер.

К функциональным экономическим наукам относятся: «экономическая кибернетика», «бухгалтерский учет», «финансы и кредит», «маркетинг», « менеджмент», «экономическая статистика» и д.р.

В ряде стран с большой территорией имеются регионы с особыми и иногда различными условиями экономического развития. Это вызывает потребность в « региональной экономике» как особой науке.

Есть еще один аспект экономического знания – исторический. Он представлен такими науками, как «история народного хозяйства» и «история экономической мысли».

Общая экономическая теория и частные экономические науки неразрывно связаны друг с другом. Теория обеспечивает частные науки принципами, которые воплощают точку зрения экономики в целом и используются в качестве средства познания тех или иных сторон экономической действительности. В свою очередь знания, добытые частными науками, служат для экономической теории «материалом» новых принципиальных обобщений.

 

Метод экономической теории.

 

Если предмет науки раскрывает, «что познается», то метод - «как познается».

Слово «метод» означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля. Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способов проверки истинности в ходе научного анализа результатов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных, формы демонстрации результатов анализа.

Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действительно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций, сопротивления на разрыв или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория – наука гуманитарная, общественная, что сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явлений, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при  его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя с каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно идти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

 В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам исследований. Среди них – классики: М.Вальрас, В.Парето, У.Джевонс. Из современных представителей выделим В.Леонтьева, Л.Канторовича, С.Шаталина, В.Макарова, А.Аганбегяна, А.Гранберга, К.Вальтуха, В.Дадаяна, А.Анчишкина. Особого внимания заслуживает Дж. Нейман – математик, физик, кибернетик, который в содружестве с экономистом Принстонского университета О.Моргенштерном опубликовал в 1944 г. Классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие проблемы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях перехода России к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока существенно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руководящими органами нашей страны.

Информация о работе Контрольная работа по предмету “Экономическая теория”