Контрольная работа по" экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Экономика - наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей. Каждая семья ограничена доходом, сбережениями и возможностью взять взаймы. Каждая конкретная нужда может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.
Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_Экономическая теория.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Функция полезности –  функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества  благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют  MU всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать  совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления.

2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная  полезность.

 

 

 

 

 

 

 

Инфляция, её определения и измерение. Темп инфляции. Влияние инфляции  на ВНП. Гиперинфляция. Варианты антиинфляционной политики.

 

Инфляция  представляет  собой  одну  из  наиболее  острых  проблем  современного развития  экономики  во  многих  странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни   общества.  Она  обесценивает  результаты  труда,  уничтожает  сбережения юридических   и   физических   лиц,   препятствует  долгосрочным  инвестициям и экономическому  росту.  Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала  за  границу,  ослабляет национальную  валюту, способствует   ее   вытеснению  во  внутреннем  обращении  иностранной  валютой,

подрывает   возможности   финансирования   государственного   бюджета.  Инфляция является  самым  эффективным  средством перераспределения национального  богатства –  от  более  бедных  слоев  общества  к  более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Инфляция  -  это чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных

денег  или  объема  безналичного  бумажного  денежного  обращения  по сравнению с

реальным  предложением  товаров; снижение покупательной способности денег; общее

длительное  повышение цен

Уровень инфляции- один из трех наиболее важных макроэкономических показателей, наряду с совокупными уровнями производства и занятости, характеризующих состояние экономики любой страны. Первоначально под инфляцией подразумевалось уменьшение покупательной способности денег в результате переполнения каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота. Глава монетаристской школы М.Фридман и сегодня рассматривает инфляцию как устойчивый и непрерывный рост цен, выступающий исключительно как денежный феномен, вызванный избытком денег относительно выпуска продукции. В соответствии с канонами кейнсианской теории инфляция - следствие избыточного покупательского спроса, в основе которого причины со стороны и спроса, и предложения. Доминирующим является подход к инфляции как многофакторному процессу, выражающемуся в повышении общего (среднего) уровня цен.

Инфляция измеряется с помощью индексов цен. Чаще всего используется индекс потребительских цен (ИПЦ или CPI), позволяющий определить цены фиксированной рыночной корзины, содержащей определенный набор товаров и услуг, покупаемый типичной городской семьей (в России в такую корзину входят 25 товаров и услуг, в США - более 400) и дефлятор ВВП, включающий цены всех готовых товаров и услуг и выступающий “ценой” ВВП. Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле:

цена рыночной корзины  в данном году  
ИПЦ = ------------------------------------------------------------ x 100  
цена рыночной корзины в базовом году

Виды инфляции. В мировой экономической теории и практике известны два типа инфляции: спроса и предложения. Инфляция спроса возникает в результате увеличения спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфляция. Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др

В зависимости от темпов роста цен  выделяют три вида инфляции:

  • ползучую (умеренную) - рост цен составляет менее 10 % в год),
  • галопирующую, - рост цен составляет от 10 до 200 % в год);
  • гиперинфляцию. рост цен составляет более 200 % в год);

По степень сбалансированности инфляции, можно выделить сбалансированную инфляцию, при которой цены растут пропорционально на большинство товаров и услуг, пнесбалансированную, при которой цены растут разными темпами для различных товаров. По признаку ожидаемости можно выделить ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением, и неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Последняя оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий. По масштабу охвата можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или целые регионы. По характеру протекания различают открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен, и подавленную, возникающую при твердых "замороженных" розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на "черном рынке".

 

 

Дефлятор ВВП определятся как процентное отношение номинального ВВП, т.е. ВВП в текущих ценах, к реальному ВВП, или ВВП с поправкой на изменение цен. Уровень инфляции (темп роста цен) рассчитывается по формуле:

CPI1 - CPI0  
P = ---------------------- x 100  
CPI0

где Р - темп инфляции  
CPI0 - индекс потребительских цен прошлого года  
CPI1 - индекс потребительских цен текущего года.

ДЕФЛЯТОР ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО  ПРОДУКТА (ВНП) - индекс цен на все  готовые товары и услуги, составляющие объем ВНП, используемый для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП.

Номинальный ВНП исчисляется в  текущих рыночных ценах. Чтобы определить реальный дефлятор валового национального  продукта ВНП, необходимо выразить его  в сопоставимых ценах базисного  года. Для этого применяется так называемый индекс цен, который отражает изменение среднего уровня цен самой широкой группы товаров и услуг за определенный период.

Индекс цен текущего года=(Цены текущего года/Цены базисного года)x100

Реальный ВНП=(Номинальный ВНП/ Индекс цен текущего года)x100

Тогда

Дефлятор ВНП=Номинальный ВНП/Реальный ВНП

Когда значение дефлятора ВНП меньше единицы, это значит, что величина реального ВНП превышает его  номинальное значение. Если же дефлятор больше единицы, то реальный ВНП меньше номинального, т. п. имеет место инфляционный рост цен.

 

 

 

ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ - исключительно быстрый  рост цен. ведущий к резкому обесценению  денежной единицы, расстройству платежного оборота и к экономическому кризису  в стране. Принято считать, что  гиперинфляция наступает при росте цен более чем иа 50% в месяц. Однако отдельные специалисты оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя.

Гиперинфляцию выделяют в отдельный  вид, поскольку она ведет к  развалу товарно-денежного обращения и финансовой системы страны из-за потери доверия к деньгам. Деньги утрачивают свою естественную роль в экономике как меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа.

Период гиперинфляции обозначает кризис в государстве. Гиперинфляцию  могут сопровождать дефолт по долгам государства, массовые банкротства, максимальное увеличение бартера и отказ от использования денег, обнищание населения из-за невозможности делать накопления.

Деградация денежной системы, обесценивание  сбережений и долговых облигаций  ведет к экономическому спаду, в  результате которого производство товаров  резко падает, что приводит к новому росту цен из-за снижения предложения на рынке.

  • Виновником гиперинфляции является, как правило, правительство страны, которые пытается покрывать государственные расходы за счёт эмиссии (выпуска) новых необеспеченных денег, подрывая этим доверие населения к своей валюте. Банкноты утрачивают свою стоимость и население старается избавиться от них как можно быстрее. Поскольку соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а через скорость оборота денежной массы в экономике (требуется меньший объём денежной массы при увеличении скорости её оборота), то при увеличении скорости оборота денег при неизменной товарной массе должны увеличиться цены — стоимость денег падает.
  • На уровень инфляции существенное влияние оказывает и объём денежной массы, выведенной из обращения путём замораживания вкладов в банках. Для этого могут применять как административные механизмы (запреты), так и увеличение ставки рефинансирования. Однако на практике при гиперинфляции нет экономической привлекательности в долгосрочных вкладах.
  • Несмотря на пагубность такой эмиссии, многие правительства (особенно во время войн) прибегали к ней в попытке предотвратить ещё более пагубные для них альтернативы — немедленный экономический коллапс, военное поражение.

Варианты  антиинфляционной политики.

Реакция государства не разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

    • формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения
    • выработка системы мер, способных ей противодействовать. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией.

При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценить  величины ожидаемых потерь. Эти потери несут потребители. Снижается жизненный  уровень. Поэтому правительство проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

    • индексация доходов
    • компенсация потерь от инфляции

Коэффициент индексации должен строится с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, индексацию приходится повторять. Компенсация проводится в государственном секторе за счет бюджета, который может находиться в дефиците. Это приводит к углублению дефицита. Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Поэтому антиинфляционная политика государства должна включать два блока:

    • регулирование совокупного спроса
    • регулирование совокупного предложения

Сформировались два направления  антиинфляционной политики:

    • кенсианское
    • монетаристское

Кейнс считал, что поднять уровень  предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателя должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции с дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам высокий государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им заказы. В результате создается мультиэффект. Приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение растет, это приводит к падению цен и сокращению инфляции.

Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой  важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные  социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.1

Косвенные методы.

    • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Информация о работе Контрольная работа по" экономической теории"