Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 15:11, курс лекций
Основные понятия экономики.
1. Предмет, функции и методы экономической теории.
2. Объективные условия и противоречия экономического развития. Экономические ресурсы. Потребности общества. Блага, их классификация.
3. Проблема выбора производителя, производственные возможности.
4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.
5. Существующие модели экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная.
Виды цен:
1. Оптовые.
2. Розничные.
3. Тарифы (расценки).
По степени свободы:
1. Жестко фиксированные (твердые) - устанавливаются государством, регулируются государственными органами путем установления верхнего предела цен или предельного уровня рентабельности.
2. Свободные рыночные цены, освобожденные от ценового вмешательства государственных органов.
Другие виды цен:
1. сопоставимые
2. текущие
3. расчетные
4. прейскурант
5. договорные (контрактные)
6. биржевые аукционные
7. мировые.
Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Рыночная конкуренция - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных хозяйственных субъектов в производстве, сбыте продукции, сфере приложения капитала.
Конкуренция неразрывно связана со своей противоположностью - монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.
Монополия - исключительное право производства, использования, потребления, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству, сила, подрывающая конкуренцию свободного рынка.
Вопросы на семинар:
1. Собственность в системе экономических отношений: сущность, субъекты, правомочия.
2. Формы собственности. Формы организаций - правовые формы предприятий.
3. Переход от одних типов собственности к другим.
4. Проблемы расогосударств и национализации.
1. Степень загрузки производственных мощностей.
2. Размер товарных запасов.
3. Способность к новым инвестициям.
4. Время: долгосрочный, краткосрочный период и т. д.
В мгновенном периоде предложения абсолютно неэластичны.
В краткосрочном периоде эластичны за счет использования резервов предприятия, загрузки оборудования, интенсивности труда, использование товарных запасов предприятия предложение увеличивается и коэффициент эластичности >0, но не долго.
Длительный период - предприятие производит реконструкцию производства за счет замены старого оборудования на новое, строительства новых цехов предприятия, в результате чего предложение на рынке увеличивается и коэффициент эластичности достигает своего максимального значения, т. е. эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени.
Равновесие цен может нарушиться вследствие вмешательства в закон спроса и предложения со стороны государства путем:
1. налогообложения продаж.
2. контроля над ценами.
Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, в результате чего производитель сокращает свое производство и равновесная цена устанавливается на более высоком уровне.
Последствия: общее снижение производства товаров и потребления их покупателями. Товарный дефицит, перераспределение дохода потребителя в пользу государства.
Контроль над ценами осуществляется государством путем принудительного установления цены ниже уровня рыночного равновесия. Это нарушает механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения и обуславливает следующие последствия:
1. сокращение производства
2. товарный дефицит
3. возникновение теневой экономики
4. социальное напряжение в обществе.
1. Поведение потребителя, личный доход, бюджетные ограничения.
2. Номинальный и реальный уровень дохода.
3. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности.
4. Правила максимизации потребительского эффекта, потребительское равновесие, предельная норма замещения.
5. Эффект замещения и эффект дохода.
6. Влияние изменения номинального дохода и цены на выбор потребителя. Линия "доход - потребление", линия "цена - потребление".
Поведение потребителя - это формирование спроса покупателя, выбор товара с учетом цен и личного бюджета. Поведение покупателя индивидуально по причине субъективных предпочтений конкретных групп потребителей.
Личный доход представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющую меру платежеспособности его получателей. Его величина есть бюджетное ограничение покупательской способности.
Теория потребительского поведения основана на принципе рационального поведения потребителя, который располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном размере его денежного дохода.
Бюджетные ограничения - это ограниченность денежных доходов, в пределе которых могут быть произведены расходы на потребление. График бюджетных ограничений представляет собой линию, отражающую соотношение покупок товаров групп X и Y.
Чем дальше график от начала координат, тем большему объему выпускаемой продукции он соответствует.
Для оценки влияния каждого вида ресурса на динамику выпуска продукции, производят анализ производственной функции в краткосрочный и долгосрочный период.
Краткосрочный период - это промежуток времени, в течение которого можно ввести только дополнительную рабочую силу (а не построить новый цех и т. п.), т. е. нельзя интенсивно нарастить производственные мощности.
Совокупный (валовой) продукт - это количество продукции, произведенной при влиянии одного переменного и прочих неизменных факторов производства.
Рынок факторов производства - это рынок услуг, предоставленный факторами.
Плата за использование фактора производства - это цена или его доход.
Выделяют основные факторы производства и соответствующие им доходы:
труд - зарплата
земля - рента
капитал - процент
предпринимательский спрос - прибыль
Объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли: необходимо закупать такое количество дополнительных ресурсов, используемых для оптимального объема производства, при которых максимальная прибыль достигается, если предельный доход равен предельным издержкам.
Максимизация Оптимальный объем Оптимальный объем
прибыли производства спроса
P2 =TR - TC => max при MR = MC
Спрос на ресурсы называется производным, если зависит от спроса на готовую продукцию, создаваемую из данных ресурсов.
Факторы, определяющие объем спроса на ресурсы:
1. производительность (отдача) данного ресурса, т. е. количество продукции, произведенной из единицы ресурса.
2. цена товара, произведенного из единицы ресурса.
3. цена самого ресурса (издержки предприятия).
Фирмы увеличивают спрос на производственные факторы до тех пор, пока предельный доход фактора (MRP) превышает предельные издержки фактора (MRC). Фирма достигает максимальной прибыли, а ее потребление в дополнительных ресурсах насыщается при равенстве предельного дохода фактора и предельных издержек.
Предельный денежный продукт , где i =1, 2,.. n факторов.
Взаимодействие спроса на труд и предложения труда на рынке происходит через цену на отношение продаваемого товара к рабочей силе. В качестве цены выступает зарплата (это цена, выплачиваемая за использование единицы труда). Это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.
Номинальная зарплата - это сумма денег, которую работник получает за продаваемый труд. Реальная заработная плата есть количество товаров и услуг, приобретаемых на номинальную зарплату.
Спрос на труд зависит от следующих факторов: производительность труда и производственная потребность. Предложение труда зависит от следующих факторов:
1. Общая численность населения.
2. Численность трудоспособного населения.
3. Количество рабочего времени.
4. Квалификация специалистов, производительность труда.
Рыночный спрос - это совокупный спрос всех фирм, рыночное предложение - совокупное предложение всех рабочих, ищущих работу.
т. E - равновесное состояние - определяется уровнем занятости при определенном уровне зарплаты.
Кривая предельного дохода от труда DL имеет отрицательный наклон, кривая предложения SL плавно поднимается и имеет положительный наклон, который меняется на отрицательный по мере роста зарплаты и насыщения уровня благосостояния. Т. е. повышающаяся зарплата стимулирует работника до определенного момента, пока высокий заработок доминирует над потребностью в свободном времени и досуге. По достижению высокого благосостояния работник приостанавливает предложение своего труда при продолжении роста зарплаты (эффект дохода замещается эффектом досуга).
На конкурентном уровне равновесный уровень зарплаты и уровень занятости определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения этого вида труда.
Для отдельной фирмы на конкурентном рынке предельные издержки фактора на данный ресурс будут постоянны и равны цене (зарплате). Монополия на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Этот рынок характеризуется ростом ставок зарплаты при найме увеличивающегося числа работников.
1. Воспроизводственная.
2. Стимулирующая.
3. Компенсирующая.
1. Повременная - это денежная оплата труда работника, рассчитанная исходя из количества отработанного времени и цены одного часа труда - часовой тарифной ставки.
2. Сдельная форма оплаты труда - это денежная оплата труда, рассчитанная исходя из количества произведенной продукции и сдельной расценки.
Домашнее задание: Неравенство доходов.
Капитал предприятия - принадлежащее предприятию имущество в денежном выражении, используемое в производстве экономических благ и услуг с целью получения прибыли, т. е.:
1. Это стоимость принадлежащих предприятию факторов производства.
2. Денежные средства и другие финансовые активы, которые могут быть потрачены на приобретение факторов производства.
Задание на практику: Рынок факторов производства.
Оборотный капитал есть часть производимого продукта, капитала, который участвует в процессе производства однократно и полностью переносит свою стоимость в издержки производимого продукта за один производственный цикл, изменяя свою натуральную внутреннюю форму. Bx - материалы, топливо и т. д., а также деньги.
Основной капитал - часть производительного капитала, который участвует в производительном процессе длительное время, многократно, и переносит свою стоимость на издержки производимого продукта по частям, по мере физического износа в форме амортизации отчислений, не изменяя свою начальную вещественную форму. Ex - машины, детали, оборудование.
Амортизация - это процесс переноса стоимости основного капитала на издержки производимого продукта, аннулирование ее в амортизационном фонде с целью последующего восстановления изношенных средств труда.
Доход на капитал будет произведен лишь в случае, если собственник капитала передаст его для использования предпринимателю или сам станет предпринимателем.
Инвестирование - это процесс создания или пополнения запаса капитала.
Ссудный капитал - это капитал, предоставленный во временное пользование для производительных целей на условиях возвратности, срочности и платности.
Ссудный процент - это цена, уплачиваемая за использование ссудного капитала.
Ставка ссудного процента равна отношению суммы годового дохода к величине ссудного капитала, на котором получен этот доход.
Факторы, влияющие на уровень ставки:
1. спрос на кредит
2. степень риска
3. срок ссуды
4. размер ссуженного капитала
5. конкуренция на рынке ссудного капитала.
Номинальная ставка - это процентная ставка, установленная при получении кредита. Реальная ставка - номинальная ставка, откорректированная на индекс инфляции.