Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию.
Задачи:
- познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга,
- попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
- рассмотреть общие тенденции лизинговой деятельности в России путем изучения статей обозревателей или специалистов этой отрасли;
- разобраться в структуре, механизме осуществления лизинга, его сущности и разнообразии форм его существования.
Введение
1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики
1.1 Виды лизинга
1.3 Субъекты лизинга
2 Лизинг в России: проблемы и пути решения
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России
2.2 Характеристика российского рынка лизинга
2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения
2.3.1 Правовое регулирование лизинга
2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности
2.3.3 Факторы, сдерживающие развитие лизинга
2.4 Перспективы развития лизинга в России
Заключение
Список использованных источников
Любой из субъектов
лизинга может быть резидентом
или нерезидентом Российской
Федерации, т.е. юридическим
«Наиболее крупными лизинговыми компаниями России по данным ЗАО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» (Эксперт РА) (ведущее национальное рейтинговое агентство в России) на 01.10.2010г. являются: ОАО «ВТБ- Лизинг» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизинг автотранспорта, спецтехники, недвижимости, подвижного состава, воздушных, морских и речных судов), ОАО «ВЭБ- Лизинг» (универсальная лизинговая компания, оказывающая услуги лизинга производственно - технологического оборудования, транспорта и недвижимости), ОАО «Ильюшин Финанс КО» (авализинговая компания), ООО «ТрансКредитЛизинг» (лизинг подвижного железнодорожного состава, авиатехники), ООО «Газтехлизинг» (лизинг широкого спектра оборудования — транспортной техники, строительной и специальной техники, оборудования для добычи и транспорта газа, системы телекоммуникаций, оборудования для банков, компьютерной и офисной техники), ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (лизинг легкового и коммерческого автотранспорта), ЗАО «Бизнес Альянс» (реализует крупные инфраструктурные объекты), компания Europlan (автолизинговая компания), ЗАО «Дойче Лизинг Восток» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «М.Т.Е.-Финанс» (лизинг оборудования и авиатехники), Группа Компаний «Балтийский Лизинг» (ЗАО «Балтийский Лизинг», ООО «Балтийский Лизинг) (универсальная лизинговая компания) и другие» [50].
2.1 Процесс
становления лизинговых
Можно выделить шесть этапов развития лизинговых отношений в России.
Первый период - до начала 90-х годов XX века. Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки.
Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали поставки на условиях "ленд-лиза" (государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.).
«До перестройки в СССР лизинговые операции проводились в основном внешнеторговыми организациями, например такими как: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт». Преобладающий объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических стран, т.е. наша страна выступала в основном в качестве лизингополучателя» [44]. Внутренний лизинг вообще не получил в то время какого-либо заметного развития. Лизинг как институт гражданского права не был известен Гражданскому кодексу РСФСР. Нормативная база для регулирования лизинговых отношений отсутствовала.
В России наиболее подходящие условия для развития лизинга сложились на рубеже 80-90-х годов, в период перехода к рыночным отношениям, возможности использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских отношений, необходимости в инвестициях.
Второй период - с начала 90-х годов до 1998 года. С началом "рыночных" реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые содержали в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство все еще отсутствовало. В начале 90-х годов в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. К середине 90-х годов Правительство Российской Федерации (РФ), оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. Постановлением было утверждено Временное положение о лизинге, которое описывало:
- общие принципы осуществления лизинговых операций;
- права и обязанности
участников лизингового
- состав и порядок уплаты лизинговых платежей.
«На рынке появились
новые компании, учрежденные финансово-
В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной власти, международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов.
Данный период можно охарактеризовать следующими признаками:
- отсутствием специальных
нормативных актов в сфере
лизинга, хотя лизинг
- большой степенью
риска для участников
Третий период- 1998- 2001 годы (возникновение рынка).
После утверждения Временного положения о лизинге началась разработка специального федерального закона «О лизинге», который был принят 29.10.1998г. под №164-ФЗ после присоединения России к Конвенции УНИДРУА.
«Многие положения закона о лизинге вступили в противоречие с ГК РФ: представленное в законе определение лизинга (а также многие иные положения) больше подходили к понятию аренды с правом выкупа, нежели к лизинговым отношениям. Кроме того, в ГК РФ в отличие от закона о лизинге отсутствовали какие -либо разделение лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный) или виды (финансовый, возвратный, оперативный), а также отсутствовало понятие сублизинга. Это не исчерпывающий перечень разночтений закона о лизинге и ГК РФ. На практике это приводило к тому, участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами права, которые им больше подходили. Более того, в ряде регионов стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу».
Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 года (дефолт 17.08.1998г.), оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля. В результате сформировались условия для возникновения масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг. Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращением из маловостребованной услуги в массовый продукт.
Четвертый период- 2003- 2007 годы.
В 2003 году российский рынок лизинга развивался в основном за счет среднего и малого бизнеса. Движение в регионы стало одним из основных направлений развития лизингового бизнеса.
«2006 год ознаменовался приростом объема профинансированных средств на фоне роста российской экономики при поддержке государством развития лизинга, а 2007 год стал самым успешным для российского лизингового рынка, в частности, для такого его крупного сегмента как автомобильный лизинг».
Пятый период- 2008- 2009 годы.
Кризисные явления в экономике привели к резкому сокращению рынка лизинга в России. Большинство лизинговых компаний столкнулось с острой нехваткой денежных средств, необходимых для финансирования сделок. Банки, которые являются основным источником финансирования для лизингодателей, резко подняли процентные ставки, а в ряде случаев полностью отказались от предоставления кредитов. Объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности. С развитием кризиса лизингополучателям становилось все труднее платить лизинговые платежи, что привело к возникновению серьезных просрочек и задолженностей перед лизингодателями.
«В первом полугодии 2008 года наблюдался рост количества и объемов заключенных лизинговых сделок, лизинг активно развивался в регионах. Во втором полугодии произошло резкое падение объемов и количества сделок. В первом полугодии 2009 года ситуация оставалась напряженной и только во втором полугодии зафиксировано замедление темпов сокращения объема рынка лизинга. В целом за 2009 год зафиксировано двукратное падение объемов лизинга. Существенно снижался и спрос на услуги лизинга. Число обращений в лизинговые компании сократилось по сравнению с 2008 годом почти на 10%». Основной тенденцией 2009 года является рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, имеющих отношение к государственному капиталу. Сильнее всего пострадал лизинг энергетического оборудования. Падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного и нефтегазового.
Шестой период- с 2010 года.
«За девять месяцев 2010 года рынок лизинга демонстрирует уверенный рост. Объем нового бизнеса составил 420 млрд.рублей, темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 127%» .
Рост спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех сегментах рынка, активно росли сегменты автотехники и строительного оборудования.
Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств.
Для устойчивого развития лизинга необходима стабильность как финансовая, так и правовая. Но именно в 2009- 2010 годах в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды. С 2009 года была отменена ускоренная амортизация для 1- 3 групп имущества, а в 2010 году Министерство финансов РФ (Минфин РФ) предложило поставить под сомнение необходимость ускоренной амортизации по всему остальному спектру имущества.
2.2 Характеристика российского рынка лизинга
лизинг финансовая аренда
Российский рынок лизинга показал хорошие результаты по итогам 9 месяцев 2010 года. Активность лизинговых компаний значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом и возросла по сравнению с 2009 годом.
Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, снижают процентные ставки.
«Объем сделок увеличился в 3,9 раза, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось на 1% .
Структура рынка лизинга значительно изменилась.В 2010 году основную долю сделок - 38,77% занимает железнодорожный транспорт, авиация и суда».
На долю автотранспорта приходится 31,52%. Данный сегмент многие годы являлся основным направлением, темпы роста которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 года показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года. Повышенный спрос отмечался на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2008 года, который стоит дешевле техники 2010 года выпуска. Автолизинг практически полностью реанимировался после кризиса и уверенно набирает обороты.
По итогам 9 месяцев 2010 года объем сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2008 годом и увеличился в 2,68 раза относительно 2009 года.
Кризис сильнее всего ударил по сегменту лизинга железнодорожного транспорта. Объем нового бизнеса данного сегмента за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналоговым периодом 2008 года увеличился более чем в 5 раз и более чем в 8 раз относительно 2009 года. Количество заключенных контрактов увеличилось более чем в 3 раза относительно 2008 года и в 27 раз относительно 2009 года. Показатели лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов превзошли все возможные ожидания и прочно закрепили за собой второе место в структуре рынка лизинга, а темпы восстановления можно считать самыми высокими.
С одной стороны, позиции сегмента лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота ухудшились относительно других, но объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2009 года и на 22% меньше 2008 года.
Популярностью сегмент рынка лизинга недвижимости не пользуется, хотя изменения, произошедшие в этом году, преобразовали данную сферу. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года на 42,9% меньше, чем в 2008 году, но в 1,97 раза больше 2009 года.
Лизинг в регионах претерпел существенные изменения по сравнению с прошлыми годами. «В географическом разрезе за девять месяцев 2010 года значительно изменилась доля лишь трех регионов — Москвы, Центрального ФО и Сибирского ФО. Доля Москвы увеличилась с 28,9% по итогам девяти месяцев 2009 года до 37,6%, доля Сибирского ФО снизилась с 15,6% до 6,5%, доля Центрального ФО сократилась с 20,9% до 14,8%» [41]. Остальные регионы более медленными темпами восстанавливают свои позиции.
Как и в прошлом году, основное количество сделок 67,24% заключались с небольшими компаниями, которые берут в лизинг недорогие автомобили и оборудование. Основные тенденции остались прежними- на рынке работают компании с большим оборотом и хорошей репутацией.
Информация о работе Лизинговые отношения и их развитие в России