Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:40, курсовая работа
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине ХIХ в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота.
1. История возникновения теории маржинализма 3
2. Концепция маржинализма 4
3. Австрийская школа 6
4. Кембриджская школа 12
5. Американская школа 16
6. Список использованной литературы 21
Несколько отличную
концепцию ценообразования
Однако она
не работает по отношению к продавцу,
находящемуся в реальных условиях развитого
товарного хозяйства. Продавец, собственник
товара и производитель его, может
руководствоваться при
Объективная ценность, по Бем-Баверку – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Введение данной категории поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении. Поэтому Бем-Баверком вводится понятие предельной полезности денег, которое соизмеряется с суммой предельной полезности товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода.
Логический переход австрийцев к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев приводили к заключению: предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами.
Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда – основного его источника.
Итак, австрийская школа не смогла создать абстрактную модель ценообразования, которая адекватно отражала бы реальные условия развитого товарного хозяйства. Вместе с тем нельзя не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязи потребительской стоимости (полезности) и стоимости. Соотношения платежеспособного спроса и цен, которые были поставлены австрийцами, прочно вошли в сферу экономических исследований.
Игнорируя при разработке теории предельной
полезности анализ процесса производства
и труда, представители австрийской
школы вынуждены были все-таки исследовать
издержки производства, которые учитываются
каждым предпринимателем в реальной
жизни. Поэтому возникла теория производительных
благ; в основном она представлена
работами Ф.Визера. в них предпринята
попытка психологизировать
Выделив наименьшую
предельную полезность из суммы потребительских
благ, которые созданы определенным
производственным благом, Визер назвал
ее предельным продуктом. Используя
данное понятие, Визер сформулировал
закон: предельная полезность предельного
продукта обуславливает цену производительного
блага, которое пошло на его изготовление,
и соответствующую часть
Таким образом, если ранее австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой операции потребовалось применение абстракции второго порядка – предельная полезность предельного потребительского блага.
На самом деле
в создании предметов потребления
участвуют совокупность производительных
благ. Австрийцы оказались перед
необходимостью разрешить довольно
трудный вопрос: какая часть ценности
предметов потребления должна быть
отнесена (или вменена) на счет того
или иного производительного
блага? По этому вопросу не сложилось
единого мнения: представителями
австрийской школы были созданы
различные варианты теории вменения.
На этой основе и решалась проблема
распределения (вменения) – стоимости
созданного продукта между трудом и
капиталом. При этом была использована
концепция Ж.-Б.Сэя о трех факторах
производства (земля, труд и капитал)
в сочетании с теорией
Однако необходимо
было дать ответ на вопрос о природе
прибыли. Честь создания субъективно
– психологической концепции
прибыли принадлежит Бем-
Впрочем, Бем-Баверк
не смог дать четкого ответа на вопрос,
кто должен определять разницу в
стоимости настоящих благ и благ
будущих. Необходимо было найти сколь-нибудь
объективный фактор – оценку, поскольку
для этой роли не годились субъективные
оценки ни рабочего, ни предпринимателя.
Поэтому Бем-Баверк включает в концепцию
процента идею о косвенных методах
ведения производства, подразумевая
под ними удлинение периода производства
(производственного цикла) на основе
использования капиталоемких
Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.
4. Кембриджская школа.
Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.
Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др. Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа. По сути, Маршалл поставил задачу создания синтетической теории стоимости на основе различных теорий, что нашло поддержку, как у сторонников неоклассического направления, так и у его противников.
Маршалл в целом
принимал методологическую систему
маржинализма, особенно ее нейтральный,
деидеологизированный подход к экономике,
внеисторическое ее понимание. В
то же время он обоснованно критиковал
позицию австрийцев по вопросу примата
субъективных оценок предельной полезности
в анализе процесса ценообразования,
отводя последним место одного из
факторов, влияющих на спрос. Одновременно
он выступал противником трудовой теории
стоимости, которая доказывала примат
издержек производства в ценообразовании.
Вследствие этого Маршалл отверг
метод причинно – следственных зависимостей
одних явлений от других. Так возник
аналитический метод Маршалла, впоследствии
названный теорией частичного равновесия.
Согласно этой теории, в каждой отдельной
ситуации исследователь должен принимать
постоянными все элементы, кроме
одного, анализируя изменения последнего.
Благодаря Маршаллу начали широко применяться
математические методы изучения функциональных
соотношений между
Центральное место
в творчестве Маршалла и его школы
занимает рыночный механизм формирования
цен. Исходным пунктом теории Маршалла
стал постулат: ни спрос, ни предложение
не имеют приоритета с точки зрения
определения цен, а являются равноправными
элементами механизма рыночного
ценообразования. В частности, Маршалл
констатировал рост спроса при падении
цен и уменьшении спроса при их
увеличении. Устойчивая цена (цена равновесия)
устанавливается в точке
Однако, отмечал
Маршалл, данная идеальная модель рыночного
взаимодействия цены, спроса и предложения
меняется в зависимости от продолжительности
исследуемых временных
Наступает долгосрочный период, где роль основного новообразующего фактора берет на себя предложение и связанные с ним издержки производства. Таким образом, производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса. Следует отметить, что издержки производства, по Маршаллу, в конечном счете, определяются суммой страданий, которые вызываются, с одной стороны, трудом, а с другой воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Психологическая теория переживаний Маршалла опиралась на известную с середины XIX в. «теорию воздержания» английского политэконома Н.Сениора и потребовалась основателю кембриджской школы для противопоставления рикардианской теории трудовой стоимости и марксовой теории прибавочной стоимости. В соответствии с этой теорией Маршалла, и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя – отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания. Тем самым снималась проблема прибавочной стоимости и тесно связанная с ней проблема эксплуатации. Однако, как и в рассуждениях австрийской школы, данное построение Маршалла не выглядит убедительным. Ожидание само по себе не может быть источником прибыли, поскольку переживания субъектов производства весьма разнородны, поэтому трудно соизмеримы. Из приведенных выше рассуждений Маршалл делал вывод, что денежные издержки производства или цена предложения конкретного товара должны обеспечивать компенсацию всех отрицательных ощущений субъектов производства, которая, таким образом, включает в себя заработную плату (за усталость, жертву рабочего) и предпринимательский доход (плату за воздержание, неуверенность). Маршалл не ограничился теоретическими построениями психологического содержания издержке производства. По настоящему крупным достижением прикладного характера стали исследования ученого, посвященные выявлению динамики издержке производства (в применении к отдельным предприятиям и фирмам). Он предложил три возможных модели динамики издержек. Существуют отрасли, утверждал Маршалл, где предельные издержки, следовательно, и цена предложения, не зависят от объема выпускаемой продукции (закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности). Но есть отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности). Наконец, к третьей категории относятся производства, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения (закон падающей отдачи или закон падающей производительности). Во 2-м и 3-м случае цена предложения предпринимателем связана с объемом произведенной продукции и определяется через предельные издержки производства. Таким образом, Маршалл включил в теорию цены важное положение о зависимости цены предложения от производства.